Подбор меню для малыша – вещь серьезная. Несмотря на обилие справочников и рекомендаций по питанию детей первого года жизни, многие вопросы остаются спорными. В частности, вопрос о том, когда и как вводить соки в рацион младенца.
Что такое моносоки? Моносоки – это соки, изготовленные из одного вида овощей или фруктов. В купажированных соках присутствует смесь нескольких компонентов. Для детей первого года жизни педиатры рекомендуют именно моносоки. Они помогают определить, переносит ли ребенок тот или иной продукт по отдельности – тем самым снижается риск аллергических реакций.
О классификации Сегодня на прилавках чего только не найдешь – и соки, и нектары, и просто напитки. В соответствии с современными международными требованиями и отечественными стандартами, плодоовощные напитки делятся на соки (содержание фруктов и овощей в которых составляет не менее 50%), нектары (содержащие от 25 до 50% фруктов и овощей) и собственно напитки (не менее 10% плодов и овощей).
Когда? В последнее время некоторые врачи-педиатры пришли к выводу, что детям, находящимся исключительно и преимущественно на грудном вскармливании, соки следует давать с 6 месяцев и старше, после введения в их рацион других видов продуктов – фруктовых пюре и каш.
«Золотой запас» Грушевый сок обладает «золотым запасом» фолиевой кислоты (она играет важную роль в процессах кроветворения и очень важна для подрастающих малышей), а также кальция, фосфора, магния, кобальта и клетчатки. Помните, что этот сок обладает «закрепляющим» действием!
По капле Малыши довольно быстро и легко (если нет пищевой аллергии) привыкают к моносокам. Это обусловлено тем, что они имеют ту же привычную для младенца жидкую консистенцию, что и молоко. Сок вводится в рацион питания постепенно, начиная с половинки чайной ложечки (это примерно 2,5 мл) после одного из утренних кормлений, причем его можно давать как в чистом виде, так и разбавляя водой. Постепенно можно увеличивать дозу: с 5 месяцев количество сока может увеличиться до
30 мл, в 6 месяцев объем сока может достигать уже 60 мл. К концу первого года жизни кроха уже может лакомиться 100 мл любимого сока. Считается, что начинать «знакомить» малыша с соками нужно с осветленного яблочного сока, поскольку он характеризуется низкой кислотностью...
Психолог -дефектолог и логопед Татьяна Григорьевна Визель дает это задание всем родителям дошкольников, которые хотят, чтобы у детей была и хорошая дикция, а также тем, кто хочет, чтобы у детей было и хорошее лето. Задание это веселое, и тот, кто его выполнит, не соскучится. Для начала немного о серьезном и даже грустном. Дело в том, что наши дети говорят все хуже. Беда сегодняшних малышей - общая слабость речевого аппарата, его вялость, растренированность. Этому есть несколько причин.
Причины бывают разные.
Первая - мамы рано заканчивают кормть детей грудью либо не кормят совсем. Ребенок не успевает «насосать» соответсгвующие мышцы. Дело в том, что при сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса. Поскольку все последние десятилетия нарастала тенденция как можно раньше приучать детей к чашке и ложке, то малыш не только грудь, но и бутьшочку не успевал пососать как следует. Пустышку тоже многие не одобряют, хотя, я считаю, напрасно.
Сосание - слишком важный процесс для ребенка, недостаточность, может иметь самые разные негативные последствия - и эмоциональные, и логопедические. Следующая по важности причина - изменение характера питания детей старше года. Наши дети сегодня питаются не так, как 100 или 50 лет назад. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное печенье - эта пища неестественна во всех отношениях. Но я не диетолог, а логопед, и меня больше других волнует один аспект: дети не
жуют и не грызут. Они не тренируют мышцы. Это касается взрослых тоже, но для детей особенно важно. Стоматологи говорят о том же: не хватает нагрузки. Дети перестали грызть морковку, кочерыжки, сухари. Правда, резинку они жуют исправно. Если она доброкачественная, без вредных добавок - пусть жуют. Во все времена, во всех странах дети что-то такое жевали: вар, смолу, вишневый клей. Значит, есть такая потребность. Третья причина - аномалии в строении речевого аппарата, в том числе генетически обусловленные.
У ортодонтов сегодня много работы:процент детей с такого рода дефектами увеличивается. Это замечают и воспитатели, и учителя.
Аномалии тоже бывают разные.
Скажем, такая особенность строения, как высокое небо, отражается на произношении звуков Р и Л. Короткая уздечка затрудняет произношение шипящих и свистящих. Кстати, часто ортодонты рекомендуют подрезание уздечки без логопедических показаниЙ. Я бы посоветовала родителям, прежде чем идти на операцию, показать малыша логопеду. Если кончик языка крохи достает до альвеол - ничего резать не нужно, здесь помогут упражнения...
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.
От рождения до года Общеукрепляющая гимнастика
Помогите ребенку ощутить свое тело. Для этого хорошо перед едой выложить его на животик, пробежать пальчиками правой руки от ладони к плечу левой, помассировать ножки и слегка пощекотать тут и там.
С месячного возраста можно укреплять шею и плечи малыша. Для этого на несколько минут положите его на живот и поговорите о чем-нибудь, склонившись над ним. (Но только не оставляйте грудничка одного.)
Если спинка младенца уже окрепла, он с удовольствием покачается на маминых коленях или "полетает", лежа вниз животом, на вытянутых руках. Держите его крепко! Взяв малыша за руки, помогите ему встать на ножки, а затем снова лечь на спину.
Займитесь гимнастикой. Положив ребенка на спинку на широком диване, приподнимайте его руки над головой попеременно. Затем слегка нажмите ладонями на ступни крохи, чтобы он отталкивал их, распрямляя ножки. Или покружите в "велосипед".
Игрушки, которые можно мять, трясти, катать и т.п., помогут малышу освоить различные навыки. Для ребенка, который учится стоять, самое время расставить мебель так, чтобы, держась за нее, он мог вставать и обходить комнату.
Если вы планируете ходить с ребенком в бассейн (при детской поликлинике, например), начинайте заранее приучать кроху ко всему, с чем он там может столкнуться. Пусть малыш "плавает" на животе и на спине на ваших руках от одного края ванны к другому. Возьмите его с собой в душ, постепенно приучайте к воде, льющейся на голову.
Сыграйте с малышом в мяч, когда он сидит на полу или на травке.
От года до двух
Включите веселую музыку и потанцуйте вместе.
Помогите ребенку разучить несколько движений: дотронуться до своего носа, помахать руками, потопать ногами. Когда малыш в состоянии будет повторить каждое движение, проделайте их несколько раз подряд в той же очередности.
Устройте вместе потешные бега: часть пути из комнаты в кухню можно пройти вразвалочку, часть - задом наперед, в конце повернуться вокруг себя 3 раза, коснуться ладонями пола и бегом вернуться назад.
Попробуйте такую игру: ребенок хлопает в ладоши (или прыгает, или размахивает руками), пока вы не скажете: "Стой!". Это упражнение помогает ребенку научиться "нажимать на тормоза" в случае опасности.
Соорудите в комнате простейшую полосу препятствий: на пол положите большую подушку от дивана, через которую надо перелезть, стул, под которым надо проползти, и т.п.
На прогулку, чтобы ребенок больше двигался, хорошо брать с собой игрушку, которую можно катать..