Как утверждает Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures, в любом секторе Рунета есть еще минимум пять направлений, которые можно развить и стать серьезным игроком. Нужно просто смотреть, где еще нет крупных игроков.
Компания Fast
Lane Ventures разрабатывает, запускает и продвигает свои проекты с потрясающей для рынка скоростью. Генеральный директор Марина Трещова рассказала о том, что для гегемонии в Рунете нужна только фора по отношению к конкурентам.
Обычно среднестатистические фонды запускают не более 5 проектов в год, вы же – по проекту в месяц-два. Чем вызвана такая "плодовитость"?
Мы не среднестатистический и вообще не фонд. Если искать более или менее подходящую нам терминологию, то мы скорее бизнес-акселератор. В отличие от фонда мы не только вкладываем стартовые средства в развитие новых бизнесов, но сами эти бизнесы строим собственными руками. Мы поддерживаем компании своей экспертизой в области рекрутмента, ИТ, маркетинга, поиска инвестиций и т.д. и осуществляем жесткие контролирующие функции в течение первого года после старта. В управляющей команде Fast Lane Ventures сегодня
45 экспертов, тогда как в фондах таких людей обычно порядка 5.
Что касается плодовитости: мы действительно бежим очень быстро и стараемся успеть как можно больше. Скорость – это главная корпоративная ценность нашей компании. Все наши бизнесы запускаются по технологии FAST 50 – в среднем за 50 рабочих дней. Впервые эту технологию мы отработали на нашем первом проекте – онлайн-магазине обуви Sapato.ru. Еще полтора года назад в России не было ни одного специализированного интернет-магазина
обуви, а идея витала в воздухе. Мы понимали, что выиграет тот, кто реализует ее первым, и счет шел именно на дни, а не на месяцы или недели. Мы оказались правы. И вслед за нами другие компании принялись открывать аналогичные магазины, "клонируя" наш опыт. Так происходит и в других сегментах. Чем быстрее мы будем создавать новые бизнесы, тем больше будет у нас фора. В Рунете сегодня спрос на онлайн-сервисы и продукты в потребительском сегменте значительно опережает к
ачественное предложение. А аудитория при этом самая большая в Европе! Это 60 миллионов пользователей! Здесь огромное поле для действий, и победит тот, кто будет бежать быстрее.
Что вы считаете наиболее сильными секторами в России в плане венчурного финансирования, а в какой сфере точно не станете открывать бизнес?
Почти все наши компании объединяет принадлежность к потребительскому рынку, многие из них – в сфере электронной коммерции, но есть и другие модели. В сегменте B2C мы видим огромные перспективы для предпринимательства и инвестирования. Несмотря на кажущуюся насыщенность рынка, в Рунете отсутствует множество потребительских продуктов и сервисов, которые давным-давно доступны жителям других стран, и которые существенно влияют на повышение качества жизни. Тот же Sapato.ru, Teamo.ru, Heverest.ru. Конкуренция онлайн-магазинов в России в этих сегментах еще не очень высока, в то время как рынок развивается крайне динамично. Heverest стал первым в России ресурсом, на котором представлены товары для всех направлений сразу.
В потребительском Интернете можно взять любое товарное направление и создавать все, что душе угодно. Это, правда, достаточно дорогостоящее и ресурсоемкое мероприятие: для большого бизнеса требуется большой начальный капитал. А маленьких бизнесов уже очень много, их сделать проще, но там часто страдает качество и финансовый результат.
В любом онлайн-секторе есть еще минимум пять направлений, которые можно развивать и становиться серьезным игроком. Можно идти по любому товарному ассортименту от игрушек до предметов интерьера, смотреть, где нет крупных игроков, и становиться таковым. Помимо электронной коммерции есть масса сегментов, где еще нет развитых потребительских сервисов: туризм, недвижимость, поиск работы и т.д.
Поговорим об идеях. Что является источником вдохновения для бизнес-идеи в России? Сколько ваших проектов вы назвали бы уникальными, а сколько заимствованными с Запада?
У нас в стране сложился странный стереотип: инновация – это обязательно изобретение чего-то принципиально нового, желательно, в технологической сфере, а еще лучше – нанотехнологической. Это заблуждение. Инновации могут быть также управленческими, маркетинговыми, социальными. Мне понравилось недавно услышанное определение стартапа: это решение старой проблемы принципиально новым способом
Принципиально важный критерий отбора идей в нашей компании – наличие проверенной западной модели. Если к нам приходят предприниматели с идеей, которая не опирается на успешный западный опыт, мы ее рассматривать не будем. Изобретать велосипед не в наших правилах: трудозатрат и денег на воплощение принципиально новых идей нужно гораздо больше, уровень спроса не очевиден, а результат непредсказуем. Использование проверенных моделей значительно снижает риски непредвиденных результатов, дает возможность создавать
компании очень быстро при разумных стартовых инвестициях и при этом достаточно быстро получать прибыль на быстро растущих рынках.
Возможно ли предложить Fast Lane Ventures свою бизнес-идею на реализацию? Что нужно, чтобы эта идея была принята?
Конечно, можно. Нужна высокая проработанность идеи и соответствие нашим стратегическим критериям, о которых я уже говорила: преимущественно B2С-рынок и рынок электронной коммерции, наличие зарекомендовавшей себя модели, желательно отсутствие прямых аналогов на российском рынке.
Мы рассматриваем до 150 заявок в месяц, из них встречаемся с 10-15 авторами проектов, из которых 2-3 в итоге рассматриваем как потенциальные объекты для инвестирования и разработки. Остальные предложения мы отклоняем, либо потому что они не подходят нам по профилю и стратегии, но чаще потому, что они просто недостаточно хорошо проработаны. Последних – большинство. Я не имею в виду тех, которые "хочу сделать красиво, но не знаю как, дайте денег, вместе разберемся". Если человек пришел к потенциальному партнеру
и не может правильно представить модель, доказать способность ее роста, объяснить рыночные перспективы, это вообще не разговор. Я имею в виду тех, кто в чем-то разобрался, а что-то важное упустил. Например, предложенная бизнес-модель востребована, но на этом рынке высокая конкуренция с уже сформировавшимися лидерами. Другой вариант: у идеи хорошие рыночные перспективы, но потенциально низкий объем бизнеса (это ключевое условие для институциональных инвесторов). Или же
конкуренции практически нет, есть возможность стать первым в своей нише, но полностью отсутствует потенциальный спрос.
Игорь Агамирзян, возглавляющий государственную РВК, на конференции Techcrunch Moscow 2011 сказал, что в России сегодня денег больше, чем проектов. Согласитесь ли?
Пожалуй, соглашусь, но дело не в том, что идей мало, а в том, что далеко не все знают, что с ними дальше делать, как донести до потенциального инвестора их ценность. Ведь наличие хорошей идеи само по себе не гарантирует потенциальной прибыли. Идею нужно проанализировать, проработать, все просчитать, составить бизнес-план, прописать все необходимые для достижения цели KPI и только потом идти "продавать" ее инвестору. К сожалению, у нас, в отличие от западных стран, еще не развита необходимая инфраструктура
для оказания помощи в такого рода подготовительной работе. Учебных заведений, где могут этому научить, и консалтинговых компаний, которые могут в этом помочь, – единицы, не говоря уже об уровне понимания проблемы в целом. По-настоящему перспективных идей гораздо больше, но нужно приложить усилия, чтобы убедить в этом потенциальных инвесторов.
Вы стартовали в 2010 году, не застав кризиса 2009. Как на ваш взгляд, можно ли продолжать финансирование компаний во время экономического спада? Какой стратегии придерживался бы Fast Lane Ventures в такой ситуации?
Я не думаю, что наша стратегия изменится. Стратегический фокус останется в силе в любой ситуации. Чем сложнее экономические условия, тем строже отбор новых идей и контроль развивающихся бизнесов. Наше отношение к работе в любых условиях - это исключительный прагматизм и ориентация на конкретный результат. Мы стараемся избегать эмоций при оценке перспектив новых идей. Ровно с того момента, как говорим "GO" новой идее и приступаем к ее разработке, первое, что мы делаем, это определяем ключевые показатели эффективности
бизнеса (KPI). В нашей бизнес-лексике нет таких оценок как "мне нравится" и "это хороший показатель". Все наши показатели измеряемы конкретными цифрами и сроками. Плюс у нас прозрачный формат контроля развития бизнеса и довольно жесткая дисциплина. Мы построили очень надежную структуру, эффективно работающий механизм, который, как швейцарские часы, работает в любых условиях.
Будут ли ваши проекты выходить на международный уровень - может быть, в страны СНГ или даже Восточной Европы?
В перспективе многие из наших бизнесов – да. Уже сейчас многие из них ориентируются не только на россиян, но на русскоязычное население в целом. Например, тот же сайт знакомств Teamо.ru или VitaPortal.ru – портал о здоровье. Он полезен абсолютно для всех людей, независимо от того, в какой стране мира они живут, главное, чтобы они говорили по-русски. А сервис краткосрочной аренды жилья в частном секторе TravelRent.com изначально ориентирован не только на путешествующих россиян, но и на тех, кто приезжает в Россию из других стран – он двуязычный и мультивалютный.
Но для начала мы все-таки в качестве приоритетной видим аудиторию Рунета. Здесь столько всего можно сделать!
Что бывает с проектами после запуска? Как долго они будут оставаться для вас портфельными компаниями? Планируете ли заработать на выходе из проектов? Если да, то на каком этапе произойдет выход?
FLV строит свою бизнес-модель извлечения прибыли, как и фонды, на росте капитализации и выходе из проектов. В наших интересах выход из портфельных компаний на горизонте 3-5 лет. По факту мы уже получали предложения по продаже некоторых наших бизнесов и готовы рассматривать такие предложения, если они окажутся для нас чрезвычайно интересными. Но в целом наша стратегия - довести компании до уровня крупного бизнеса, значительно повысив их ценность за это время. Конечно, у нас нет идеи развивать наши портфельные
бизнесы следующие 20 лет. Схема нашей работы следующая: мы даем сильный энергетический импульс своим компаниям, ставим их на ноги, пока они не становятся достаточно зрелыми и самостоятельными, а затем приходит стратегический инвестор с десятками лет опыта на своем рынке и развивает бизнес до принципиально нового уровня.
И традиционный вопрос для кануна Нового года. Какие планы на 2012-ый?
Продолжать расти, сохранять темп, расширять наш портфель до 20-25 компаний, развивать все наши бизнесы согласно намеченным стратегическим планам.
О том, что деньги за товар можно получать не только напрямую, но и через платежных агентов – курьерские службы или платежные системы – знают, разумеется, все. А вот о том, что для подобных расчетов требуется особый счет и о том, какие нюансы существуют в его оформлении и работе с ним – увы, как показывает практика, пока что немногие.
...>>>
Есть компании, которые возят экспрессом 3-6 дней до Москвы по приемлемым ценам. Гораздо дешевле, чем доставка курьерами или бортпроводниками из Китая. А сроки доставки почти одинаковые....>>>
font>
Здравствуйте ,помогите решит проблему связанную с расширением ассортимента в интернет-магазине.Как вы считаете, лучше иметь одну категорию(допустим FM модуляторы) с большим выбором этих самых модуляторов
или 10 категорий, в каждой из которых будет по чуть-чуть разновидностей товара ?...>>>
OBOROT.RU РЕКОМЕНДУЕТ
Oborot.ru рекомендует рассылки:
Вестник электронной коммерции
Единственная новостная лента, рассказывающая не только о 'раскрутке', но обо всех аспектах развития бизнеса с помощью интернет-технологий
Интернет магазин. Пособие для директора
Оригинальные авторские материалы, аналитика рынка, статьи по электронной коммерции. Идеи по развитию электронных магазинов. Самые интересные сообщения форума Oborot.ru. Внимание! В рассылке публикуются полные тексты статей и дискуссий.
Е-коммерция для занятых и ленивых
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной торговли и онлайн-бизнеса за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.