>
Мы сейчас слышали рассказ о расслабленном, который годами лежал у пруда,
где он мог бы получить исцеление мгновенно, но он был парализован, сам
не мог двинуться с того места, где лежал, и никто за годы
и годы не взглянул на него и не пожалел. Те, которые
были парализованы, стремились сами к исцелению, но те, которые были
их друзьями, родными, только о них думали. А этот лишний человек –
пусть остается парализованный: какое кому дело. Это не наше дело, он –
не наш, он – не мой, он – не свой нам. И этот
человек лежал бы, если бы один Человек не подошел к нему, –
Тот, Которого апостол Павел называет Человеком Иисусом Христом, Богом, Который
стал Человеком из жалости, из сострадания, с готовностью жизнь
Свою отдать и Который действительно ее отдал, смерть Свою подарил нам,
чтобы только мы могли уверовать в Его любовь к нам. Христос его спас,
но это не снимает с других людей ответственности.
> И мы окружены
не парализованными телесно людьми, но людьми, которые душевно, психически,
всячески парализованы, то есть которые бессильны жить полнотой жизни. Одним
страшно жить, потому что детство было такое страшное, одинокое, жестокое, другим
страшно жить, потому что молодость прошла в обстоятельствах жестокости, бессердечия.
Многие остались неспособными жить, потому что они видели слишком много ужаса
на войне или вокруг войны или даже просто среди родных, которые
сумели возненавидеть и разрушать друг друга годами, которым страшно
жить, которые не могут найти в себе силу поднять руку. Есть столько,
столько разновидностей этой парализованности души, этого бессилия жить вокруг
нас, и мы не имеем право ждать, чтобы с небес сошел Христос и сотворил
дело, которое Он нам поручил, – потому что Он нам поручил
на земле быть Его присутствием, Он приказал нам, чтобы наши действия
были Его действиями.
> Взглянем друг на друга в наших
семьях, среди наших друзей и в нашем приходе, и везде вокруг на улице,
где бы то ни было, взглянем, посмотрим. Взглянул на лицо человека,
заглянул в его душу через его глаза, порой такие испуганные,
такие отчаянные, такие полные боли или такие мертвые, потому что человек потерял
всякую надежду, и тогда посмотрим на нашего ближнего, на любого ближнего,
на любого человека, который нам встречный-поперечный, и поставим себе
вопрос, какова его нужда, что я могу сделать? Я могу вступить в его
жизнь, я могу ему доказать, что он не один, что он не презрен,
что он не лишний, что кто-то его увидел глазами и отозвался
сердцем? Посмотрим друг на друга такими глазами, и тогда придет исцеление
многим.
> Это придет через Христа, да, потому что, как сказал
отец Сергий Булгаков много лет тому назад, мы все являемся как бы воплощенным
присутствием Самого Христа. Крещаясь, мы делаемся с Ним едиными, получая
миропомазание, мы исполняемся Святым Духом, причащаясь Святых Тайн, мы делаемся
единым с Ним. Подумайте: каждый из нас в каком-то смысле является
живой, хотя часто такой не творческой, но живой иконой Христа! Наша ответственность
велика друг за друга – и не только за тех, кого
мы любим, кто нам нравятся, кто нам близок, но за всякого, кто парализован
страхом, болью, ужасом, своим прошлым или своим отчаянным одиночеством. Посмотрим
друг на друга новыми глазами и начнем учиться, как можно видеть
отчаяние в другом человеке, бессилие его. И поставим перед собой
вопрос: что я могу сделать для этого человека и для всех друзей
вокруг меня? не обязательно словами, но часто бывает: когда человек
в отчаянии, когда он одинок, когда никого у него нет, –
и вдруг кто-то на него посмотрит такими видящими глазами, что он поймет,
что он увиден, и что он не один, и что он может улыбнуться
другому человеку, и что тот отзовется. И тут начнется исцеление
и новая жизнь.
> Начнем эту новую жизнь сейчас, сегодня, здесь и пусть
будет благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием
всегда, ныне и присно и во веки веков.
[ митрополит
Сурожский Антоний.Проповедь.
(год неизвестен) ]
*В
Иерусалиме, близ Овечьего водоема, был дом, который по-еврейски назывался Бетзата.
В пяти его галереях лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных. Там
был человек, который болел тридцать восемь лет. Иисус, увидев, что он
лежит, и зная, что он так долго болеет, спросил у него: — Хочешь
выздороветь? — Господин мой, — ответил больной, — у меня нет
никого, кто опустил бы меня в водоем, когда в нём начинает бурлить вода.
Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше меня. — Встань, возьми
свою циновку и иди, — говорит ему Иисус. И человек тут же выздоровел,
взял циновку и пошел. А день тот был суббота. Люди из еврейских
властей сказали исцеленному: — Сегодня суббота. Нельзя тебе нести циновку! —
Тот, кто исцелил меня, сказал мне: "Возьми циновку и иди",
— ответил он им. — А кто этот человек, который сказал тебе:
"Возьми циновку и иди"? — спросили они. Но исцеленный не знал,
кто он такой, потому что Иисус скрылся в толпе, которая там стояла.
Потом Иисус встретил его в Храме и сказал: — Видишь, теперь ты здоров.
Больше не греши, чтобы с тобой не случилось чего-то хуже. И человек этот
пошел к властям и сообщил им, что исцелил его Иисус. Вот почему
еврейские власти стали преследовать Иисуса за то, что Он делал такие дела
в субботу. Но Иисус ответил им: — Мой Отец всегда трудится,
и Я тоже тружусь.*
(Ин.5:2-15/*/)