Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Транспорт и грузоперевозки: новости, аналитика, дискуссии Спад на рынке автоперевозок


Рынок автоперевозок переживает период стагнации после трех летнего периода роста. Сжатие рынка приводит к тому, что мелкие транспортные компании вынуждены либо прекращать свою деятельность, либо уходить в теневой сектор.

Если проанализировать данные Росстата, то в текущем году снизился грузооборот и объем перевозок, причем последний более ощутимо. Что касается грузооборота, то майский показатель текущего года меньше на один процент майского показателя 2012 года. 103 и 104 процентов соответственно. Если сопоставить соответствующие периоды с января по май, то получим 102 и 110 процентов. Положительная динамика с умеренным замедлением темпов роста. Объемы грузоперевозок так же сократились, но замедление темпов роста умеренным уже не назовешь. Майские объемы – 96 и, заметим, 109 процентов соответственно. Периоды с января по май – аналогично. В текущем году грузоперевозки автомобильным транспортом потеряли целых пятнадцать процентов в объеме! Цифра говорит о многом. Автоперевозчики исчерпали ресурсы роста, обусловленные низкой базой кризисного периода и фору, которую предоставили автоперевозчикам железнодорожные транспортные компании в период своего становления как операторов РЖД. К слову, подпитка с железной дороги будет какое-то время продолжаться, так как к концу текущего года РЖД планирует полностью вывести из оборота грузовые контейнера малой и средней грузоподъемности. Малый бизнес опять попадет в ситуацию поиска альтернативных решений, которые вполне очевидны. Однако этот фактор не окажет решающего значения в текущей рыночной ситуации.

Потеря пятнадцати процентов грузовой базы явилась внутренней причиной повышения внутриотраслевой конкуренции. К внешней причине следует отнести так называемый единый рынок транспортных услуг   стран-участниц таможенного союза. Автоперевозчики из стран ближнего зарубежья и раньше чувствовали себя своими среди чужих. С переносом таможенного контроля на внешние границы Союза,  ситуация усугубилась, причем при поддержке Министерства промышленности и торговли. Хорошие, но дорогие грузовые автомобили, с учетом утилизационного сбора, стали еще дороже.   Вот они, два основных факта, которые привели к тому, что сегодня, по данным опроса Росстата, более половины российских транспортных компаний работают с убытками.

Регресс рынка транспортных услуг обусловил в первом полугодии текущего года спад объемов продаж грузовых автомобилей, который наблюдается впервые за последние три года. В 2011 году была зафиксирована рекордная динамика роста. 38% относительно 2010 года. Собственно уже  тогда было ясно, что такой бурный рост является временным явлением восстановления рынка после провального 2010 года. В этом году спрос на грузовые автомобили средней грузоподъемности упал на 14%, на тяжелые грузовики – около 10%.

Прогнозы на 2013 год выглядят более или менее утешительно. Во втором полугодии на рынке транспортных услуг ожидается небольшой подъем, который позволит скорректировать в сторону увеличения общие годовые показатели.


В избранное