>
19И вот вечером того же дня, то есть первого >дня
недели, когда ученики, собравшись вместе, > сидели,
заперев двери из страха перед еврейскими > 20 властями,
вошел Иисус, стал перед ними ∙ и сказал им: > 21 –
Мир вам! – ∙ И, сказав это, Он показал
им > Свои
руки и бок. Ученики, увидев Господа, обрадовались. > –
Мир вам! – повторил Он. – Как Меня >
22 послал Отец, так и Я посылаю вас. – ∙
И с этими > словами
Он дунул на них и сказал: – Примите >
23 Духа Святого! ∙ Кому вы простите
грехи, тому > они
простятся, а на ком оставите, на тех останутся.
> Ст. 19 – И вот вечером того же дня,
то есть первого дня недели, когда ученики, собравшись вместе, сидели,
заперев двери из страха перед еврейскими властями, вошел Иисус, стал перед
ними – Ученики собрались на совместную трапезу в пасхальный
день, но неизвестно, сколько их было и где именно они собрались.
Возможно их десять, в их числе, естественно, нет Иуды и по какой-то
неназванной причине Фомы. Но Иоанн не придает особого значения Двенадцати,
так что их число может быть каким угодно, ведь в Деяниях апостолов
сказано, что учеников было сто двадцать (1.15). Скорее всего, как
и у Луки, событие имеет место в Иерусалиме. Некоторые высказывают
предположение, что трапеза была в доме Марии, матери Иоанна Марка, но это
не более чем гипотеза. Только Иоанн и Лука сообщают о еще одном
явлении Иисуса в тот же день (у Луки, правда, таких явлений три:
24.31,34,36). Запертые двери свидетельствуют о том, что для Иисуса уже нет
никаких преград. Вряд ли это значит, что Его тело проходит сквозь
стены и двери, вероятно, Он является прямо с Небес туда, куда захочет.
Именно эти люди представляют собой ядро всей будущей общины – христианской
Церкви, и им предстоит получить Святой Дух от Иисуса (ст. 22).
>
Ст. 20 – И сказал им: – Мир вам! –
С одной стороны, это традиционное приветствие, но слово «мир» в библейском
употреблении значит гораздо больше, чем простое пожелание мира (см. коммент.
на 14.27; ср. 16.33).
> Ст. 21 – И,
сказав это, Он показал им Свои руки и бок –Чтобы
они не подумали, что им явился призрак, Иисус показывает им те части
тела, где остались раны от распятия. Раны на ногах не упомянуты.
Ученики, увидев Господа, обрадовались – Ученики уже должны были
знать о воскресении Иисуса, потому что Мария Магдалина рассказала им. Но
все ли они поверили? Теперь, когда они увидели воскресшего Господа,
их охватила радость. Исполнилось пророчество Иисуса (см. 16.20,22).
Ср. Лк 24.41. Мир вам! – повторил Он. –
Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас – Это Иоаннов
вариант избрания апостолов (греческое слово «апостолос» происходит от глагола
«апосте́лло», «посылать»). Как Иисус был послан Богом и, следовательно,
всё, что Он говорил и делал, было от имени Бога, так теперь
и ученики, посланные Иисусом, будут представлять Его в мире, свидетельствуя
о Нём и проповедуя Весть от Бога. Иисус был послушен Отцу
вплоть до смерти, так и апостолы должны исполнять не собственную
волю, но волю пославшего их Иисуса. Миссия Иисуса окончена и одновременно
продолжается. Возвратившись к Отцу, Он не оставляет учеников одних,
но способствует их деятельности через Параклета.
>
Ст. 22 – И с этими словами Он дунул на них
и сказал: – Примите Духа Святого! – Хотя многие
толкователи полагали, что здесь речь идет о предварительном или частичном
даровании Духа, который будет полностью дан в день Пятидесятницы, вряд ли
такая точка зрения верна. Перед нами Иоаннов вариант схождения Святого Духа,
которое так ярко и зримо изображено в Деяниях апостолов (2.1-4).
Надо помнить о том, что Дух первоначально понимался как дыхание Бога.
Невозможно не увидеть здесь аллюзию на два текста Писания: один
на рассказ о сотворении человека (Быт 2.7), когда Бог вдохнул
дыхание жизни в первого человека, а второй – о виде́нии
сухих костей у пророка Иезекииля (37.9-10). Апостолы становятся новым
творением, представителями нового человечества, не несущего на себе
грех Адама, потому что он искуплен Христом. Это совершается через воскресение,
потому что в тексте пророка Иезекииля говорится о тех, что были мертвы
от грехов, но ожили. Так и те, кто был призван Иисусом, были очищены
Его кровью и стали новым творением через соучастие в Его смерти
и воскресении. Дарование Святого Духа означает и силу новой жизни, и силу
продолжать миссию Иисуса. Ведь дарование Духа свидетельствует о приходе Параклета.
>
Ст. 23 – Кому вы простите грехи, тому они простятся,
а на ком оставите, на тех грех останется – По поводу
этого речения есть споры. Почти все комментаторы видят тесную связь этих слов
с Мф 16.19: «Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то, что
ты запретишь на земле, запретят на небесах, а что разрешишь
на земле, разрешат на небесах». Вероятно, и у Иоанна речь
идет о том, что ученики должны делать то же дело, что и Учитель, а именно
возвещать Весть о прощении Богом грешников и в том случае, если
те примут Весть, спасать их, а тем, кто ее отвергнет, объявлять
грядущий суд и неотвратимость Божьего возмездия (ср. также 12.47-48).
Если в Евангелии от Матфея такая власть дана Петру, то в 4-м
Евангелии Иисус дал ее всем Своим ученикам после Воскресения, во время
дарования Святого Духа. То есть ученики, будучи вестниками и посланцами
Христа, наделены также судебной властью, принадлежащей Богу и Христу. Но
надо помнить, что она не имеет никакого отношения к личной власти
и субъективному суждению, а неразрывно связана с возвещением Радостной
Вести. Конечные же судьбы тех, кому они ее несут, не открыты им и станут
известны лишь на последнем Суде, когда Божественный Судья изречет окончательный
и вечный приговор. Ср. Деян 2.38; 3.19; 10.43; 13.38, где одной
из важнейших тем евангельской проповеди является раскаяние и прощение
грехов. Именно эта проповедь предваряет собой введение суверенного правления Бога,
то есть Божьего Царства, в мире. Но до сих пор популярные
толкователи утверждают, что речь идет о прощении грехов во время исповеди.
Надо помнить, что во времена евангелиста Иоанна исповеди, тем более
тайной, еще не существовало.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
~Иногда
говорят, что в мире существует только две вещи: Бог и страх. Любовь и страх
– и всё, больше ничего нет. Есть только одно зло в мире: страх. Есть только
одна хорошая вещь в мире: любовь. Иногда ее называют другими именами.
Иногда ее называют счастьем, или свободой, или миром, или радостью, или Богом,
неважно. Действительно неважно, как именно вы ее обозначите. И нет в мире
такого зла, которое нельзя было бы возвести к страху. Ни единого. Невежество
и страх, невежество, порожденное страхом, – вот откуда происходит всё зло,
вот откуда происходят жестокость и насилие. Человек, в принципе не способный
на насилие, – это человек бесстрашный. Вы злитесь, только когда пугаетесь.
Вспомните последний раз, когда вы сердились. Вспомните, как вы рассердились,
и попробуйте отыскать страх, прятавшийся за этой злостью. Что вы боялись потерять?
Что вы боялись, что у вас отнимут? Да, так и появляется злость. Вспомните
вспыльчивого человека; возможно, вы его даже побаиваетесь. Понимаете,
насколько на самом деле он или она боится? Такой мужчина на самом деле очень,
очень напуган. Такая женщина на самом деле ужасно боится, иначе она бы не
сердилась. Потому что в конечном счете всё сводится только к двум вещам:
страху и любви.~ #ЭнтониДеМелло