Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Забавное и поучительное о бизнесе


Дохлая лошадь и мудрость индейского племени применительно к бизнесу

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что если Вы обнаружили, что скачете на дохлой лошади, наилучшая стратегия – спрыгнуть с нее.
Однако в бизнесе, похоже, мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к дохлой лошади, включая следующие:
1. Покупаем более сильную плеть
2. Меняем наездников
3. Говорим: «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»
4. Создаем комитет по изучению лошади
5. Организуем посещение других организаций, чтобы посмотреть, как они скачут на своих дохлых лошадях
6. Повышаем стандарты скачки на дохлых лошадях
7. Создаем тигровую команду по оживлению дохлой лошади
8. Организуем тренинг по развитию скаковых навыков
9. Проверяем соответствие состояния дохлой лошади современной окружающей среде
10. Меняем требования к лошади, провозглашая, что эта лошадь дохлой не является
11. Производит анализ издержек, чтобы выяснить, не могут ли контрактники скакать на ней дешевле
12. Нанимаем контрактников, чтобы они скакали на нашей дохлой лошади
13. Собираем несколько дохлых лошадей в упряжку с целью повышения скорости
14. Провозглашаем, что никакая лошадь не может быть слишком дохлой, чтобы ее бить плетью
15. Обеспечиваем дополнительное финансирование для повышения производительности лошади
16. Покупаем продукт, который заставит дохлую лошадь скакать быстрее
17. Создаем кружки качества, чтобы найти применение для дохлой лошади
18. Пересматриваем требования к производительности лошадей
19. Продвигаем дохлую лошадь на должность руководителя.

 

Мудрость аборигенов Африки и бизнес

Источник: www.business2business.ru

Всего несколько пословиц аборигенов пустынь северо-восточной Африки оказались теми путеводными знаками, которые определяют важнейшие принципы бизнеса. Прочитайте и убедитесь сами.

Когда-то, много лет назад по окончании ВУЗа пришлось мне четыре года проработать преподавателем физики и математики в старших классах средних школ и колледжах Республики Сомали. Возможно, вы даже не знаете, где это. Если вам интересно, то подсказываю – это кусок каменистой пустыни, изредка перемежающейся небольшими оазисами, расположенной на так называемом Африканском роге. С севера страна омывается водами Аденским заливом, с востока – Индийским океаном, с запада она граничит с Эфиопией, а с юга – с Кенией. И лишь на юге страны, вдоль берегов рек Веби Шибели и Джуба вы обнаружите достаточно богатую растительность. Все остальное – каменистая, почти безжизненная пустыня.

Но не это тема нашего сегодняшнего разговора. Я просто хотел показать, где зарождались эти мудрые мысли, которые, если вдуматься, прекрасно отражают некоторые принципы, важнейшие для выживания бизнеса. Я обнаружил их в англо-сомалийском разговорнике, многие годы прозябавшем на моих книжных полках.

Итак, давайте же посмотрим, каковы взгляды этих аборигенов пустыни.

"Кто не понимает своих целей, погибнет раньше, чем износятся его лохмотья".

Обратите внимание, что если ваша цель не определена, то вы уже нищий и ходите в лохмотьях, а ваша гибель близка, поскольку лохмотья долго не продержатся.

Поэтому, занимаясь бизнесом, да и просто в жизни, имейте четкое представление о целях, к которым вы стремитесь, и о путях, которыми вы хотите их достичь. Без постоянного планирования ваш бизнес очень быстро умрет. Вы должны всегда точно знать, какой результат вы хотите получить в результате того или иного действия.

"Кто не может предвидеть будущего, не сможет понять настоящего".

Эта пословица в какой-то степени перекликается с предыдущей. Действительно, планирование каких-либо действий должно опираться на понимание того, как будет развиваться рынок, какие изменения могут на нем произойти, как будут развиваться потребности ваших клиентов.

Поэтому, постоянно следите за тем, что происходит вокруг вас, каковы тенденции развития, как вашего сектора рынка, так и всей экономики в целом, какие ниши могут открыться (или закрыться) в ближайшем будущем. И действуйте, чтобы быть готовым к этим изменениям.

"Баран не видит неба, пока его не режут".

Опять продолжение темы планирования и предвиденья будущего. Не уподобляйтесь барану, видящему только то, что лежит у него перед глазами. Замечайте все, что происходит вокруг вас.

А чтобы лучше видеть и свободней двигаться, не будьте таким, как все – покиньте стадо. Не забывайте, что только бараны пасутся стадами, а орлы летают одиноко. Перестаньте быть бараном, который делает то же, что и все остальные. Станьте уникальным, поднимитесь над толпой и парите, как орел.

"Даже глупый кролик, сидя в теплой норе, присматривает себе другую".

Еще один хороший совет. Даже если вам кажется, что все у вас прекрасно, не обольщайтесь. Будьте готовы к переменам, на всякий случай имейте дополнительные источники доходов. Если вы работаете по найму, то займитесь собственным бизнесом. Если у вас уже есть свой бизнес, подумайте о новом направлении вашей деятельности.

Лучше всего, если этот дополнительный источник доходов будет связан с вашей основной деятельностью. Если все в порядке, они будут поддерживать друг друга. А в случае возникновения проблем в одном из направлений деятельности, вам помогут выжить другие.

"Если не попросишь, даже родная мать ничего не подаст".

А это уже относится к вашему коммерческому предложению. Как часто, увлекшись описанием нашей прекрасной услуги или уникального товара, мы забываем сказать, а чего мы собственно хотим получить от клиента. Поэтому, не забывайте помещать на сайте в конце вашего предложения таки слова, как "нажмите", "закажите", "скачайте", "позвоните". Скажите клиенту четко и недвусмысленно, каких действий вы от него ожидаете.

"Обсуждение условий - знак согласия".

Блестящее замечание. Если ваш клиент начинает задавать вопросы о вашей продукции или услугах – значит он, в принципе, готов к покупке, но хотел бы уточнить детали. Не упускайте поклевок и умейте вовремя подсечь. И рыбка будет вашей. Только не спугните в спешке.

"Бедность заставляет вас обращаться к врагу".

Еще одно замечание, как нельзя лучше подходящее к бизнесу. Действительно, если ваши финансовые и людские ресурсы не позволяют соревноваться с более сильным конкурентом, вступите с ним в союз. По своему опыту знаю, что в большинстве случаев две, казалось бы конкурирующие компании, на самом деле конкурентами не являются. Каждая из них работает в своей нише и пересечение клиентской базы незначительное. Да и сами услуги или товары отличаются друг от друга. В этом случае совместная деятельность таких компаний на рынке выгодна для обеих сторон.

* * *

В этой короткой статье я не пытался дать вам какие-либо четкие рекомендации и пошаговое руководство к ведению бизнеса. Просто хотелось поделиться с вами несколькими мыслями, навеянными этими пословицами, а также показать условия, в которых живет народ, придумавший их.

Единственный совет, который хотелось бы дать – не относитесь пренебрежительно к мудрости древних. Ведь эти пословицы, как и пословицы других народов, основаны на опыте сотен тысяч, а то и миллионов человек и проверены тысячелетиями. Как однажды сказал Фридрих Ницше:

"Дороже всего люди расплачиваются за то, что пренебрегают банальными истинами".

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

 

Non progredi est regredi

Как говорили еще античные римляне, кто не развивается, тот деградирует. Для современного бизнеса эта древняя мудрость становится универсальным рецептом выживания. Если компания не может достойно ответить на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию, то неизбежно проигрывает в конкурентной борьбе. Хорошей иллюстрацией здесь может стать развитие отечественных производителей строительных и отделочных материалов за последние пятнадцать лет. Чтобы выдерживать конкурентное давление со стороны зарубежных производителей, они должны были повышать качество продукции и расширять ассортимент или уйти с рынка.

Всевозможным аспектам конкуренции и связанным с ними стратегиям поведения компаний посвящено огромное число исследований. Это и не удивительно, учитывая, что важность данного фактора в развитии любого бизнеса трудно переоценить. Одним из основных ресурсов адаптации и развития компаний большинство исследований называют внедрение и активное использование инноваций. Это могут быть новые подходы к управлению предприятием, организации труда либо к повышению качества. Также инновации могут касаться выведения на рынок принципиально новых товаров и услуг.

В данной статье мы рассмотрим роль инноваций в развитии бизнеса и повышении конкурентоспособности в приложении к самым интенсивно растущим российским отраслям - строительству и обустройству.

Судьба новатора

Стало общепринятым утверждение, что использование инновационного подхода, то есть выпуск новых продуктов с уникальными свойствами или использование «ноу-хау», создает конкурентное преимущество. Но основная проблема внедрения инноваций состоит в трудности оценки их потенциальной успешности. Сложно предугадать, как отреагирует рынок на то или иное новшество – будет ли оно востребовано или проигнорировано потребителем. И все же вложения в инновации весьма привлекательны по той причине, что при определенном уровне риска (затраты на разработку, внедрение и производство) потенциальные выгоды могут многократно превышать  убытки.

Разработано немало классификаций возможных стратегий поведения компаний на рынке, которые тесно связаны с разными подходами использования инноваций в конкурентной борьбе. Один из ведущих теоретиков в области стратегического управления, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер выделил три основных стратегии. Условно их обозначают как «снимающие сливки» (те компании, что выводят на рынок новые уникальные продукты), «лидеры себестоимости» (инновации направлены преимущественно на уменьшение издержек) и «игроки на нишах» (стараются занять лидирующее положение на узком рынке). Стратегии эти в реальной жизни не столь четко определены. По мере развития компании они трансформируются друг в друга и взаимопереплетаются в соответствии с требованиями момента.

Многие исследователи усматривают здесь отчетливые параллели с конкуренцией в живой природе. Например, А.Ю. Юданов, опираясь на работы эколога Раменского, разработал классификацию стратегий конкурентного поведения, выделив такие типы компаний, как виоленты (примерный аналог по Портеру - «лидеры себестоимости»), патиенты (в терминах Портера - «игроки на нишах»), эксплеренты (аналог «снимающих сливки»), коммутанты (новая группа - подражание успешным инновациям).

Швейцарский экономист Х. Фризевинкелем предлагал развитие этой классификации, условно ассоциирующей стратегию компаний с поведением животных: «виоленты» – львы; «патиенты» – лисы; «эксплеренты» – ласточки, «коммутанты» – мыши. Определенные нюансы в национальном восприятии образов этих животных (негативные ассоциации) не позволяют сделать приведенную классификацию универсальной. Поэтому мы рассмотрим особенности отношения к инновациям в терминологии классификации Юданова.

Первый тип - так называемые виоленты. Это крупные компании, для которых характерно силовое инновационное поведе­ние. К виолентам относятся такие европейские гиганты как Henkel, Tigi Knauf, Feidal, являющиеся лидирующими игроками в своих областях и имеющие разветвленные сети производства и реализации продукции в странах Евросоюза и за его пределами.

Благодаря внушительным ресурсам, хорошей организации производства и сбыта продукции, они имеют значительные преимущества в определенном сегмен­те рынка. Поскольку первоочередными задачами для них являются удержание уже достигнутых и отвоевание новых позиций на рынке, возможные усовершенствования нацелены, прежде всего, на снижение издержек производства и реализации продукции. Решение этих задач, как правило, заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии. Таким образом они могут обеспечить повышение рентабельности при более низких ценах для потребителей и тем самым добиться завоевания большей доли рынка.

Патиенты - компании средних размеров, специализирующиеся на производстве продукции в определенной нише. Например, производство и установка входных дверей, кровельных систем или оборудования для инженерных коммуникаций. Чтобы стать лидерами в своей узкой области, такие компании должны иметь хорошо отлаженное производство, большой потенциал для создания или адаптации новых разработок и систему обеспечения высокого качества продукции. Надо сказать, в России сейчас большинство инноваций выводится на рынок именно такими небольшими, крепко стоящими на ногах компаниями. И примеров в любом из секторов строительной отрасли можно найти немало.

Например, компания «Валмакс», производитель мебельной фурнитуры из г. Миасс, за непродолжительное время стала одним из заметных игроков на этом узком рынке, несмотря на сильную конкуренцию со стороны именитых западных производителей. Это можно объяснить сочетанием трех факторов – хорошей производственной базы, высокого качества продукции и развития инновационного подхода, то есть создание собственного стиля и оригинальных разработок.

Стоит еще заметить, что для компаний, выбравших стратегию патиента, гибкая модель производства развивается как целая система дополняющих и усиливающих друг друга эффектов - постоянного увеличения разнообразия и обновления продукции, повышения ее качества и ускорения обслуживания потребителей.

Эксплеренты – это небольшие венчурные компании, основываемые энтузиастами, деятельность которых посвящена разработке и выпуску одной инновации, не имеющей аналогов. Те немногие, кто нашел удачную и своевременную идею, начинают бурно развиваться, добиваются колоссального успеха и входят в историю.

Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый то­вар получил признание и стал массовым, эксплерент должен развиться до патиента, то есть найти свою нишу, или виолента, другими словами - начать массовое производство. Выбрав второй путь, «Parker Paint» в 2001 году начала создавать дилерскую сеть на территории России, СНГ, Прибалтики и Европы.

Коммутанты, как правило, развиваются в сфере обслуживания. Этих компаний большинство, и роль их в инновационном процессе двояка. Не беря на себя риски по продвижению инноваций, они предпочитают использовать хорошо зарекомендовавшие себя технологии или выпускают подражания ранее успешным инновационным продуктам других компаний. Российские реалии подсказывают нам немало примеров – например, небольшие компании, специализирующиеся на индивидуальном строительстве, ремонте жилья или офисов.

Преимущества компаний-коммутантов проявляются до тех пор, пока они остаются небольшими. Если происходит рост штата и производственных мощностей, это ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Тут требуется смена стратегии – чтобы выжить, компания либо должна обращаться к новациям в сфере снижения издержек, либо разрабатывать собственные уникальные продукты.

Залог выживания

Растущая строительная отрасль России сейчас заинтересована в компаниях всех типов. Свое место на рынке найдут и мощные гиганты, и компании, предлагающие потребителям проверенные временем продукты и технологии, и небольшие венчурные фирмы, продвигающие на рынке свои уникальные разработки или адаптирующие зарубежные инновации. Только большое разнообразие стратегий выживания в бурном океане современного бизнеса позволяет говорить об устойчивости и большом потенциале развития экономики в целом.

 


В избранное