>
«Дао дэ цзин» переводится буквально как «Книга о Пути и его (скрытой)
силе». Если и существует правильный ответ на вопрос: «Что такое
Дао?», то звучит он так: «Не знаю».
>
Можно говорить о Дао, но не о Дао вечном. Можно давать
имена, но не вечному Дао. Как происхождение неба и земли,
оно безымянно. Как «Мать» всего сущего — именуемо.
>
Оно подобно «пустой чаше, которую невозможно наполнить». Оно подобно
центральной оси, к которой сходятся колёсные спицы.
>
Мы прорубаем в доме о́кна и две́ри. Но обитаем дом
благодаря пустому пространству... > Посмотри на него, но знай,
что увидеть его нельзя! Его имя — Бесформенность. >
Прислушайся к нему, но знай, что услышать его нельзя! Его имя —
Беззвучность. > Схвати его, но знай, что взять его невозможно! Его имя —
Бестелесность.
>
Это бесформенная форма, безо́бразный образ. Это «первоисточник» (fountain
spirit) неистощимой жизни, никогда не привлекающий к себе внимания.
Он делает своё дело так, что его нельзя опознать. Он совершенно неуловим:
если вам кажется, что вы видите его, то перед вами не Дао.
Но именно он — источник всего сущего и всё сущее возвращается
к нему, «как к себе домой».
> Смысл жизни в том, чтобы
обрести Дао, которое невозможно нигде найти. Поможет здесь не пытливый
разум, а духовное преображение всего человека. «Достигает» Дао тот,
кто «становится как» Дао, действует в согласии с «путём» (Дао).
Ибо оно есть одновременно совершенная деятельность и совершенный покой.
Это действие в высшем смысле, actus
purissimus {лат. "чистейшая реальность / чистейшее действие
/ чистейший образ действия". Термин заимствован из философского языка
св. Фомы Аквинского. – Пр.р.р.р.}. Поэтому
человеческих усилий, даже самых добродетельных, недостаточно, чтобы прийти в согласие
с Дао. Праведность часто бывает суетливой и показной. Самые лучшие
побуждения не мешают ей трубить перед собой на рыночной площади.
>
Тот, кто познаёт Дао, един с Дао. Тот, кто познаёт
добродетель, един с добродетелью. Тот, кто играет с потерей, един
с потерей.
>
Путь потерь — это путь бурной деятельности, беспорядочных порывов,
амбиций, «внешнего роста». Это путь агрессии и успеха. Путь добродетели —
это конфуцианская осознанная профессиональная надёжность. Св. Фома назвал бы
её humano modo {Человеческий образ действий (лат.).
(Прим, переев)}, а не свободным раскрытием даров Святого
Духа. Но Дао — тоже путь высшей свободы, который добродетелен
в неотмирном смысле, потому что он «исключает всякое стремление».
>
Высшая добродетель не добродетельна; потому она и добродетель. Низшая
добродетель никак не избавится от добродетельности, поэтому в ней
нет добродетели.
>
«Мудрец», человек, постигший тайну Дао, — не тот, кто получил
тайное, эзотерическое знание, которое отделяет его от других, делает каким-то
особенным. Напротив, он в каком-то смысле глупее, внешне неприметнее других.
Он «скучен и безвестен». Когда все вокруг восхищаются успехом,
как жертвенным быком, он один молчит, «как младенец, который ещё ни разу
не улыбнулся». Он «вернулся к истоку», к Дао, но выглядит
как «бездомный, которому некуда возвращаться». Он очень похож на Того,
Кому негде было преклонить главу. У того, кто обрёл Дао, нет
ни земного пристанища, ни имени. Он «ласков как море, бесцелен
как штормовой ветер». Снова вспоминается Евангелие: «Дух дышит, где хочет,
и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит:
так бывает со всяким, рожденным отДуха» (Ин.3:8) {Или:
"Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь,
откуда он и куда направляется..." Иисус отвечает Никодиму притчей. "Чтобы
понять ее, надо помнить, что и еврейское слово «ру́ах», и греческое
«пне́вма» имело значения: а) ветер; б) дух". (В.Кузнецова.
Евангелие
от Иоанна. Комментарий.) – Пр.р.р.}.
>
Мудрец никогда ни на кого не нападает, не рвётся к цели,
не беспокоится о результате. К сожалению, подходящую для него
китайскую идеограмму очень трудно перевести. Её «активный» символ выглядит
как запряжённая лошадь. Словосочетание wu wei, соответствующее ему
в даосизме и дзен, видимо, лучше не переводить. Английский вариант
доктора By — non-ado («не-шум»). Нетрудно догадаться, что он
имел в виду пьесу Шекспира «Много шума из ничего» (Much Ado About
Nothing).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*В
это время возвращался домой евнух-эфиоп ... он приезжал в Иерусалим
как паломник. Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю. Филипп,
подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю. Он
спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?" Тот ответил:
"Как мне понять, если некому объяснить?" - и пригласил Филиппа
подняться в колесницу и сесть с ним рядом. Вот отрывок из
Писания, который он читал: "Его, как овцу, вели на заклание,
как ягненок безропотен перед стригущим его, так и Он не отверз
Своих уст. Он унижен был и лишен правосудия. И что говорить
о потомстве Его, если жизнь Его на земле пресеклась?" Евнух
спросил Филиппа: "Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь
пророк? О себе или о ком-то другом?" Филипп заговорил
и, начав с этого отрывка Писания, поведал ему Радостную Весть об Иисусе.
Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода. сказал евнух:
"Вот вода! Что препятствует мне креститься?" Он приказал остановить
колесницу, и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп
его крестил. ... Савл по-прежнему дышал злобой
и грозил смертью ученикам Господа. Придя к первосвященнику, он
попросил у него пи́сьма
в Дамаск, к тамошним синагогам, чтобы иметь право арестовывать
и отправлять в Иерусалим последователей Пути, всех, кого ему удастся
обнаружить, и мужчин и женщин. Но по дороге, когда он уже был недалеко
от Дамаска, его внезапно молнией озарил свет с неба. Упав
на землю, он услышал голос, говоривший ему: – Савл, Савл!
Что ты Меня гонишь? Савл спросил: – Кто Ты, Господин
мой? – Я Иисус, которого ты гонишь.
А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что
делать. Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но
никого не видели. Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не
видел. Его взяли под руки и привели в Дамаск. И три дня он
ничего не видел, не ел и не пил. ... В Дамаске был ученик по имени Анания,
и ему в видении сказал Господь: – Анания! Тот
ответил: – Я здесь, Господь! Господь сказал:
– Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой.
Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул.
Он сейчас молится, и ему было видение,
что в дом входит человек по имени Анания и возлагает
на него руки, чтобы вернуть ему зрение. Анания возразил: –
Господь! Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько
зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме.
У него и здесь полномочия от первосвященников
арестовывать всех, кто призывает Твое Имя. Господь сказал ему: –
Ступай! Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое
Имя язычникам с их царями и народу Израиля.
Я сам покажу ему, сколько страданий он должен будет перенести
ради Меня. И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула
руки, сказал: – Савл, брат мой, меня послал Господь –
Иисус, который явился тебе в пути, чтобы
ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тут же у Савла как будто какая-то
чешуя, покрывавшая его глаза, упала с них, и он снова стал видеть. Он
тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы. В
Дамаске он пробыл с учениками несколько дней и сразу стал проповедовать
в синагогах, что Иисус – Сын Божий.* (Деян.8:27-38;
9:1-20/**/)
*
* *
*Иисус
сказал им в ответ: - Говорю вам истинную правду: не
потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны, а лишь потому,
что наелись досыта хлеба! Но добивайтесь не тленной пищи,
а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь.
Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо Его Своей силой
запечатлел Бог Отец. Они спросили его: - А что
мы должны делать для того, чтобы дела наши были угодны Богу? Иисус
сказал им в ответ: - Вот ваше дело для Бога
верьте в Того, кого Он послал. Они спросили: - А какой знак
Ты нам явишь, чтобы мы, увидев его, поверили в Тебя?
Что Ты сделаешь? Наши отцы ели манну в пустыне.
Как говорится в Писании, "он дал им в пищу хлеб с Неба".
Иисус им ответил: Говорю вам истинную правду:
не Моисей дал вам хлеб с Неба, это Отец Мой дает вам хлеб
с Неба истинный хлеб. Ибо хлеб Божий
тот, который сходит с Неба и миру дарует жизнь. Они
сказали: - Господин наш, всегда давай нам такой хлеб! Иисус
сказал им: - Я хлеб жизни. Тот, кто приходит
ко Мне, не будет голодным; тот, кто верит в Меня, никогда не
испытает жажды. Но, как Я вам уже говорил, хоть
и видели вы, но не верите! Всё из того, что дал Мне Отец Мой,
придет ко Мне. И того, кто приходит ко Мне, Я не выгоню вон,
ибо Я с Неба сошел не для того, чтобы делать, что Я захочу,
а для того, чтобы волю исполнить Того, кто послал Меня.
И вот воля Того, кто послал Меня: ничего из того, что Он дал
Мне, не потерять, но воскресить в последний День.* (Ин.6:26-39/*/)
*********************************************
/*/
включает чтение вторника и среды. /**/
включает
чтение четверга и часть
апост. чтения пятницы.