Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
17-May-2020 12:54
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
*
4 мая 2020 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе
(посвященное беседе Христа с самарянкой). литургические
чтения: Деян.11:19-26,29-30;
Ин.4:5-42.
>
Ио 4,19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
>
Сто́ит ли буквально понимать слова самарянки? Ведь за ними следует
критика – мол, все вы, израильтяне, заблуждаетесь, создали централизованную
тоталитарную секту из обломков истинного учения, ненавидите нормальных верующих...
Очень вероятно, что самарянка иронизирует – это объясняет
резкую перемену тему разговора. Мол, ты не лезь в мою личную жизнь,
она, возможно, и далека от совершенства, но это грех вынужденный
и личный, а ты принадлежишь к людям, которые грешат сознательно,
всем народом, и против Бога. Еретик хуже прелюбодея – это позднее́
многие инквизиторы и примкнувшие к ним проповедовали. Так что переводить,
возможно, следовало бы так: "Ты язык-то свой укороти, тоже мне пророк
нашёлся, гадает, что там под чужим одеялом! К нему по-человечески,
а он пинаться!! Обиделась самарянка, и ничего страшного –
понятно было, что обидится. Обиделась, зато сама первая заговорила о религии –
тут Иисус и обернётся неожиданной стороной, согласится с ней и поведёт
дальше и выше любых гор и храмов.
> *
>
Пророк видит не будущее, а нечто большее – реальность. Начиная
с прошлого, которого большинство людей не видит вообще. Историк –
вовсе не «пророк, обращённый в прошлое», историк –
просто учёный, который глазами науки видит то, что верующий (возможно, тот же
самый историк) видит глазами веры. Реальность одна, различие во взгляде на реальность
у верующего и учёного – не больше,
чем различие между точкой зрения правого глаза и левого глаза,
и различие необходимое, чтобы лучше ориентироваться.
> Женщина называет
Иисуса пророком потому, что Он ей сказал правду о её жизни. Она
была потрясена не тем, что посторонний знает её жизнь, она была
потрясена тем, какова эта жизнь. Именно тут незаметный на первый взгляд
сдвиг между тем, на что мы надеемся, и то, что мы получаем,
когда надежда исполняется. Наши надежды на спасение исходят из того,
что мы хорошие, а нас гнобят – когда же
приходит Спаситель, оказывается, что спасать нас надо от нас самих.
Оказывается, всё куда хуже, чем я думал – и при этом
именно из этого «хуже» Бог меня спасает без труда, элегантно, никому
не мстя, никого не гнобя, как я, честно говоря, рассчитывал, пока
был слеп. Спасение оказывается в прощении, потому что гибель оказывается
не во вне меня, а внутри. Покаяние – путешествие
в будущее через прошлое.
> Спасение –
не в том, чтобы преодолеть разделение между самарянами и иудеями,
которое было и во времена Иисуса, есть и сейчас. Самарянка беседу
начинает с упоминания этого разделения. Спасение –
в том, чтобы преодолеть разделение между собой и другими –
собой и Богом, собой и людьми, собой и собой.
> В православном
богослужении рассказ о самарянке читается вскоре после Пасхи в воскресенье
одновременно с рассказом о том, как христиан впервые стали называть
христианами. В обоих случаях в основе – раскол между верующими,
между одинаково верующими: самарянами и иудеями, между верующими в Христа
иудеями из Иерусалима и иудеями из диаспоры, наконец, между верующими
во Христа иудеями и греками. Ведь «христиане» – тут греческий
суффикс {на самом деле латинский, см., напр., у С.С.Аверинцева.
– Прим. ред. рассылки} в основе –
это насмешка в ответ на проповедь Христа. Мол, бывают цезариане,
а теперь вот христиане появились. Носятся со своим Христом как политические
фанатики со своими кумирами! Только ещё одно разделение вносят!!
>
Это как если бы сегодня верующих в Христа дразнили по аналогии
с коммунистами «христианистами», с консерваторами – «христиаторами»,
с последователями Жириновского – «христовцами».
> Что же,
прав цинизм и Христос принёс не спасение, а лишь ещё одно
разделение? Если не веруем – да. Но тогда какое отношение
мы имеем ко Христу? Но если веруем, если видим прошлое, настоящее
и будущее глазами Христа – тогда мы не разделение, мы –
клей. Мы не лезем со Христом – Христос внутри нас. Мы говорим
то, что нужно Христу, и часто это вовсе не о Боге, и вообще
мало предсказуемо, что́ это будет. Но это точно не будет
слово упрёка, угрозы, это не будет слово, обращённое к «мы» или подписанное
«мы» – только к «я» и от «я». Это политика? Да только
это и политика, всё остальное политиканство! Это будет слово не механическое,
не сдавленное, не искусственное, а слово, вылетающие из груди
свободно, потому что во Христе мы не стесняемся правды о себе –
мы её знаем, и правда эта невесёлая, но она тонет в истине
о Боге, о Его широте и открытости. Это слово сильно, потому
что говорится не нашим дыханием – дыханием самоуверенным, наглым
и спёртым, а говорится дыханием Духа Божия. И если слово наше
не действует, то это не Дух не действует – это
мы не действуем, а значит, надо вновь и вновь повторять слова самарянки:
«Господи, Ты – пророк, скажи мне правду обо мне, грешном,
чтобы я сказал правду о Тебе, Святом!»
*Ученики
просили Иисуса: "Равви, поешь!" Он ответил: "У Меня
есть пища, о которой вы не знаете". Ученики стали говорить между
собой: "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"
Иисус говорит им: "Моя пища исполнить волю Того, кто
послал Меня, и завершить Его дело. Разве вы не говорите:
'Еще четыре месяца и наступит жатва'? Но вот, говорю Я
вам, поднимите глаза, посмотрите на нивы, как они
побелели, созрев для жатвы! Жнец получает и плату свою, и
урожай собирает для вечной жизни, так что радуются одинаково / и тот,
кто сеял, и тот, кто жнет. Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет
один жнет другой". Это Я послал вас жать ниву, / на
которой трудились не вы там трудились другие, а
вы разделяете с ними / плоды их трудов".*
(Ин.4:31-38
из воскресного чтения)
*
* *
*Иисус сказал: — Я
свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать
во тьме с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 –
из еванг. чтения четверга)
*
* *
*И снова
Иисус сказал им: - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете
в грехе. И куда Я уйду, вам туда не прийти. Тогда
они заговорили: - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда
не прийти"? Он что, собирается покончить с собой?" Иисус
стал говорить им: - Вы из мира, который внизу, Я
же – свыше. Вы из этого мира, а
Я не из этого мира. Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
Если не верите, что ЭТО – Я, умрете в грехах!
Они спросили Его: - Так кто же Ты? Иисус ответил:
- Тот, кем Я себя называл с самого начала, Я мог
бы сказать о вас многое и осудить вас, но Пославший Меня правдив,
и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру. Они не
поняли, что Он говорит им об Отце. Иисус продолжал: - Когда
вознесете Сына человеческого, тогда поймете, что ЭТО –
Я и что Я ничего от себя самого не делаю: Я
говорю только то, чему Меня научил Отец. А Пославший Меня со
Мною – Он не оставил Меня одного, потому что Я всегда
делаю то, что Ему нравится. И многие поверили в Него благодаря этим
словам.* (Ин.8:21-36 –
еванг. чтение пятницы и часть чтения субботы)