Транспорт и грузоперевозки: новости, аналитика, дискуссии Как часто мы меняем наши автомобили
Российский менталитет проявляется
во всем, в том числе в нашем отношении к длительности эксплуатации автомобилей.
Оказывается, что легковые автомобили мы меняем гораздо чаще других, грузовики
эксплуатируем до победного конца.
Средний срок эксплуатации
легковых автомобилей составляет четыре года. Средний возраст грузовиков
несоизмеримо выше. Восемнадцать лет. Чуть моложе пассажирские автобусы. Им
пятнадцать.
В США, Китае и Индии легковые
автомобили меняют один раз в пять лет, в состоятельной Германии и изолированной
Канаде один раз в семь лет. Значит ли это ли это, что мы состоятельнее
американцев или немцев? Конечно же, нет. Средний уровень доходов в США и
Германии в два с лишним раза превышает российский уровень.
Тогда почему мы меняем машины
чаще? Иррациональные мотивы смены автомобиля преобладают над рациональными
мотивами. Для нас очень важен статус. Чем дороже автомобиль, тем «круче»
владелец. Другими словами это принцип показного потребления. Чаще других меняют
автомобили класса «премиум». Раз в два года. Владельцы таких автомобилей
заботятся о своей деловой репутации.
Тот же принцип заложен в основу
выбора автомобиля. При покупке легкового автомобиля большинство россиян не
задумываются о стоимости его эксплуатации в отличие, скажем от наших коллег из
Германии, которые выполнят скрупулезные сравнительные расчеты по предварительно
намеченным моделям. Данные для расчетов предлагаются как дилерами, так и
рейтингами авторитетных аналитических агентств. Кстати, российские транспортные
компании вырабатывают новый подход к приобретению подвижного состава. На первый
план, как и для потребителей большинства развитых стран, выходит стоимость владения, так как грузоперевозки
становятся малодоходным бизнесом.
Стоимость годовых затрат на
содержание самого обыкновенного автомобиля достаточно высока, если учесть,
подчеркнем это слово, «все» составляющие. В среднем это тридцать процентов на
топливо, десять – на техническое обслуживание, страховку и транспортный налог.
Но есть еще одна, которую большинство из нас изначально не принимает в расчет.
Это потеря стоимости при продаже, которая зависит от марки и класса авто.
Автомобили представительского класса теряют в своей стоимости гораздо больше,
чем автомобили класса эконом. AudiA6,
за три года эксплуатации теряет около пятидесяти процентов. Японские авто
среднего ценового диапазона не более двадцати пяти. Внутри классов так же
существуют различия. Lacettiтеряет меньше чем Accent. Двадцать процентов против тридцати. Различие в темпах
обесценивания зависит от большого количества факторов. Имидж, ценовая политика,
популярность, ремонтопригодность и стоимость обслуживания. Выигрывают марки,
которые продаются без особого прицела зарабатывать на сервисном обслуживании,
хотя все отдают себе отчет в том, что при насыщении рынка это может
превратиться в основной вид бизнеса. Компании, устанавливающие наиболее
длительные интервалы в сервисном обслуживании, как правило, получают дивиденды
в виде заметного увеличения объемов продаж. Отсутствие акцента покупателей на
факторе стоимости владения позволяет дилерам компаний без жесткой вертикальной
интеграции проводить ничем не обоснованную ценовую политику в части стоимости
запчастей и проведения ремонтов. Думается, что многим это хорошо знакомо.
Грузовые автомобили живут
примерно по тем же законам. Исключение составляют грузовики отечественного
производства, потеря стоимости которых не идет в сравнение ни с одной иномаркой.