Вопрос о том, ему ли
принадлежат эти четырнадцать посланий, которые мы имеем в Новом Завете,
не имеет однозначного ответа. Безусловно, ему принадлежат Послание к Римлянам,
Послания к Коринфянам, к Галатам. Споры идут о малых посланиях
к Тимофею и к Титу. Кроме того, признано всеми, что Послание
к Евреям ему не принадлежит, тем более, что оно даже не носит
такого названия. Каждое послание Павел начинает от своего имени –
Павел, апостол, поставленный не от человеков, а от Бога, и так далее. <....>
Так вот, сомнения в принадлежности Павлу некоторых второстепенных посланий
не меняет ничего, потому что главные мысли, главный опыт, главное духовное
благовестие заключено именно в этих основных, неоспоримых Посланиях.
Послания – не легкое чтение, потому что, я еще раз говорю,
это было стенограммой, и его мысль часто переходила резко с одного
на другое. И кипение его переживаний, чувств сказывалось на само́м
этом стиле. И потом этот жанр был неясный... Одно дело –
личное письмо, другое дело – литературное послание, которое человек
сочиняет в кабинете. <...> А это было нечто среднее. Это был
и трактат, это была и проповедь. Иногда он начинал диктовать, говорить
почти стихами, как было принято на семитическом Востоке. Человек, проникнутый
Писанием (он учился всё-таки по Писанию), он вдруг начинал говорить
каким-то библейским языком, и стихи прерывали прозу. Вы все должны помнить
то место в первом Послании к Коринфянам, глава 13, про значение
любви в жизни христианина. Что это? Трактат? Нет. Письмо? Нет. Это поэма.
Ее так и называют – Песнь любви. И филологи, литературоведы
показывают, что там есть определенный ритм, закономерность чисто литературно-критического
характера.
«Если
я языками человеческими и ангельскими говорю, а любви не имею,
то я – медь звенящая…»
Эти рефрены, повторы, то есть он уже переходил прямо на свободную
поэзию. Конечно, наш перевод в Священном Писании Посланий Павла уже
в значительной степени архаичным выглядит, не всегда он точен,
потому что сделан давно... но, тем не менее, он достаточно ясен, достаточно
хорош для нас.
[Порядок] чтения Посланий апостола Павла может быть
самым различным. Можно начинать с [хронологически] первых посланий, которые
написал апостол Павел, – Фессалоникийцам, а можно брать тематически.
<...> Первые послания, которые он написал, которые до нас
дошли, – это Фессалоникийцам. Они были написаны лет через восемнадцать-двадцать
после распятия Христа и Пятидесятницы. В пятидесятые же годы было
написано послание к Галатам, послания к Коринфянам. О чём они?
Для каждого из них был конкретный повод.
Фессалоникийцам он пишет
в тревоге, что они ждут конца света, и многие побросали работу и думают,
что нечего заниматься [земными делами]. Он говорит: "кто не работает,
тот и не ешь". <...>
Галатам он пишет в отчаянии,
потому что галатская община из язычников – это глухомань такая
была, это в нынешней Турции – и когда они крестились,
то они недостаточно просветились. А пришли туда христиане из Иерусалима,
сказали: "А вы что, Закон не соблюдаете?! Едите свинину?!..
Да вы не христиане, вы просто…" А те ведь, бедные,
понимали, что религия есть обряд – как всякий язычник. Значит,
мы не так веруем, едим не то, пьем не то... И они быстро начали
все перестраиваться. И когда Павел узнал, он написал им послание...
Это вопль: «О несмысленные Галаты!..» Это против ритуалистов.
В Послании к Римлянам он пытался как бы объяснить свое богословие,
свое учение. Хотя он говорит: это "не мое учение"... Это "мое Евангелие",
но всё-таки это Евангелие Иисуса Христа. Почему он писал к римлянам?
Это единственный случай, когда он писал к неизвестным ему людям,
потому что он собирался ехать в Испанию. Он предполагал, что мир может
скоро кончиться. А долг христиан – возвестить, где только можно,
слово Христово. И вот перед вами карта. Он обошел всё восточное
Средиземноморье. Теперь ему надо было срочно охватить, [как тогда считали, "край
света"], Геркулесовы столбы, Испания. И он задумал туда отправиться
и так обойти весь круг Средиземноморья. Но на  дороге был Рим,
пересадочное место, столица мира. И он написал римской церкви, уже существовавшей,
не им основанной, изложив свои принципы... Но, как вы знаете,
в Рим он попал уже в кандалах, и в конце концов в Риме
и погиб. Хотя в Испании, как говорит предание достоверно, он успел
побывать. Уже потом его арестовали вторично.
Послание к Ефесянам –
одно из поздних посланий. И как раз в нём очень много говорится
о Церкви. Апостол очень серьезно задумывается над проблемой зла в мире,
и Те́ла Христова, которое ему противостоит. Это очень серьезное
послание. Оно уже мало касается тех проблем, которые волновали [его раньше] –
о старом обряде, о конце света, а больше говорит о тайне Церкви,
о Теле Христовом.
[ протоиерей
Александр Мень. Из домашней беседы об апостоле Павле. Фонограмма.
Эта публикация основана на расшифровке,
которую нам пришлось существенно подправить. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь
ответить на вопросы... #
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Прошу вас, братья, остерегайтесь тех, кто вносит разногласия и
ставит препоны на пути веры, — наперекор тому учению, которое
вы получили. Держитесь от них подальше. Эти люди не
Господу нашему Христу служат, а собственным похотям. Своей
лестью и красивыми речами они обманывают простодушных.
/.../ Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло.
А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги. Милость
Господа нашего Иисуса да будет с вами. /.../ Воздадим
славу Тому, кто может укрепить вас в вере, /.../ как
открывает тайная истина, которая много веков была сокрыта, а
ныне /.../ по велению вечного Бога, стала известна
всем народам, чтобы все покорились вере. Ему, единому мудрому
Богу, через Иисуса Христа да будет слава вовеки. Аминь.* (Рим.16:17-20,25-27/@/)
*********************************************
/@/
включает часть апостольского чтения понедельника.