Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовое и Бизнес-Обучение

  Все выпуски  

Бизнес-Обучение


Работа в заданной законом компетенции

О том, как органы государственной власти защищают права предпринимателей
от самодеятельных контролеров

Оськин А. Ф. – госслужащий УНП ГУВД Санкт‑Петербурга и Ленинградской области

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Президент России

постоянно поднимает проблему реализации конституционного принципа разделения властей, считая основной задачей работу ветвей власти и их органов в строгом соответствии с заданной законодательством компетенцией и полномочиями, в том числе в отношении предпринимателей.
Пределы полномочий государственных органов законодательно закреплены в соответствующих федеральных законах. И представители государственных органов не имеют права и не могут позволить себе, превысить должностные полномочия.

Поскольку за все действия, выходящие за рамки, закрепленных законом полномочий, предусмотрена уголовная ответственность

 

 

Глава 22. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 72-ФЗ)

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 72-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.

(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

 

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

 

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Разумеется, бывают ситуации, когда представители государственных органов вольно или невольно выходят за рамки закона, чаще всего вынужденно или в связи с правовой неосведомленностью, но куда им до тех широких полномочий и той компетенции, которую необоснованно взяли себе общественные организации, которые в последнее время начинают заполонять Санкт-Петербург и Россию.

            Такие общественные организации, основываясь на всеобщей правовой безграмотности, не утруждая себя знаниями о принципе верховенства закона и

об основных конституционных принципах и нормах права, сделали нормой поведения нарушение прав и свобод граждан в сфере экономической деятельности.

Они намерено используют незнание правоохранительных органов, предпринимателей и рядовых граждан в области правоприменения и используют для своих действий добровольно взятые на себя обязательства по надзору за соблюдением закона «О защите прав потребителей».

           
В отличие от представителей государственных органов власти, которые за многие годы осуществления своих полномочий научились работать
в пределах предусмотренных законом для этих органов - эти «достойные» общественные конкуренты государства, пытаются подменить собой сразу все государственные органы в одном лице, безраздельно взяв на себя полномочия почти всех возможных государственных контролеров и сборщиков штрафов, поэтому запросто могут позволить себе:
-  произвести осмотр помещения коммерческой организации, с последующим оформлением штрафа, естественно в свою пользу,
- осуществить миграционный контроль работающих в организации лиц с проверкой разрешений на работу,

- проверить помещение на соответствие санитарным нормам и правилам пожарной безопасности,
- проверить наличие лицензии или документов на торговлю алкоголем,
- кассовую дисциплину и многое, многое другое.

Незаконные действия проводятся до банального примитивно,
Так, например, не соблюдается даже тот элементарный порядок, который установлен для проведения проверок по данным направлениям, уполномоченными для этого, органами государственной власти.

 

Например, представители подобных псевдоконтролёров могут провести изъятие
у организации документов или товара без привлечения понятых, но с составлением акта проверки, который впоследствии становится предметом торгов.

Чувствуете, какие незаменимые специалисты работают в этих организациях
и, какие у них широкие полномочия. Конечно, каждый из Вас хотел бы занять их место, потому что работа простая - проверяй кого хочешь, что хочешь и штрафуй на ту сумму, на которую хочешь. И напрасно. Перед Вами обыкновенные мошенники на общественных началах, использующие лояльный имидж некоей общественности, которые сами этого может быть, не понимают, и признавать пока не хотят, поэтому активно занимаются приобретением права на чужую собственность, причиняя собственникам имущественный ущерб.

Уголовный кодекс Российской Федерации:

Глава 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 159. Мошенничество

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

 

Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

1. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 21.07.2004 N 73-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере, -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

а) совершенные организованной группой;

б) причинившие особо крупный ущерб, -

(п. "б" в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

 

            В отсутствие правовой грамотности предпринимателей, которые экономят на каждой копейке и не могут себе позволить карманного юриста, так называемый народный контроль «дурит» их как может.

            С момента принятия Конституции РФ и появления правового государства прошло более 12 лет, но многие еще не осознали, что всенародной социалистической собственности уже нет, а значит и времена народного контроля во времена частной собственности прошли и частного собственника надо уважать, так как все мы те самые частные собственники.

            И никто не наделял любую, пусть даже гордо обозвавшую себя общероссийской, общественную организацию (ООО) правом осуществлять контрольно-надзорные функции за другими организациями, даже занимающимися коммерческой деятельностью. Это абсурд.

Один хозяйствующий субъект предпринимательской деятельности добровольно взял на себя обязанности контролировать все остальные и собирать с них дань.

           
Давайте рассмотрим понятный пример: Допустим, вы объединились с друзьями в общественную организацию, которую назвали – Народная прокуратура.

Затем, вы добровольно взяли на себя полномочия по проверке государственных органов исполнительной власти.

На основании, взятых на себя полномочий, вы приходите в милицию, сообщаете о том, что пришли с проверкой и требуете предъявить документы о проделанной за последний год работе, в том числе выданной сотрудникам зарплате, так как в качестве налогоплательщика желаете знать, как расходуются ваши деньги.

 

Дальнейшее развитие ситуации далее не описывается.

Очевидно, что контролеры будут задержаны до выяснения диагноза.

На наглядном примере понятно. А ведь милиция тоже организация – такая же, как и любое предприятие или некоммерческая организация.

То же является юридическим лицом, имеет своего руководителя, чего бы не попроверять.
Да накладочка, скорее всего, выйдет.
Потому что, контролировать деятельность милиции, разумеется, надо, но законных полномочий для проверки милиции у вашей организации нет.
Зато они есть у прокуратуры, являющейся надзорным органом, в том числе и для милиции. В соответствии с законом, конечно.

 

А значит необходимо знать, кто и на каких законных основаниях наделен правом осуществлять контроль, а также кто является объектом контроля и в каких случаях. Для этого необходимы элементарные правовые знания, которые доступны всем, кто считает себя  грамотным человеком.

 

С этой целью, прежде всего, необходимо:

  1. Ознакомиться с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», где указаны права и обязанности одной и другой стороны в момент проведения проверки.
  2. Ознакомиться с Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации. Именно в этом кодексе указан полный перечень государственных органов, которые могут осуществлять контроль за субъектами предпринимательской деятельности и, которые действительно имеют право привлекать предпринимателей к, предусмотренной законом, ответственности. Остальных, не указанных в Кодексе гоните в шею или отправляйте на ….. луну.
  3. При наличии времени перед проверкой еще раз ознакомиться с полномочиями органа, который Вас должен проверить в соответствующем федеральном законе.
  4. В случае прихода проверяющих проверять их документы, которые они обязаны предъявить при осуществлении контроля. Попросить проверяющих сделать запись в журнале учета проверок. Ознакомиться с документами, послужившими основанием для проведения проверки. И действовать в соответствии с пунктом 1.
    Либо перед Вами действительно проверяющие, наделенные определенными  полномочиями, либо на опять … на Луну.

 

Естественно, выше приведены элементарные способы обезопасить свой бизнес от проходимцев (мошенников). Однако можно быть не только пассивным зрителем, но и оказать содействие правоохранительным органам и с этой целью постараться максимально задокументировать все действия псевдоконтролёров для последующего обращения в правоохранительные органы с документальными доказательствами.

 

      Для этого почувствуйте себя актером, перевоплотитесь и узнайте куда, кому, сколько и на какой расчетный счет за допущенные Вами нарушения, необходимо перевести деньги, которые например, на настоящий момент Вы забыли дома.
И помните, что успешное сотрудничество добросовестных предпринимателей и представителей правоохранительных органов по привлечению проходимцев-мошенников из общественных организаций, так называемого народного или общественного контроля, к уголовной ответственности может состояться при наличии требуемой мошенниками суммы, превышающей 1 МРОТ.

 

 

Запись на семинары и тренинги (812) 233-33-66, 233-35-50
Пjдробности www.soinform.spb.ru


В избранное