Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4344 *Ближний и святость за горизонтом* 7-10/VII/23 (пт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 09-Jul-2023 12:58

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 26 июня 2022 г. ст.ст.,  воскресенье  5-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:
 + + + Оскар Пфистер:
         В устранении навязчивого характера Закона Иисус и Павел едины (+ссылки)

 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Закон Ветхого Завета и Закон Жизни
         messia.ru/rasylka/008/2250.htm (+ссылки)

 

 

Читая зачало о бесноватых, которые пугали народ, мимо которых никто и пройти не мог, мы чувствуем какую-то дистанцию... Ведь мы сегодня не знаем таких бесноватых. Мы в какой-то степени обделены опытом восприятия этих людей, и поэтому очень сложно принимать этот рассказ в целом... Ведь рассказ повествует нам о силе Христовой, которую мы также не наблюдаем сегодня...

Бесноватые говорили: "Зачем ты, Иисус, Сын Божий, пришёл прежде времени мучить нас?" Православная аскетика вообще-то говорит нам не доверять бесам, но иногда, оказывается, можно, иногда они говорят правду... ну так, для разнообразия. И вот эта дистанция ощущается во всём. И Он повелел свиньям — они утонули. Нам, конечно, их не жалко, а вот вчера прилетела ракета, благословлённая патриархом Кириллом, возле Черкасс, и попала в свинарник, и сви́ньи погибли... вот их нам уже жалко. Ведь какая разница между современным прочтением рассказа о гибели свиней и техники, и тогдашним прочтением? Тогда люди радовались: "Ой как хорошо, сви́ньи утонули!" Ну христиане же свинину не ели в начале тоже... Так вот, и эта дистанция ощущается во всём.

Например, сегодня день памяти Андрея Рублёва {4/17 июля}, который был современником Сергия Радонежского в XIV веке. /.../ Почему о нём вообще ничего не известно, кроме одного воспоминания Иосифа Волоцкого, писавшего уже в XV веке? Иосиф Волоцкий хвалит работы Рублёва, и не только Рублёва, но и всей его бригады иконописцев... да потому, что он никому не был нужен, и получается, что вот был такой святой... Иосиф Волоцкий говорит, что перед смертью его друга Даниила они вдвоём заболели, и раньше умер Андрей, и он во сне Даниилу явился и говорит: мол, здесь всё хорошо, (угля много... Не, насчёт угля — шутка. Но здесь всё хорошо), приходи... И отсюда Иосиф Волоцкий заключает, что, видимо, он был святой. Ну что нам до него? Канонизирован уже в Перестройку Андрей Рублёв. Все эти столетия Церковь не видела... но как только эти иконы стали стоить определённых денег, так сразу и Андрей Рублёв — святой. И вот такой взгляд на святого...

Или вот Ефимий Суздальский, преподобный, святой очень человек. 88 лет прожил. Тоже был современником Андрея Рублёва, современником Сергия Радонежского. И о нём известно только то, что он настолько ущемлял себя в питании и питье, что не мог есть хлеб без слёз... когда мы будем есть хлеб, умываясь слезами от умиления, как сказано о нём в его житии, тогда мы поймём, о ком мы вообще говорим. (То есть никогда!) Ещё в житии говорится, что, когда он умер, он всё равно следил за своим монастырём... он был основателем монастыря. И один келарь ночью подъедал... ну, кушал (знаете, бывает ночная жрица или ночной жрец, полуночный жрец... а оно бывает так: ночью они возле холодильника... но раньше холодильников не было, но келарь всё равно умудрился чего-то подъедать), а святой-то видит... явился ему во сне с огромной свечой горящей: "Не ешь на ночь!", и пригрозил: "Будешь ещё есть ночью — будет тебе плохо". Тот наутро перекрестился и подумал: мало ли что приснится... и забыл всё, и дальше ел... Потом явился ему преподобный Ефим... и полный паралич на него до конца жизни, так что мало не показалось... (Так что учтите это, кто после 6 часов ест... уже полный паралич недалеко!) И, читая эту литературу, я вижу, что вы как бы ухмыляетесь, — потому что есть дистанция между нами — и теми, о ком повествуется. И ни мы не виноваты, ни эти святые люди не виноваты. Или вот Андрей Боголюбский, это XII век, которого тоже убили придворные интриганы, который учредил множество монастырей, и мы, когда читаем о том, какой же это был великий ратный человек: и немцев он бил, и шведов бил, — думаешь: ну террорист какой-то прям! Но опять же — эта дистанция. И как нам её преодолеть? Нам, наверное, для того даны все святые православной Церкви, и огромная история православной Церкви, для того, чтоб мы почувствовали, что до них нам не дотянуться. Мы дотягиваемся только до своих каких-то интересов...

Или вот сегодня день памяти Николая II и его семьи́. Разве Николай II хотел стать страстотерпцем? Да ни разу! Разве он хотел быть расстрелянным? Да нет, вообще-то в Англию собирался человек, отрёкся, говорит: "Отпусти́те меня отдохнуть". Ан нет, не получилось. Но внутри семьи... это была замечательная семья. Я думаю, это нам ключ к тому, чтобы понимать промысел Божий. Христос говорит: "То, что вы сделали одному из малых сих, вы Мне сделали". Вот мы имеем некоторую симпатию друг к другу, расположенность, любовь. И Бог принимает это на свой счёт, и говорит: "Вот то, что у вас есть между собой, — это и есть святость. То, что вы сделали друг другу, то Мне сделали". Поэтому наверняка Андрей Рублёв что-то доброе сделал своим ближним, но мы не знаем... О нём могут засвидетельствовать только его современники, только его друг Даниил.

Андрей Боголюбский был мил, но весь двор его ненавидел, его убили. Наверное, он кому-то был мил, кому-то нет, так кто может его канонизировать? Мы, которые читаем и седеем от его жития, или же те, кто рядом с ним жили? И нас тоже сможет канонизировать только наш современник, только тот, к кому мы отнеслись по-доброму, и он к нам отнёсся по-доброму. Как в притче о добром самарянине: самарянин по-доброму к иудею отнёсся. (И с тех пор вот такая хорошая традиция: хорошо относится к иудеям... после Гитлера пока никто не пробовал относиться иначе, потому что это уже немножко опасно.) Так вот, хорошо относиться нужно не только к иудеям, но и ко всякому встречному. И тогда мы друг друга опозна́ем, друг друга канонизируем. А вся православная история святости — это история того, как люди уходят от нас за горизонт, мы уже не понимаем: а что там святого, а что там ценного? И говорим: "да", соглашаемся: это очень ценно! Но мы не знаем, что! Святость самоочевидна, поэтому святым может быть только тот, кто рядом с нами, только тот, кто наш современник, только тот, на кого мы посмотрели, и он на нас.

прот. Вячеслав Рубский
"Ближний и святость за горизонтом" (видео, 2022 г.)
(публикуется впервые)  ]

 

 

 

 

к евангельскому чтению см. тж.:
 +++ о. Вячеслав: Бог как угроза (проповедь, 2018 г., текст + видео)
 +++ митрополит Сурожский Антоний:
      Любовь Христова и бесовская любовь

 +++ страх гергесинцев (+ссылки)
 +++ "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.)
                    messia.ru/rasylka/008/2251.htm (+ссылки)
 +++ свящ. Александр Мень:
      "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин!"

свящ. Яков  Кротов:
 +++ бесноватость - это раздвоенность (28) (+ссылки)
 +++ "Да Любит Он их, дурашек, как и нас, дураков" (29)
             messia.ru/rasylka/006/1674.htm#B (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Кем движет Дух Бога, те сыны Бога.
 Дух, который вы получили, это не дух рабства,
 вынуждающий вас опять жить в страхе.
 Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога!
 Это Он побуждает вас взывать: "Абба! Отец!"
 Он сам вместе с нашим духом
  свидетельствует о том, что мы дети Бога.
 А если дети, то наследники  –  наследники Бога,
  сонаследники Христу,
 потому что если мы разделили Его страдания,
  то разделим и Его славу.
*Я уверен, что нынешние наши страдания  –
 ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет.
 Ведь всё мироздание с нетерпением ждет,
 когда Бог открыто явит Своих сынов
 (оно не исполняет своего предназначения
   не по собственной вине,
  а потому что такова была воля Бога),
 в надежде на то, что оно, само мироздание,
 станет свободным от рабства у гибели
 и разделит свободу и славу детей Божьих.* (Рим.8:14-21/&/)

                                * * *
*Братья, мое самое горячее желание —
  чтобы Израиль был спасен.
 И об этом я прошу Бога.
 Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога,
 но у них нет истинного знания.
 Поэтому они, не зная,
  какой путь избрал Бог для оправдания людей,
 и стремясь утвердить свой собственный,
 не подчинились праведной воле Божьей.
 Потому что Христос — конец Закона:
 теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
*Моисей пишет об оправдании через Закон:
 "Только тот, кто исполнит все повеления Закона,
   будет жить".
 Но вот что говорит Писание об оправдании за веру:
 "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?"
 (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа).
 И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?"
 (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших).
 Но вот что говорит Писание:
 "Рядом с тобой Слово Бога —
   на устах твоих и в сердце твоем",
 то есть весть о вере, которую мы проповедуем.
 Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус — Господь,
 и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых,
  будешь спасен.
   Кто верит сердцем — будет оправдан.
    Кто исповедует устами — будет спасен.* (Рим.10:1-10/++/)

* * *

*Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни,
  его звали Матфей.
    – Следуй за Мной, – говорит Он ему.
 Тот встал и последовал за Ним.
 Когда Иисус был у него на обеде,
  там собралось множество сборщиков податей
   и прочих грешников,
  они сидели за одним столом с Иисусом и Его учениками.
 Увидев это, фарисеи стали говорить ученикам:
    – Почему ваш Учитель ест
     со сборщиками податей и грешниками?
 Иисус, услышав это, ответил:
    – Не здоровые нуждаются во враче, а больные.
      Ступайте и постарайтесь себе уяснить,
        что значат слова:
      "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
      Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.*
                                          (Мф.9:9-13/^/)

* * *

*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги –
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, –
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек –
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9/+/)

*********************************************

/&/ апостольское чтение субботы.
/^/ евангельское чтение субботы.
/+/ включает евангельское чтение пятницы.
/++/ апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/023/4344.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное