Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
08-May-2024 9:24
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
>
Вера внутри и вера вовне
> Потеря веры и ее фанатичность
есть вещи одного порядка. Фанатизм всегда прост, очевиден для носителя,
горяч по своему настроению. Достигается это за счет отрицания сложности
жизни и неоднородности человечества. Когда религиозный фанатизм проявляет
решительную любовь и заботу, мы имеем дело не с любовью к человеку,
а с любовью к концепции. К этому приближается и любовь
к образу Божию в человеке или любовь к ближнему в модели,
где ближний — неопознанный Христос (нередкий тип изображения Иисуса
Христа в мировой литературе).
> Полноценная <утрата> веры
с точки зрения духовной практики есть восприятие Бога как священной абстракции.
Он перестает быть личным «Ты», данным субъекту в переживании, и превращается
в возвышенное понятие типа «гармонии», «величия» и т.п., ради которых
можно умереть и убить. Природа выветривания Бога полностью аналогична
забыванию близких: когда мы долго не видимся с человеком, его образ
постепенно размывается и сокращается до нескольких характерных черт.
>
Во внутреннем пространстве человеческой души, причастной Богу, фанатизм и атеизм
есть явления внешнего порядка, то есть нечто «для других». Экзистенциальная,
подлинная вера в этом контексте есть созерцание Бога в хаосе себя
и мира, она раскрывается в своей готовности к восприятию непредсказуемого
Бога (ср.образ ветра в Ин.3:8).
> Здесь было бы уместно привести
несколько свидетельств о вере мыслителей экзистенциального направления. Например,
для датского мыслителя Сёрена Кьеркегора вера есть стремление к несхватываемому
Богу. Философ определяет экзистенцию как «бытие-между»: человеческое существование
имеет промежуточный характер между отчаянием бессмыслицы и прыжком веры
за грань абсурда. Прыжок веры принимает бессмысленность мира, отходя от комфорта
авторитетных догм. Остается только Бог и отраженное в Его глазах человечество.
>
Известный философ и психолог Карл Ясперс проповедовал свободную от догматизма
так называемую философскую веру. О ней он писал подкупающе просто:
«Подлинная вера есть акт экзистенции, сознающий трансценденцию в ее действительности».
>
Знаменитый философ и богослов Мартин Бубер подчеркивал чрезвычайную важность
равнозначности «Я» и «Ты», а также события живой «Встречи» и «диалога
с Другим». В любой встрече «Я–Ты» Бубер признавал присутствие Бога.
Бог появляется через других людей, когда двое воспринимают друг друга
как уникальную, исключительную личность. В эти моменты люди могут
почувствовать сакральность бытия.
> Богослов и философ Пауль Тиллих
видел сущность веры в ее ненадежности — она ненадежна
в той мере, в какой «предельность» и «бесконечность» принимаются
человеком. Ненадежность веры невозможно устранить, ее можно только принять —
мужеством. Там, где есть возможность провала, необходим риск, любому риску сопутствует
сомнение, таким образом, вера включает в себя сомнение; Тиллих предлагает
рассматривать сомнение не как отрицание веры, а как ее элемент.
>
Русский религиозный философ Семен Франк писал: «Вера есть
некое состояние сердца, а не какая-либо мысль нашего ума»
(Свет во тьме). По мнению Франка, никакого полноценного «Я» вообще не существует
до «встречи» с «Ты».
> Американский психотерапевт, один из основателей
экзистенциальной психологии Джеймс Бьюдженталь резюмировал: «Все мы
ищем Бога. Атеисты и агностики не меньше, чем богомольцы. Мы можем
отказаться от этого поиска не больше, чем остановить поток нашего
сознания. Наши мысли неизбежно сталкивают то, что есть, с тем, чего
мы желаем, и вскоре мы уже представляем себе, какими мы могли бы
быть, и, таким образом, вступаем на путь поисков Бога. Я верю в то,
что поиск Бога совпадает с глубочайшими стремлениями человека к его собственному
бытию» (Наука быть живым).
Во
вторник Светлой седмицы в православной Церкви на литургии читается повествование
о встрече путников, шедших в Эммаус, с Воскресшим (Лк.24:12-35). См.
по этой теме:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Хотя
и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес
как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: "Радуйтесь!"
и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.*
(Кондак, перевод
иером. Амвросия, с изменениями)