Транспорт и грузоперевозки: новости, аналитика, дискуссии Промышленная сборка: оборотная сторона медали
Развитие промышленной сборки
зарубежных автомобилей дает сильный импульс развитию отечественной
автомобильной промышленности, одновременно создавая конфликтные ситуации со смежными отраслями промышленности.
Основными потребителями алюминия
являются автомобильная промышленность, кабельная промышленность, энергетика и
строительный сектор. Прогнозный спад потребления алюминия отечественным
автопромом по итогам первого полугодия текущего года может составить около
двадцати процентов. Цифра серьезная и заставляет производителей алюминия анализировать причины
и искать решения.
В автомобильной промышленности
снижение потребления алюминиевых сплавов обусловлено рядом причин, условно
разделенных на внутренний и внешний факторы. Внутренний фактор – это снижение
продаж автомобильной техники. В первом квартале текущего года снижение объема
продаж легковых автомобилей составило почти четыре процента, спрос на грузовые
автомобили снизился хоть и меньше, но так же ощутимо. На десять процентов. Внешний
фактор – это замещение отечественных комплектующих изделий на более
качественные импортные изделия. Внутренний фактор следует отнести к числу
временных. После экономического спада
2009 года спрос на легковые и грузовые автомобили восстановился ураганными
темпами. Как правило, за периодом интенсивного роста следует определенный спад,
который наблюдаем в текущем году. Прогнозы на следующий год внушают некоторый
оптимизм.
Второй фактор приобретает
характер устойчивой тенденции. Растет доля иномарок отечественной сборки с
низкой степенью локализации производства. Что касается грузовых автомобилей, то
практически все производства построены по принципу сборки крупных узлов и
агрегатов.
Государственный протекционизм в
промышленности – инструмент не новый и хорошо проверенный. Производители
грузовых автомобилей освоили его в совершенстве. Достаточно вспомнить утилизационный
сбор, введенный почти год тому назад, и антидемпинговую пошлину на легкие
грузовики, введенную месяц назад. Теперь очередь за металлургами. Правда, им в
этом плане несколько сложнее.
Что касается расширения сферы
применения алюминия в автомобильной промышленности, о чем сегодня говорится
достаточно много, то здесь пока гораздо
больше вопросов, чем ответов. Сколько будут стоить специализированные грузовые
автомобили, если, например, платформы самосвалов или бункеры цементовозов производить
из алюминия. Снижение веса и возможность увеличить полезную нагрузку не
вызывает сомнения. Но вразумительной корреляции с ценой здесь не
прослеживается, а транспортные компании для восприятия таких инноваций должны
выйти на качественно новый уровень рентабельности своего бизнеса.