Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
30-May-2024 10:36
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
>
"Появляющейся церкви"
присущ оптимистический взгляд на природу человека, опирающийся на убежденность
в благости творения. Для классической доктрины первородного греха в богословии
движения не остается места. Претерпевает критику и протестантское учение
о врожденной греховности, которая трактуется как искажение сути евангельской
вести. По словам Б.Макларена, в протестантском богословии евангелие
от Божьего великого послания спасающей любви для всего мира низведено
до уровня ограниченной таинственной «информации о том, как решить
<навязшую в зубах> юридическую проблему первородного греха».{}
С.Чалк говорит, что Иисус верил во врожденную доброту человека,{}
а Д.Томлисон расценивает учение о первородном грехе как «сомнительное в библейском
смысле, экстремальное и напрасное».{} Такие радикальные
высказывания постмодернистских богословов свидетельствуют о влиянии постконсервативной
парадигмы, в которой община выступает основным фактором в Божьем плане,
а грех рассматривается не как нарушение Божьего закона, а как неспособность
поддерживать надлежащие отношения в рамках общины. Следовательно, грехопадение
Адама не обязательно воспринимать как буквальный факт, оно может рассматриваться
как символ отчуждения древних людей от Бога, друг от друга и от природной
среды. Мы оказались в ловушке греха не потому, что наши бессмертные
души осквернены (), а потому, что мы перенимаем
идею греха из нашей христианской культуры. Бог считает нас виновными
только после того, как мы сознательно грешим, что невозможно до достижения
возраста ответственности.{}
> В этом же русле
доктрину врожденной греховности человека трактует Д.Паджитт. Он рассматривает
это учение как «греко-римский гибрид», сформировавшийся благодаря стараниям
<блаженного Августина> ввести классическую философию в христианскую
веру.{} Паджитт приводит целый ряд аргументов в защиту
своей позиции. Во-первых, первородный грех не отвечает нашему опыту. Паджитт
пишет, что никто еще не прогуливался по родильному отделению со словами:
«какие грязные, гнилые, маленькие грешники, отделенные от Бога и способные
только на зло!», а скорее: «Какие красивые, прекрасные создания». Появление
новой жизни противоречит понятию врожденной греховности. Во-вторых, Паджитт говорит,
что учение о первородном грехе — нехристианское
по своему содержанию. Он считает, что идея об изменении природы
человека в результате грехопадения Адама отрицает их ценность как носителей
образа Божьего.{} По мнению Паджитта, «когда мы считаем,
что люди по своей сути благочестивы, а не наделены врожденной
греховностью, из этого вытекает, что все люди ценны, что все люди
обладают вдохновенной Богом добротой».{} Паджитт не соглашается
с традиционной точкой зрения, что первобытный статус Адама был утрачен,
заменен первородным грехом и искаженным состоянием человечества, которое
передается от родителей детям. Обращаясь к истории сотворения, Паджитт
не находит в ней свидетельств в пользу того, что грех Адама и Евы
сделал их природу греховной. Он не видит в этой истории свидетельств
тому, что Бог перешел на другую сторону «великой пропасти» после того,
как Ева отведала плод. Конечно, грех существует, но его результат —
это изменение в отношениях с Богом и с другими, а не <сущностное>
изменение природы человека.{} Паджитт
признаёт способность человека грешить, но считает, что грех приходит
в жизнь человека «через наши привычки, намерения или отношение к другим,
через наши тела и биологические особенности».{} По этой
причине он определяет грех как следствие «систем, травм и образцов»
этого мира, создающих дисгармонию в отношениях с Богом и друг с другом.
>
Паджитт не переживает, что отказ от первородного
греха сближает его учение с пелагианством. Он говорит, что Пелагия
не должны были отлучать от церкви, ведь его вера в присущую
человеческой природе доброту представляет необходимый противовес акценту Августина
на испорченности человека. Паджитт убежден, что вера Августина в то,
что люди рождаются обособленными от Бога, соответствует популярному
в Римской империи греческому пониманию Бога. Это позволило Августину
преодолеть заимствованное Пелагием у друидов понятие о том, что люди
рождаются с Божьим светом, горящим в них, даже если его свет и не заметен.
Паджитт призывает нас оставаться открытыми к пониманию Пелагия, помня, что разные
культуры будут иметь разные выражения христианской веры.{}
Естественным результатом несогласия Паджитта с учением о греховности
становится его отрицание понимания Бога как судьи и несогласие
с учением о реальности ада.{}
> Отказавшись
от доктрины греховности человечества, Паджит <выдвигает на первое место
идею> общего творчества. Его «богословие интеграции» провозглашает главной
целью человека жизнь в гармонии и партнерстве с Богом, другими
людьми и всем творением. Этот идеал триединой любви между человеком,
Богом и творением для Паджитта отражает подлинную библейскую историю,
которая никогда не прерывалась и не была разделена грехом. Человечество,
будучи праведным по своей природе, обретает свою ценность, значение
и цель в сотрудничестве с Богом в творении. Эта естественная
доброта существует в каждом человеке, отображая его непрерывную взаимосвязь
с Богом, что является результатом присутствия Божьего света во всём
человечестве. Правда, пишет Паджитт, свет может сиять ярко или же тлеть,
если человек действительно живет с Богом, либо отходит от него, однако
этот свет никогда не гаснет полностью. По Паджитту, содержание евангелия
для современной церкви — это радостная жизнь в возрожденной
божественной природе, бесконечные отношения общения с Богом благодаря сотрудничеству
с ним на земле.
> К мысли о том, что грех также
происходит из внешнего источника в окружающем мире, склоняется также
Т.Джонс. Он отказался от понятия о первородном грехе, не считая
его логичным «в библейском, философском и научном смысле».{}
Джонс признаёт, что многие его последователи согласятся с тем,
что мы живем в греховном мире, мире войн, голода и <массовых
беспорядков>. «Однако они будут склонны объяснять этот грех не дистанцией
между человеком и Богом, а разорванными отношениями, приносящими
беспорядок в нашу жизнь и мир».{} Сложно
не согласиться с ним в том, что мы страдаем от разорванных
отношений и многих разновидностей социального зла, но не они —
главный источник греха. Разве Иисус не говорил, что грех исходит из сердца,
изнутри человека, а не извне? (Мф.15,18.20).
Если грех всего лишь внешнее по отношению к человеку явление, тогда
крест, по словам Джонса, — всего лишь акт божественной солидарности
со страдающим и разорванным миром.{} Но если
причина греха кроется в сердце человека, тогда крест должен быть способным
очистить нас изнутри. Не поясняя, как именно крест приносит спасение,
Джонс всё же настаивает, что распятие Иисуса Христа — стимул для исцеления
отношений в мире.
> Отрицание доктрины наследственной греховности
человеческой природы приводит к переосмыслению <понятия> благодати.
Например, С.Берк считает, что благодать не обусловлена признанием греха
или отказом от него; она приходит к нам, просим мы об этом
или нет. Мы не должны делать что-либо для получения благодати и нам
даже не приходится отвечать на нее.{} Берк призывает
отойти от традиционного определения греха, поясняя, что хотя связь благодати
и греха определяла христианство на протяжении столетий, она больше
не резонирует в нашей культуре. Эта связь скорее отталкивает, чем привлекает.
Люди всё менее склонны признавать себя грешниками, нуждающимися в Спасителе.
Дело не в том, что теперь люди считают себя совершенными, а в том,
что сменился язык, который они используют для описания себя. Разорванность,
фрагментарность и отсутствие целостности — вот средства,
с помощью которых наши современники <описывают> свои духовные
потребности.
> Таким образом, у богословов движения учение о греховности
человека претерпевает существенное переосмысление и определяется скорее в понятиях
недостатка любви, потребности в спасении и разорванности, чем вражды
с Богом и врожденной склонности к греху. Лидеры Появляющейся церкви
часто говорят о евангелии как о Божьем плане искупления человечества
от эгоистической жизни, проявляющейся в отсутствии любви и справедливости
в отношениях с ближним.{} Они видят разорванный
мир и верят в то, что Иисус пришел спасти человечество от этого
состояния, минимизируя значение спасения от вечности без Бога. Эта точка
зрения не должна удивлять нас, учитывая, что многие авторы движения развивают
свои взгляды, критически реагируя на модель «вера без дел», в которой,
по их мнению, учение о примирении с Богом не ведет к осознанию
важности примирения с миром и любви к нему. При этом упускается
из виду то, что фундаментальная проблема человечества — не отсутствие
любви к ближнему. Этот фактор вторичный после нашей неспособности любить
Бога всем сердцем, душой, разумом и крепостью. Евангелие, прежде всего, учит
о том, что Бог в Иисусе Христе искупил нас от отчужденности
с собой, восстановив отношения.
[ Роман
Соловий. Из кн. "Появляющаяся церковь. Евангельское христианство
перед вызовом постмодернизма",из гл. 3.7 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Петр
спустился вниз. – Я тот, кого вы ищете, — обратился он к людям. —
Какая причина вас привела? – Центурион Корнелий —
человек праведный и почитающий единого Бога, и его очень уважает
весь еврейский народ, — ответили они. —
Святой ангел повелел ему послать за тобой и привести в свой дом,
чтобы услышать то, что ты ему скажешь. Петр пригласил их в дом
и радушно принял. На следующий день он собрался в дорогу и пошел с ними. Вместе
с Петром пошли и несколько братьев из Яффы. На другой день он уже был
в Кесарии. Корнелий ждал их, созвав всю родню и близких друзей. Когда
Петр вошел, Корнелий, встретив его, упал к его ногам и простерся ниц. –
Встань! — сказал Петр, поднимая его. — Я всего
лишь человек! Петр, беседуя с Корнелием, вошел в дом и увидел, что
там собралось много народу. – Вам известно, что наш закон запрещает
еврею общаться с иноплеменниками и входить к ним в дом, —
обратился к ним Петр. — Но Бог повелел мне никого из
людей не называть нечистым или поганым. Вот почему, когда
за мной послали, я пошел без возражений.* (Деян.10:21-29а —
из чтения вторника.)
*
* *
*Приближался
еврейский праздник Шалашей, и Его братья сказали Ему: —
Покинь это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела,
которые Ты делаешь. Ведь никто не скрывает своих дел,
каждый хочет стать известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань
перед миром! Даже Его братья не верили в Него. — Время Мое еще
не пришло, — ответил им Иисус, — вам же любое
время подходит. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит,
потому что Я свидетель того, что дела его злы. Вы ступайте на праздник,
а Я на этот праздник не пойду, потому что время Мое еще не настало. И,
сказав это, Иисус остался в Галилее. Но после того, как Его братья ушли
на праздник, Иисус тоже пошел туда, только не открыто, а тайно.*
(Ин.7:2-10 —
из чтения вторника.)
*
* *
*Уже прошла половина праздника,
когда Иисус появился в Храме и стал учить. Люди удивлялись:
- Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился! Иисус сказал
им в ответ: - Учение Мое не Мое, а Того, кто послал Меня.
Тот, кто хочет исполнять Его волю, будет знать об
этом учении, от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
но кто добивается славы для Того, кто послал Его, тот искренен,
и в сердце его нет обмана. Моисей дал вам Закон, не так ли?
И всё же ни один из вас не исполняет Закона! Почему
вы хотите убить Меня? Толпа ответила: - Ты сошел с ума! Кто
Тебя хочет убить? Иисус сказал им в ответ: - Я сделал одно
лишь дело и поэтому все вы поражены. Моисей вам велел
обрезать сыновей (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
и вы обрезаете даже в субботу. И если человека обрезают
в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисея,
почему вы негодуете на Меня из-за того, что Я в субботу исцелил
всего человека? Не суди́те
по тому, как это выглядит внешне, суди́те
правым судом! Некоторые из жителей Иерусалима говорили: -
Разве это не тот самый человек, которого хотят убить? Но смотри́те,
Он открыто учит, и никто Ему ничего не говорит...
Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник? Но мы знаем
об этом человеке, откуда Он. А когда придет Помазанник,
никто не будет знать, откуда Он. И тогда Иисус, учивший в Храме, громко
воскликнул: - Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете?
И всё же не от себя Я пришел. Меня послал Тот, кто верен, но
Его вы не знаете. А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал
Меня Он. Тогда они хотели Его схватить, но всё же никто Его
не тронул, потому что час Его еще не пришел. Но многие из
толпы поверили в Него. Они говорили: "Когда придет Помазанник,
разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?"* (Ин.7:14-31 -
включает еванг. чтение среды)
*
* *
*Иисус сказал: —
Я свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не
будет блуждать во тьме с ним будет свет жизни.*
(Ин.8:12 – из
еванг. чтения четверга)