>
Главной новостью, которую принесла в мир Библия, была весть о Едином Боге.
>
Язычники могли помнить о Творце мира, но предпочитали иметь дело не с Ним, а с многочисленными
божествами, каждое из которых заведовало какой-то определенной сферой жизни: этому
надо молиться об урожае, тому – о военной победе, а вон той –
в случае зубной боли. Именно к такому миру были обращены слова первой заповеди:
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх
20:2–3). Но что же мы видим у православных – снова многобожие?
Молятся не только Богу, но и святым, особенно Богородице? Просят их о помощи,
словно бы забыв о Творце?
> Давайте вслушаемся: как и о чём просят святых
православные? Говорят ли они им: «такой-то, как господин над урожаем или зубной
болью, надели меня своими дарами»? Нет, они обращаются к ним со словами: «моли
Бога о нас». Все христиане, да и не только они, время от времени просят других
о молитвенной поддержке, потому что понимают: человеку трудно одному предстоять
перед Богом, ему нужна помощь собратьев по вере, их согласная молитва обладает
огромной силой. Именно о такой помощи и поддержке православные просят своих старших
братьев и сестер, которые уже закончили свой жизненный путь и предстоят перед
Господом. Эти люди в своей жизни показали, как много может их молитва, как охотно
они приходят на помощь другим – так неужели мы должны пренебрегать
их поддержкой? Ведь мы верим, что у Бога все живы. Не случайно еще в Ветхом
Завете Господь, обращаясь к людям, называл Себя «Богом Авраама, Исаака и Иакова» –
первых святых Своей Церкви. Он мог бы сказать о Себе: «Я Вечный, Я Творец
неба и земли» – и многое, многое иное. Но Он предпочел говорить о Себе
в связи со святыми, в жизни которых и раскрывалось представление о Едином
Боге. Знать, что есть Творец – хорошо, но это мало что значит
лично для тебя. А вот знать, что есть Тот, Кто заключил союз с Авраамом,
Исааком и Иаковом, и Он предлагает тебе войти в этот союз, присоединиться
к ним – это уже совсем другое дело. И в этом деле просто необходима
будет поддержка тех, кто вошел в этот союз прежде тебя.
> Но отдельно
сто́ит сказать о Богородице, ведь Ее не только просят о молитвах, но и постоянно
возвеличивают в церковных песнопениях, ставят, фактически, на второе место после
Христа. Но ведь она всего лишь человек!
> Эти споры возникли не вчера,
им почти столько же лет, сколько и христианству.
> Один из византийских
императоров активно противился почитанию Богородицы. Однажды он привел своим приближенным
такой пример: показал им кошелек с золотом и спросил, дорого ли тот сто́ит.
«Разумеется, дорого», – ответили придворные. Тогда он высыпал из него
золотые монеты и снова задал тот же вопрос. «Теперь ничего не сто́ит», –
ответили они. «Так и Мария, – напутствовал он их, – пока
носила во чреве Христа, была достойна почитания, теперь же ничем не отличается
от прочих женщин».
> Неужели не отличается? Евангелие с этим
несогласно. Достаточно прочитать первую главу от Луки, чтобы увидеть: и Архангел
Гавриил, и мать Иоанна Крестителя Елизавета
почтительно называли ее «благословенной между женами» (1:28,42)
{т.е. "благословеннейшая из женщин", см. перевод
"Радостная Весть" – прим. ред. рассылки}.
Но и этого мало – Сама Мария, получившая Духа Святого,
поняла, что это почитание останется с ней навсегда: «призрел Он на смирение
рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; сотворил мне величие
Сильный, и свято имя Его» (1:48–49) {"Смирение"
здесь – не как нравственное качество, а в значение "малость,
незначительность", ср. переводы еп. Кассиана, "Радостная
Весть" и п/ред. М.Кулакова;
"роды" здесь – "поколения". –
Прим. ред. рассылки}. Собственно, именно в таком виде
Ее почитание и доныне существует у православных – практически
теми же словами они возвеличивают Деву из Назарета и сейчас.
>
Есть тут и еще один очень важный момент: прославляя Богородицу, православные
христиане свидетельствуют о величии человека. Да, Христос тоже родился
как простой человек, но при этом Он не перестал быть Богом,
и в этом отличается от всех нас. Но Мария была простой девушкой,
а значит, Ее праведность и чистота могут быть хотя бы в теории
доступны каждому из нас. Наконец, Христос прожил земную жизнь как мужчина.
Он пережил и испытал всё, что может выпасть здесь на долю человека,
но Он не жил в женском теле, не знал деторождения, не воспитывал
Своего ребенка. Мария испытала всё это, и даже прошла через страшную
потерю Сына – и поэтому в какие-то моменты жизни мы можем
обратиться за помощью и поддержкой именно к Ней: ей это знакомо…
Отказаться от такого заступничества означало бы не просто обеднить
себя, но и напрямую отвергнуть сказанные в Библии слова.
[ Андрей
Сергеевич Десницкий. Из кн. "Сорок вопросов о Библии",
из гл.
39 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Пусть
мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса: Он,
по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но
добровольно лишился всего, приняв природу раба и
человеком родившись. Он был во всём человеку подобен, но
еще больше себя умалил и так был послушен, что
принял и самую смерть – смерть на кресте. За это
Бог вознес Его над всеми и имя даровал превыше всех имен, чтобы
пред именем Иисуса всякое колено преклонилось – на
небе, на земле и в преисподней – и всяк язык провозгласил,
что Иисус Христос – Господь, во славу Бога Отца.* (Флп.2:5-11/+/)
*
* *
*Продолжая путь, Иисус с учениками
зашел в деревню. Там Его приняла у себя женщина по имени Марфа. У
нее была сестра, которую звали Мариам. Она, сев у ног Господа, слушала
Его речи. Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении.
Она подошла и сказала: — Господин мой, Тебе дела нет до того, что сестра
бросила на меня всю работу? Скажи ей, чтобы она мне помогла! — Марфа,
Марфа, — сказал ей в ответ Господь, — ты заботишься и хлопочешь,
чтобы всего было много, а нужно только одно. Вот Мариам выбрала
себе лучшее, этого у нее не отнимут. /.../
/.../ женщина из толпы воскликнула: — Счастлива
та, чье чрево носило Тебя и чья грудь вскормила Тебя! — Скорее
счастливы те, кто слушает слово Бога и соблюдает его! — ответил
Иисус.* (Лк.10:38-42;
11:27-28/++/)
* * *
*В
это время пришли к Иисусу ученики. — Кто больше всех в Царстве Небес? —
спросили они. Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал:
— Верно вам говорю, пока не изменитесь и не станете
такими, как дети, не войдете в Царство Небес. Кто умалит
себя и станет таким, как этот ребенок, тот больше всех в
Царстве Небес.* (Мф.18:1–4/&&/)
*
* *
*...пришли к Нему саддукеи,
которые говорят, что нет воскресения мертвых. Они задали Ему такой вопрос:
Учитель, сказали они, Моисей нам сказал:
"Если умрет у кого-нибудь бездетным брат, пусть женится
брат на его жене, чтобы дать брату потомство". Было
у нас семь братьев. Первый женился и умер бездетным,
оставив жену своему брату. Так же и второй, и третий, и все семеро.
А после них умерла и женщина. После воскресения женой которого
из них она будет? Ведь мужьями ей были все семеро!
Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы,
ответил им Иисус. Когда Бог воскрешает мертвых,
они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе.
А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали того,
что сказал вам Бог? Он сказал: "Я Бог Авраама, Бог
Исаака и Бог Иакова". Но Бог Он Бог не мертвых, а
живых.* (Мф.22:23–32/&/)
*********************************************
/+/
апостольское чтение богородичных праздников. /++/
евангельское чтение богородичных праздников. /&/
Из евангельского чтения пятницы. /&&/
Из евангельского чтения субботы.