>
1{} Изначально
был Тот, кто называется Словом. >
Он был с Богом, и Он был Бог. > 2
Он изначально был с Богом. > 3
Через Него всё было сотворено, >
ничто не было сотворено без Него. >
4 Он был источником жизни, >
и жизнь была светом для людей. >
5 Свет сияет во тьме, >
и тьма Его поглотить не смогла. >
6/7 Был человек, посланный Богом, имя его Иоанн.
∙ Он пришел > для
свидетельства – для того, чтобы стать свидетелем света >8 и
чтобы поверили все через него. ∙ Сам он не был
светом, > но
пришел для того, чтобы стать свидетелем света. > 9
Это был истинный свет, >
освещающий всякого, >
кто рождается в мир. > 10
Он был в мире, > но,
хотя мир через Него сотворен, >
мир Его не узнал. > 11
Он пришел к своим, >
но свои Его не приняли. > 12
Тем же, кто принял Его, >
Он даровал право быть детьми Бога. >
Это те, кто верит в Него, > 13
кто родился не от жара в крови, >
не от плотской страсти, >
не от мужского желания, >
но от Бога. > 14
И Тот, кто называется Словом, >
стал человеком и жил среди нас. >
Мы видели Его Божественное величие и силу – >
Он получил их как единственный Сын у Отца, – >
воплощение милости и истины. >
15 Иоанн выступает Его свидетелем, он возвестил: «Это
Тот, > о котором
сказал я: “Следом за Мной идущий стал больше меня, >
потому что был прежде меня”». > 16
И мы все разделили Его богатство, >
Он одарил нас бессчетно по Своей доброте. > 17
Бог дал Закон через Моисея, >
а милость и истина явлены через Иисуса Христа. >
18 Никто никогда не видел Бога. >
Только Бог – единственный Сын, >
пребывающий рядом с Отцом, – >
Он открыл нам Его.
>
Ст. 9-13 – Эту строфу можно было бы назвать «Свет в мире».
>
Ст. 9 – Это был истинный свет, освещающий всякого, кто рождается
в мир – Свет назван истинным, чтобы еще раз отвергнуть
возможные притязания других людей на этот титул. Освещающий –
Хотя в христианской мысли это слово стало эпитетом, характеризующим
крещение (ср. Евр 6.4), здесь оно употреблено в самом широком значении,
и мысль очень близка к Прем 9.9-18, где Мудрость Бога, отождествленная
со Святым Духом, названа источником Божественного откровения. Всех, кто рождается
в мир – дословно: «всякого человека, приходящего в мир»;
это привычное в те времена словосочетание, имеющее значение «все люди».
Ср. 12.46. Но греческий текст позволяет по-другому понять этот стих:
«Это был истинный свет, приходящий в мир, который освещает всякого человека».
В первом случае смысловое ударение падает на событие Воплощения. А если
принять второе истолкование, речь будет идти не только о Воплощении,
но и обо всех откровениях, данных Богом для людей. Оба значения
идеально подходят к данному контексту.
> Мир –
В Евангелии от Иоанна мир означает не вселенную, но мир людей.
Здесь это слово употреблено в нейтральном смысле, но дальше его смысл
будет иногда разительно меняться. Ученые обратили внимание на то, что в первой
половине Евангелия это слово чаще употребляется в нейтральном и даже
в положительном смысле. Мир – это Божье творение, и Бог пожелал
его спасти, послав туда Своего Сына (см. 3.16). Но во второй половине,
по мере нарастания враждебности к Иисусу, слово чаще встречается
как резко отрицательное понятие. Но было бы неверно сделать из этого
вывод, что Бог отрекся от греховного человечества и обрек его на гибель.
Ведь после воскресения Иисус посылает Своих учеников и поручает им миссию
спасения: Он призывает их призвать людей к раскаянию, так что
грехи тех, кто поверит, будут прощены (20.22).
>
Ст. 10 – Он был в мире, но, хотя мир через Него
сотворен, мир Его не узнал – Первая часть стиха повторяет
ст. 9. Слово мир употреблено здесь три раза: два раза в том же
значении, что и в ст. 9, но в третий раз мир обозначает
падшее и пребывающее во тьме греха человечество, удалившееся от Бога
и отдавшее себя во власть дьявола (ср. 12.31). Мир через Него
сотворен – См. 1.3
и комментарий. Мир Его не узнал – В Библии глагол
«не знать» подразумевает сознательное неповиновение Божьей воле, которое здесь
выразилось в том, что мир отказался принять Иисуса и поверить в Него.
А так как отказ подчиниться Богу есть главный грех, то евангелист с самого
начала подчеркивает, что мир совершил такой грех.
> Ст.
11 – Он пришел к своим, но свои Его не приняли –
Этот стих объясняет предыдущий. К своим – в греческом
средний род множественного числа; средний род имеет больше обобщающей силы. Своими
назван Израиль, в среде которого родился Иисус и который в Исходе (19.5)
Бог именует Своим «драгоценным достоянием» (ср. также Рим 15.8).
Действительно, с исторической точки зрения именно с Израилем Бог заключил
Свой Договор и обещал ему Помазанника. В Евангелии от Матфея
сам Иисус заявляет, что Он был послан только к потерянным овцам дома Израиля (15.24).
Но некоторые комментаторы предполагают, что под «своими» следует понимать
всё человечество. О том, что против Иисуса объединенным фронтом выступило
всё человечество, см. Деян 4.25-27. Не приняли – то есть
отказались принять, не поверили. Идея Мудрости, отверженной людьми, но признанной
в Израиле, уже встречается в библейских книгах (см. Сир 24;
Вар 3.9-4.4). Но в 1Енох 42.1 говорится: «Мудрость не нашла на земле
места, где бы ей жить, и потому жилище ее стало на небесах».
>
Ст. 12 – Тем же, кто принял Его, Он даровал право
быть детьми Бога – Но картина не так печальна, как могло
показаться сначала: свет не погашен тьмой. У света есть судейская функция,
потому что люди разделились в своем отношении к Свету: есть и те,
кто принял Его и ответил Ему горячей верой. Такие люди получили через Иисуса
право стать детьми Бога. В Мудрости Соломона и у Филона
тоже говорится о том, что все, любящие Мудрость, называются сынами
Бога. Хотя все люди в силу того, что они сотворены Богом, могут
называть Творца своим Отцом, евреи всё же верили, что благодаря Синайскому
Договору с Богом именно они являются Его сынами (см. Исх 4.22;
ср. Ос 11.1; Прем 16.21). Но теперь такую привилегию обрели только
те, кто принял Свет Божий. В отличие от апостола Павла, который
говорит об усыновлении (Гал 4.5; Рим 8.15-16) и часто называет
христиан сынами Бога, четвертый евангелист оставляет слово «Сын» только за Иисусом,
а Его последователей называет греческим словом «тэ́кна» («дети»).
Ближайшая параллель к этому стиху – Лк 7.35: «Правоту Мудрости
Божьей признали все ее дети». См. также 11.52. Это те,
кто верит в Него – дословно: «верит в имя Его».
Имя в Библии означает носителя имени, раскрывает его суть. О Боге
часто говорится, что Он действует ради Своего Имени (Ис 48.9).
Поэтому «верить в имя» означает то же, что и верить в кого-либо,
тем более что Бог даровал Сыну Свое Имя (17.11). В дальнейшем евангелист
будет обычно говорить «верить в Него». Поверить и значит принять. В цитатах
у некоторых Отцов Церкви эти слова отсутствуют.
>
Ст. 13 – Кто родился не от жара в крови,
не от плотской страсти, не от мужского желания, но от Бога –
Но чтобы стать детьми Бога, нужно родиться от Бога, а это рождение,
во-первых, есть дело не человека, но Бога, а во-вторых, оно совершается
совсем не так, как физическое рождение. От жара в крови –
дословно: «от кровей»; вероятно, имеется в виду древнее представление
о зачатии как о смешении мужской и женской крови (...).
Не от плотской страсти – дословно: «не от желания
плоти», то есть не от сексуального желания. Здесь в слове
«плоть» нет отрицательного оттенка, оно лишь подчеркивает тварность и проистекающие
отсюда слабость и смертность. Не от мужского желания –
В древности именно мужчина считался главным в деле зачатия, а женщина
считалась лишь сосудом для вынашивания плода. Все три словосочетания
являются синонимами, и в ряде рукописях некоторые из них отсутствуют.
Но от Бога – Евангелист должен был внушить это христианам из язычников,
согласно представлениям которых боги вступали в браки с богинями и смертными
женщинами и рожали от них детей. Ср. также 1Ин 3.9; 1Петр 1.23.
Довольно часто возникает вопрос, не хотел ли евангелист указать этим нагромождением
синонимов на девственное зачатие Иисуса. В это верили Ириней Лионский,
Тертуллиан и многие другие отцы Церкви. Но большинство
современных ученых полагают, что, если бы Иоанн хотел это сказать, он выразился
бы яснее.
*Петр
спустился вниз. – Я тот, кого вы ищете, – обратился он к людям. –
Какая причина вас привела? – Центурион Корнелий – человек праведный
и почитающий единого Бога, и его очень уважает весь еврейский
народ, – ответили они. – Святой ангел повелел ему послать
за тобой и привести в свой дом, чтобы услышать то, что
ты ему скажешь. Петр пригласил их в дом и радушно принял. На
следующий день он собрался в дорогу и пошел с ними. Вместе с Петром пошли
и несколько братьев из Яффы. На другой день он уже был в Кесарии. Корнелий
ждал их, созвав всю родню и близких друзей. Когда Петр вошел, Корнелий,
встретив его, упал к его ногам и простерся ниц. – Встань! –
сказал Петр, поднимая его. – Я всего лишь человек! Петр, беседуя
с Корнелием, вошел в дом и увидел, что там собралось много народу. –
Вам известно, что наш закон запрещает еврею общаться с иноплеменниками
и входить к ним в дом, – обратился к ним Петр. – Но
Бог повелел мне никого из людей не называть нечистым или поганым. Вот
почему, когда за мной послали, я пошел без возражений.* (Деян.10:21-29а
- из чтения вторника.)
*
* *
*Приближался
еврейский праздник Шалашей, и Его братья сказали Ему: —
Покинь это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела,
которые Ты делаешь. Ведь никто не скрывает своих дел,
каждый хочет стать известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань
перед миром! Даже Его братья не верили в Него. — Время Мое еще
не пришло, — ответил им Иисус, — вам же любое время подходит. Вас
мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетель того,
что дела его злы. Вы ступайте на праздник, а Я на этот праздник
не пойду, потому что время Мое еще не настало. И, сказав это,
Иисус остался в Галилее. Но после того, как Его братья ушли на праздник, Иисус
тоже пошел туда, только не открыто, а тайно.*
(Ин.7:2-10
- из чтения вторника.)
*
* *
*Уже прошла половина праздника,
когда Иисус появился в Храме и стал учить. Люди удивлялись:
- Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился! Иисус сказал
им в ответ: - Учение Мое не Мое, а Того, кто послал Меня.
Тот, кто хочет исполнять Его волю, будет знать об
этом учении, от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
но кто добивается славы для Того, кто послал Его, тот искренен,
и в сердце его нет обмана. Моисей дал вам Закон, не так ли?
И всё же ни один из вас не исполняет Закона! Почему
вы хотите убить Меня? Толпа ответила: - Ты сошел с ума! Кто
Тебя хочет убить? Иисус сказал им в ответ: - Я сделал одно
лишь дело и поэтому все вы поражены. Моисей вам велел
обрезать сыновей (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
и вы обрезаете даже в субботу. И если человека обрезают
в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисея,
почему вы негодуете на Меня из-за того, что Я в субботу исцелил
всего человека? Не суди́те по тому, как это выглядит внешне,
суди́те правым судом! Некоторые из жителей Иерусалима говорили:
- Разве это не тот самый человек, которого хотят убить?
Но смотри́те, Он открыто учит, и никто Ему ничего
не говорит... Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник?
Но мы знаем об этом человеке, откуда Он. А когда
придет Помазанник, никто не будет знать, откуда Он.
И тогда Иисус, учивший в Храме, громко воскликнул: - Так вы Меня
знаете? И откуда Я, тоже знаете? И всё же не от себя Я пришел.
Меня послал Тот, кто верен, но Его вы не знаете.
А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал Меня Он. Тогда они хотели
Его схватить, но всё же никто Его не тронул, потому что час
Его еще не пришел. Но многие из толпы поверили в Него. Они
говорили: "Когда придет Помазанник, разве сможет он
явить больше знаков, чем этот человек?"* (Ин.7:14-31 -
включает еванг. чтение среды)