Читая
зачало о бесноватых, которые пугали народ, мимо которых никто и пройти
не мог, мы чувствуем какую-то дистанцию... Ведь мы сегодня не знаем
таких бесноватых. Мы в какой-то степени обделены опытом восприятия этих людей,
и поэтому очень сложно принимать этот рассказ в целом... Ведь рассказ
повествует нам о силе Христовой, которую мы также не наблюдаем
сегодня...
Бесноватые говорили: "Зачем ты, Иисус, Сын Божий,
пришёл прежде времени мучить нас?" Православная аскетика вообще-то говорит
нам не доверять бесам, но иногда, оказывается, можно, иногда они говорят
правду... ну так, для разнообразия. И вот эта дистанция ощущается
во всём. И Он повелел свиньям — они утонули. Нам, конечно,
их не жалко, а вот вчера прилетела ракета, благословлённая патриархом
Кириллом, возле Черкасс, и попала в свинарник, и сви́ньи
погибли... вот их нам уже жалко. Ведь какая разница между современным
прочтением рассказа о гибели свиней и техники, и тогдашним прочтением?
Тогда люди радовались: "Ой как хорошо, сви́ньи утонули!"
Ну христиане же свинину не ели в начале тоже... Так вот,
и эта дистанция ощущается во всём.
Например, сегодня день
памяти Андрея Рублёва {4/17 июля}, который был современником
Сергия Радонежского в XIV веке. /.../ Почему
о нём вообще ничего не известно, кроме одного воспоминания Иосифа Волоцкого,
писавшего уже в XV веке? Иосиф Волоцкий хвалит работы Рублёва, и не только
Рублёва, но и всей его бригады иконописцев... да потому, что он
никому не был нужен, и получается, что вот был такой святой...
Иосиф Волоцкий говорит, что перед смертью его друга Даниила они вдвоём
заболели, и раньше умер Андрей, и он во сне Даниилу явился и говорит:
мол, здесь всё хорошо, (угля много... Не, насчёт угля —
шутка. Но здесь всё хорошо), приходи... И отсюда Иосиф Волоцкий
заключает, что, видимо, он был святой. Ну что нам до него?
Канонизирован уже в Перестройку Андрей Рублёв. Все эти столетия Церковь
не видела... но как только эти иконы стали стоить определённых
денег, так сразу и Андрей Рублёв — святой. И вот такой
взгляд на святого...
Или вот Ефимий Суздальский, преподобный,
святой очень человек. 88 лет прожил. Тоже был современником Андрея Рублёва,
современником Сергия Радонежского. И о нём известно только то, что он
настолько ущемлял себя в питании и питье, что не мог есть хлеб
без слёз... когда мы будем есть хлеб, умываясь слезами от умиления,
как сказано о нём в его житии, тогда мы поймём, о ком
мы вообще говорим. (То есть никогда!) Ещё в житии говорится, что, когда
он умер, он всё равно следил за своим монастырём... он был
основателем монастыря. И один келарь ночью подъедал... ну, кушал
(знаете, бывает ночная жрица или ночной жрец, полуночный жрец... а оно бывает
так: ночью они возле холодильника... но раньше холодильников не было,
но келарь всё равно умудрился чего-то подъедать), а святой-то
видит... явился ему во сне с огромной свечой горящей: "Не ешь
на ночь!", и пригрозил: "Будешь ещё есть ночью —
будет тебе плохо". Тот наутро перекрестился и подумал: мало ли
что приснится... и забыл всё, и дальше ел... Потом явился ему преподобный
Ефим... и полный паралич на него до конца жизни, так что мало
не показалось... (Так что учтите это, кто после 6 часов
ест... уже полный паралич недалеко!) И, читая эту литературу, я вижу,
что вы как бы ухмыляетесь, — потому что есть дистанция между нами —
и теми, о ком повествуется. И ни мы не виноваты, ни эти святые
люди не виноваты. Или вот Андрей Боголюбский, это XII век, которого
тоже убили придворные интриганы, который учредил множество монастырей, и мы,
когда читаем о том, какой же это был великий ратный человек: и немцев
он бил, и шведов бил, — думаешь: ну террорист какой-то
прям! Но опять же — эта дистанция. И как нам её
преодолеть? Нам, наверное, для того даны все святые православной Церкви,
и огромная история православной Церкви, для того, чтоб мы почувствовали,
что до них нам не дотянуться. Мы дотягиваемся только до своих
каких-то интересов...
Или вот сегодня день памяти Николая II
и его семьи́. Разве Николай II хотел стать страстотерпцем?
Да ни разу! Разве он хотел быть расстрелянным? Да нет, вообще-то в Англию
собирался человек, отрёкся, говорит: "Отпусти́те меня отдохнуть".
Ан нет, не получилось. Но внутри семьи... это была замечательная
семья. Я думаю, это нам ключ к тому, чтобы понимать промысел Божий.
Христос говорит: "То, что вы сделали одному из малых сих, вы Мне
сделали". Вот мы имеем некоторую симпатию друг к другу, расположенность,
любовь. И Бог принимает это на свой счёт, и говорит: "Вот то,
что у вас есть между собой, — это и есть святость. То,
что вы сделали друг другу, то Мне сделали". Поэтому наверняка Андрей
Рублёв что-то доброе сделал своим ближним, но мы не знаем... О нём
могут засвидетельствовать только его современники, только его друг Даниил.
Андрей Боголюбский был мил, но весь двор его ненавидел, его убили.
Наверное, он кому-то был мил, кому-то нет, так кто может его канонизировать?
Мы, которые читаем и седеем от его жития, или же те, кто рядом
с ним жили? И нас тоже сможет канонизировать только наш современник,
только тот, к кому мы отнеслись по-доброму, и он к нам отнёсся
по-доброму. Как в притче о добром самарянине: самарянин по-доброму к иудею
отнёсся. (И с тех пор вот такая хорошая традиция:
хорошо относится к иудеям... после Гитлера пока никто не пробовал относиться
иначе, потому что это уже немножко опасно.) Так вот, хорошо относиться
нужно не только к иудеям, но и ко всякому встречному. И тогда
мы друг друга опозна́ем, друг друга канонизируем. А вся православная
история святости — это история того, как люди уходят от нас
за горизонт, мы уже не понимаем: а что там святого, а что
там ценного? И говорим: "да", соглашаемся: это очень ценно!
Но мы не знаем, что! Святость самоочевидна, поэтому святым может быть
только тот, кто рядом с нами, только тот, кто наш современник, только
тот, на кого мы посмотрели, и он на нас.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Кем
движет Дух Бога, те сыны Бога. Дух, который вы получили, это не дух
рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили
Дух, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба!
Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о
том, что мы дети Бога. А если дети, то наследники
наследники Бога, сонаследники Христу, потому что если
мы разделили Его страдания, то разделим и Его славу. *Я уверен,
что нынешние наши страдания ничто в сравнении с той
славой, которая нас ждет. Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
когда Бог открыто явит Своих сынов (оно не исполняет своего предназначения
не по собственной вине, а потому что такова была воля Бога), в
надежде на то, что оно, само мироздание, станет свободным от рабства
у гибели и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21/&/)
* * * *Братья, мое самое горячее желание — чтобы Израиль
был спасен. И об этом я прошу Бога. Я свидетельствую, что
они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому
они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и
стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей.
Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто
верит, оправдан Богом. *Моисей пишет об оправдании через Закон: "Только
тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить".
Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: "Не спрашивай
себя: кто взойдет на небо?" (это значит: для того, чтобы привести
на землю Христа). И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
(это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших). Но вот
что говорит Писание: "Рядом с тобой Слово Бога —
на устах твоих и в сердце твоем", то есть весть о
вере, которую мы проповедуем. Если ты будешь устами исповедовать, что
Иисус — Господь, и сердцем верить, что Бог поднял Его из
мертвых, будешь спасен. Кто верит сердцем —
будет оправдан. Кто исповедует устами — будет
спасен.* (Рим.10:1-10/++/)
*
* *
*Продолжая
путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали Матфей.
Следуй за Мной, говорит Он ему.
Тот встал и последовал за Ним. Когда Иисус был у него на обеде,
там собралось множество сборщиков податей и прочих грешников,
они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками. Увидев
это, фарисеи стали говорить ученикам: Почему
ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
Иисус, услышав это, ответил: Не здоровые
нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь
себе уяснить, что значат слова:
"Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
(Мф.9:9-13/^/)
*
* *
*Иисус о многом говорил им в притчах: -
Вот вышел человек сеять. И когда он сеял, часть зерен упала у
дороги прилетели птицы и склевали их.
Другие упали на каменистую почву, где земли было мало,
и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
а когда взошло солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня,
увяли. Другие упали среди колючек
колючки взошли и заглушили их. А другие зерна упали в землю добрую
и дали урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9/+/)