Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
22-May-2020 12:41
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
> Тема
моих бесед – вопрос о том, как можно быть христианином вдали от храма.
И сразу поднимается в памяти рассказ о том, как жили первые
христиане. Их было очень и очень мало; они были рассеяны по лицу
всей Римской империи; больше того – они были гонимы, и поэтому
даже собираться для них было опасно, порой – невозможно.
Поэтому, ставя перед собой вопрос, можно ли жить не собранной вокруг храма
группой, не пользуясь богослужением, и вырасти верой, познанием, стать
общиной видимой, проще всего обратиться к этому прошлому.
> Что характеризовало
христиан, что делало их непохожими ни на кого, единственными в своем
роде? То, что люди самого разного происхождения, разных общественных сословий,
разного образования, разной культуры, разной национальности, разных языков, которые
никогда бы и не подумали, что они могут встретиться на общей
почве, нашли эту общую почву в том, что стали верующими, уверовали в Господа
Иисуса Христа. Мы ищем общения межу собой, и это общение часто стараемся
осуществить на всех планах нашей жизни. Они этого не могли даже
помыслить, искать этого было для них невозможно. Единственное, что у них
было общее, это их вера: то, что они, каждый по-своему, встретили Господа
Иисуса Христа, признали в Нём своего Бога, своего Спасителя, Хозяина своей
жизни, и отдали Ему все силы души, малые ли, великие ли –
но всё до конца.
> В то
время вера оказалась первично не системой богословских или философских воззрений;
вера оказалась плодом встречи с Живым Богом и отдачей Ему всей
своей жизни, доверием до конца и верностью до конца. Эта верность
выражалась во всём: в чистоте жизни, в новом строе жизни. Вспомним
такого человека, как апостол Павел, который был гонителем христиан и стал
одним из самых пламенных проповедников Евангелия. Вот что он говорит
о том, что делает человека неспособным называть себя христианином, недостойным
называть себя христианином. В пятой главе своего Послания к галатам
он пишет: дела́ плоти таковы: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия,
соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное.
А когда ставится вопрос о том, каковы плоды Духа, то есть какие
плоды рождаются в человеческой душе, когда коснется ее дар Святого Духа,
действие Божие, каков христианин, что в нём может быть достойно и его
как человека, и Бога как его Господа, Творца и Спасителя,
то вот что мы читаем: плод же Духа – любовь, радость,
мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
> Вот
те черты, на которые нам надо обратить внимание, если мы хотим
быть христианами. Быть христианином значит быть таким человеком, которого
Бог может не стыдиться. Такой человек вносит в мир свет –
там, где всё потемнело; надежду – там, где только отчаяние и безнадежность;
любовь – там, где горечь, безразличие, ненависть, ссоры, зависть,
вражда, распри, расхождения. Очистив свой ум от недостойных мыслей, свое
сердце от скверных чувств, он вносит в жизнь чистоту, он из своей
жизни исключил то, что позорит его, позорит имя христианина и позорит,
в конечном итоге, Бога. Тот же апостол Павел писал: <из-за>
вашего поведения хулится имя Христово. Это тогда случалось, но это
случается и теперь: пьянство, бесчинство, прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство, зависть, гнев всё еще наблюдаются среди христиан, хотя
эти свойства свидетельствуют, что люди, которые живут этими чувствами
и с такими чувствами действуют – не христиане в своей
жизни. И вот с чего каждому из нас надо начать: ставить перед собой
вопрос не о том, далека ли церковь, близка ли, удается ли
часто бывать там и что мы от нее получаем, а о том, кто мы такие:
Христовы или не Христовы? Живем ли мы законами правды Божией или позорим
имя Божие и свое имя христианина?
> Во время
войны мне пришлось очень долго быть без храма, и, подобно многим, я знаю,
как тяжело это бывает. Но я также обнаружил одно очень драгоценное свойство
этой обездоленности. Это то, что я оценил церковь, храм, общую молитву по-иному.
Я изголодался по богослужению, я изголодался по общей молитве.
И когда потом мне стало возможно быть в храме, я молился с такой
глубиной, с такой живостью и силой, как я не молился раньше, когда достаточно
было пройти несколько кварталов, чтобы оказаться в малюсенькой русской церкви,
которая была недалеко от моего дома. Поэтому в себе надо воспитывать
и любовь к богослужению, и готовность быть христианином каждый
день, каждый час, во всех обстоятельствах, с мечтой, с голодом
по церкви, и с радостью о том, что мы – посланники
Божии. Таков смысл слова “апостолы”. Мы – свидетели; таков смысл
греческого слова “мартирион”, которое переводится на русский язык как “мученик”,
но в основе значит “свидетель”, с указанием на то, что наше свидетельство
должно быть открытое, смелое, и что ради того, чтобы другому принести
несказанную радость веры, мы должны быть готовы, подобно Христу, пострадать
и, если нужно, умереть.
> Но
не от каждого это требуется, и не об этом я сейчас
хочу говорить, а о том, как это свидетельство доходит до другого
человека. Веру можно найти, как я ее нашел – чудом; веру
можно найти чтением Евангелия, веру можно найти встречей с живым человеком,
который является как бы светочем веры, из которого она льется,
светится. Веру можно найти в глубинах отчаяния, когда, познав всеконечную,
полную бессмысленность всякой человеческой помощи, мы можем сказать: да,
по-человечески никакой надежды не остается, но всё-таки не умирает надежда.
Во мне горит дух; глубже, чем отчаяние, есть надежда, которая не обманывает:
Живой Бог…
> Первый
раз христиан назвали этим именем в Антиохии {см. Деян.11:26}.
Неужели только потому, что они были представителями небольшой тогда, незначительной,
странной, гонимой, отверженной секты, родившейся среди еврейства? Конечно, нет!
Их бы не заметили, их бы стерли, прошли бы мимо. Но их не могли
не заметить, потому что в них было нечто, чего люди того времени
в других и в себе и друг во друге не могли найти.
Тертуллиан писал в своем послании Римскому императору: задумайтесь –
вокруг нас все говорят: “Как эти люди любят друг друга!” –
любовью, какой в язычестве никто не находил… Разумеется, и в язычестве
люди друг друга любили; родители – детей, дети – своих родителей,
друзья – своих близких, мужья и жёны – друг друга.
Но здесь была группа людей, в которых жила любовь совершенно иного рода.
Это были люди, способные любить врагов, любить гонителей, среди пыток
молиться о том, чтобы Бог дал спасение мучителям, как Христос,
когда Его распинали, молился Своему – и нашему! –
Небесному Отцу, говоря: Прости им, Отче, они не знают, что творят…
Вот эту любовь они обнаружили в христианской общине; но эту любовь
можно обнаружить в каждом человеке. И, разумеется, не надо быть мучеником,
не надо быть распятым, не надо быть гонимым для того, чтобы
эта любовь светилась. Кто из нас не окружен безразличием, нелюбовью,
клеветой? Кто из нас не имеет врагов, которые желают ему зла, которые
хотят у него отнять то, что у него есть, самое дорогое: отнять свободу,
отнять работу, отнять жену, детей, отнять что-то особенно дорогое сердцу?..
> И вот
первое свойство христианина: способность без гнева, без ненависти посмотреть
на такого человека и сказать: Господи, прости! Он не знает,
что он творит… И больше того: Боже! Спаси его! Ты меня спас,
я был во тьме, Ты меня вывел в свет. Я был такой же
безумный, как он, – Ты мне дал разум небесный, не земной…
Вот о какой любви христиан говорили язычники, которые их окружали. Я
уже упоминал, какова была их жизнь, о чистоте, правде, достоинстве их жизни.
А здесь мы доходим до какого-то предела: любить врагов, любить
их не с тем, чтобы избежать их ненависти, а с тем, чтобы
наша любовь их обновила, сделала иными, не обязательно христианами
по вере, но людьми в полном смысл слова, ибо ненавидящий,
завидующий, враждующий – не человек, он даже не на уровне
зверя, он – дикое животное. Наша роль – способностью нашей
любить именно такой любовью возродить в других человеческий образ.
*После
долгого спора встал Петр. – Братья! сказал он.
Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники услышали
из моих уст слова Радостной Вести и уверовали. И Бог, знающий
сердца людей, показал Свою милость к язычникам, даровав
им Святой Дух, как и нам. Он не видит никакой разницы между
нами и ими, потому что очистил верой их сердца. Так
зачем же вы теперь испытываете Бога, раз хотите надеть на шею
ученикам то ярмо, которое было непосильным и для наших предков,
и для нас? Ведь мы верим, что спасены
одной только любовью Господа Иисуса. И они спасены так
же! Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса через них совершил
Бог среди язычников. Когда они умолкли, заговорил Иаков: –
Братья, выслушайте меня! Симеон поведал нам о том,
как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках, избрав из них
народ, который будет носить Его имя. С этим созвучны и слова
пророков, потому что в Писании сказано: "И
потом Я вернусь и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин, Я
отстрою его. И тогда остальные все люди, и язычники
все Господа будут искать, ибо
Я их призвал стать народом, носящим Имя Мое.
Так говорит Господь, возвестивший
об этом издавна". Поэтому я считаю: нам не следует
обременять язычников, которые обращаются к Богу. Мы
должны послать им письмо и предписать им воздерживаться
от пищи, принесенной в жертву языческим богам и ставшей
нечистой, от разврата, от мяса удавленных животных,
а также от крови. Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом
городе и каждую субботу читается вслух в синагогах.
Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили избрать
из своего числа несколько человек и вместе с Павлом и Варнавой послать
их в Антиохию. Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
людей, пользовавшихся у братьев авторитетом, и написали письмо,
которое те должны были передать: "Апостолы и старейшины приветствуют
всех своих братьев из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии.
Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает
и расстраивает вас своими предписаниями, на что мы им полномочий
не давали. Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями
Варнавой и Павлом, людьми, посвятившими жизнь
служению имени нашего Господа Иисуса Христа. Итак, мы послали
к вам Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах.
Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим, кроме следующих
обязательных предписаний: воздерживаться от употребления в пищу
того, что принесено в жертву языческим богам, от
крови и мяса удавленных животных, а также от разврата. Поступайте
так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!" (Деян.15:7-29/+/)
*
* *
*<Иисус сказал:> -
Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое,
смерти вовек не увидит. - Вот теперь мы точно
знаем, что в Тебе бес, - сказали они Ему. -
Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь:
"Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Или пророков,
которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам себя прославляю,
слава Моя - ничто, - ответил Иисус. - Но Меня
прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его никогда
не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю Его,
Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю
Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет и пятидесяти,
и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус ответил:
- Говорю вам истинную правду: Авраам еще не родился,
а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили камни, чтобы
побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/++/)
*
* *
*Иисус сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, и Я знаю их, / они
за Мною идут, Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки,
их никто у Меня не похитит. То, что дал Мне
Отец Мой, / больше всего, и этого у Отца никто
не может отнять, а Я и Отец одно". Они
снова схватили камни, чтобы побить Его. Иисус сказал: "Много
добрых дел Я вам показал от Отца. За которое из них вы хотите побить
Меня?" Они ответили Ему: "Мы не за доброе дело хотим побить
Тебя, а за кощунство, за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил: "А разве не написано в вашем Законе:
"Я сказал: 'Вы боги'"? А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь", когда Я говорю:
"Я Сын Бога", Мне, кого освятил и послал в
мир Отец?! Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим
верьте! И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец
во Мне, а Я в Нём". (Ин.10:27-38/*/)