Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На каждый день

  Все выпуски  

На каждый день


4 сентября - АГАФОННИК ГУМЕННИК



Приметы и обычаи: в ночь на 4 сентября крестьяне защищали деревни от проказ лешего, который в это время выходил из леса и разбрасывал сложенные в гумнах снопы.
Читают молитвы от нечистой силы. Ставят свечи в доме.
По народному календарю: народная молва гласила, что в эту ночь озорничает леший. Выходит он из своего заповедного леса и шастает по окрестным деревушкам и сёлам, там раскидывает уложенные снопы по гумнам. Чтобы уберечься от проказ старичка-лешачка, надо было следовать советам Агафона, который в этом деле первый помощник, а потому надевали тулуп наизнанку, а голову обвязывали полотенцем, брали кочергу в руки и в таком виде караулили озорника, чтобы даже близь к загороди не подошёл.
Лешему невдомёк, он в вывороченном тулупе человека не признаёт и прям о к гумну идёт. А Агафон проворен, лешего настигает, кочергой охаживает, от гумна отваживает. Для пущей уверенности вокруг гумна кочергой очерчивали круг.
В некоторых местах верили, что если задобрить лешего, то он чинить вред человеку не будет, а наоборот подмогнёт.

В овинах – традиционных для Руси строениях, предназначенных для просушки хлеба в снопах путем разведения огня – живет овинник (гуменник)
Овинник – дух обитающий в овинах, имеет вид громадного черного кота, величиною с дворовою собаку, с горящими как уголья, глазами. Овинник всегда находится в яме под садилом. Он наблюдает за кладкой снопов на овине, за порядком сушки его и т.д. Особенно строго он следит за тем, чтобы овины не топились в так называемые именинные дни. Этими днями считаются: день Феклы «заревницы» - 23 сентября, Воздвижение – 27 сентября, день Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября. В эти дни все овины бывают именинниками и топить их в эти дни не следует.
При несоблюдении этого овинник наказывает неосторожного владельца овина пожаром, а иногда при удобном случае даже убивает его.
Не позволяет точно также овинник сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это наказывает.
Овинник умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда удается ему наказать нерадивого хозяина.
Гуменник (овинник) хотя и считается домовым духом, но самым злым изо всех: его трудно ублажить, если он рассердится. Тогда на овин рукой махни:
ни кресты, ни молитвы не помогут, хоть шубу выворачивай мехом наружу и стереги гумна с кочергой в руках на Агафона-гуменника.
Чтобы Агафон-гуменник крестьянину помогал, его задабривали и подношения делали. Старались задобрить в его именинные дни или в день св.Кузьмы и Дем: приносили петуха и пироги, пироги оставляли в подлазе, а петуху отрубали на пороге голову и кровью окропляли углы. А ещё считалось , что следует испросить у хозяина дозволенья, если собрались топить овин, тем уважение ему окажешь и сам в накладе не останешься. После работ в овине отпускали овиннику поклоны и говорили: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой».
Овины, как и бани, - излюбленное место девичьих гаданий. Приходят сюда на Васильев вечер, в полночь, между вторыми и третьими петухами (излюбленное время у овинника и самое удобное для заговоров). Самая смелая протягивает в окошко руку и спрашивает: «Овинник-родимчик, суждено ли мне по нынешнему году замуж идти?» Погладит овник голой рукой – девушке жить замужем бедно, погладит мохнатой — богато жить. А если никто ее не трогал — значит, в девках предстояло сидеть.
Таков был овинник — хранитель главного крестьянского богатства — хлеба.
Матери приносили детей, страдающих ночницей, или криксой, на заре к овину и умывали росой, приговаривая: - Господи Владыко! Возьми с младенца крик и вопь, а дай ему тихог о ангела!
В старые времена чаще призывали в таких случаях именно «батюшку овинника». У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.

Надо еще добавить, что в своем владении, в овине или на гумне, овинник не любит ночлежников, и ни один благорозумный человек не согласится в одиночку ночевать в овине, боясь бать задавленным.

ЗА МУЖИКА ЗАСТУПИЛСЯ

Сошлась молодежь на посиделки, а в деревне недавно старуха умерла. Один парень возьми да и скажи, что покойников боится, так его приятели задразнили: ну-де, теперь тебе непременно мертвая явится. Он разозли лся, хлопнул дверью и ушел домой. А на крыльце та самая старуха его уже поджидала - накликали молодые дурни неосторожными насмешками! Он от нее бежать, она за ним, вот-вот схватит.
Тут на пути овин. Вбежал туда парень, взмолился:- Батюшка-овинник, не выдай, помилосердствуй!И вдруг из-под кучи снопов выбежал какой-то маленький, косматый, весь как бы в соломе и начал со старухой мертвой драться. Дрались долго, чуть не заломала овинника покойница, а все же он парня не выдал. Прокричали петухи - и все исчезло. Парень едва живой домой побрел, овинника благословляя.


Другие темы раздела "На каждый день" вы можете найти здесь:

В избранное