Транспорт и грузоперевозки: новости, аналитика, дискуссии Спад на рынке автоперевозок
Рынок автоперевозок переживает
период стагнации после трех летнего периода роста. Сжатие рынка приводит к
тому, что мелкие транспортные компании вынуждены либо прекращать свою
деятельность, либо уходить в теневой сектор.
Если проанализировать данные Росстата,
то в текущем году снизился грузооборот и объем перевозок, причем последний
более ощутимо. Что касается грузооборота, то майский показатель текущего года
меньше на один процент майского показателя 2012 года. 103 и 104 процентов
соответственно. Если сопоставить соответствующие периоды с января по май, то
получим 102 и 110 процентов. Положительная динамика с умеренным замедлением
темпов роста. Объемы грузоперевозок так же сократились, но замедление темпов
роста умеренным уже не назовешь. Майские объемы – 96 и, заметим, 109 процентов
соответственно. Периоды с января по май – аналогично. В текущем году грузоперевозки
автомобильным транспортом потеряли целых пятнадцать процентов в объеме! Цифра
говорит о многом. Автоперевозчики исчерпали ресурсы роста, обусловленные низкой
базой кризисного периода и фору, которую предоставили автоперевозчикам
железнодорожные транспортные компании в период своего становления как
операторов РЖД. К слову, подпитка с железной дороги будет какое-то время
продолжаться, так как к концу текущего года РЖД планирует полностью вывести из
оборота грузовые контейнера малой и средней грузоподъемности. Малый бизнес
опять попадет в ситуацию поиска альтернативных решений, которые вполне
очевидны. Однако этот фактор не окажет решающего значения в текущей рыночной
ситуации.
Потеря пятнадцати процентов
грузовой базы явилась внутренней причиной повышения внутриотраслевой
конкуренции. К внешней причине следует отнести так называемый единый рынок
транспортных услуг стран-участниц
таможенного союза. Автоперевозчики из стран ближнего зарубежья и раньше
чувствовали себя своими среди чужих. С переносом таможенного контроля на
внешние границы Союза, ситуация
усугубилась, причем при поддержке Министерства промышленности и торговли.
Хорошие, но дорогие грузовые автомобили, с учетом утилизационного сбора, стали
еще дороже. Вот они, два основных факта, которые привели к
тому, что сегодня, по данным опроса Росстата, более половины российских транспортных
компаний работают с убытками.
Регресс рынка транспортных услуг
обусловил в первом полугодии текущего года спад объемов продаж грузовых
автомобилей, который наблюдается впервые за последние три года. В 2011 году
была зафиксирована рекордная динамика роста. 38% относительно 2010 года.
Собственно уже тогда было ясно, что
такой бурный рост является временным явлением восстановления рынка после
провального 2010 года. В этом году спрос на грузовые автомобили средней
грузоподъемности упал на 14%, на тяжелые грузовики – около 10%.
Прогнозы на 2013 год выглядят
более или менее утешительно. Во втором полугодии на рынке транспортных услуг
ожидается небольшой подъем, который позволит скорректировать в сторону
увеличения общие годовые показатели.