Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
03-May-2020 10:27
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
*
20 апреля 2020 г. ст.ст., воскресенье 3-ье по
Пасхе. {память свв. мироносиц; праведных Иосифа Аримафейского
и Никодима} литургические чтения: Деян.6:1-7;
Мк.15:43-16:8.
>
В Неделю {т.е. воскресный день прим.
ред. рассылки} жен-мироносиц поется стихира Страстной седмицы о снятии
с Древа Христа и плаче о Нём: «Тебе,
одеющагося светом яко ризою». <...>
>
Тебя, одевающегося светом, как одеждою, > Иосиф, сняв с Древа
с Никодимом, > и видя мертвым, нагим, не погребенным, >
начав в глубоком сострадании погребальный плач, > с рыданиями
возглашал: > «Увы мне, Сладчайший Иисусе! > Тот, Кого
недавно узрев висящим на Кресте, > солнце мраком облекалось, >
и земля от страха колебалась, > и разрывалась завеса храма. >
Но вот, я ныне вижу Тебя > ради меня добровольно принявшим смерть. >
Как я буду погребать Тебя, Боже мой, > или как полотном обовью? >
И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? > Или какие
песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? > Прославляю страдания
Твои, > воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: >
Господи, слава Тебе!»
> На восьмой день Пасхи, следуя евангельской хронологии,
мы празднуем Уверение Фомы – это день также называется Фоминой
неделей (т. е. Фоминым воскресеньем), Новой неделей, Антипасхой, Красной горкой.
Уверение Фомы по своем литургическому статусу приближается к двунадесятому
празднику: на воскресной всенощной, в конце вечерни, тропарь «Запечатану
гробу…» поется трижды (это характерно для двунадесятых
праздников), при этом практически не звучат пасхальные песнопения –
на целую седмицу (столько длится праздник Антипасхи) они оказываются вытеснены
песнопениями Фоминой недели.
> Заканчивается праздник Уверения Фомы –
и в следующее воскресенье мы возвращаемся к событиям двухнедельной
давности: к погребению Спасителя и к Его воскресению. В это воскресенье
(и во всю последующую неделю) мы празднуем память жен-мироносиц,
а также праведных Иосифа и Никодима (об этих двух «тайных
учениках» см.: Ин 3:1-21; Мф 27:57-61; Мк 15:42-47; Лк 23:50-56;
Ин 19:38-42). Вновь поется канон Пасхи, звучат пасхальные стихиры –
разумеется, наряду с каноном мироносиц (который, впрочем, обращен почти исключительно
ко Христу) и соответствующими стихирами. Однако, сообразно с хронологией
и смыслом событий, которые вспоминаются в эти дни, в богослужении
присутствуют также и песнопения Великой пятницы и Великой субботы –
но в несколько измененном виде.
> Прежде всего здесь нужно упомянуть
два тропаря, которые поются в конце вечерни Великой Пятницы (на этой
службе традиционно совершается вынос плащаницы). Первый из них звучит также
и на каждой литургии, после Великого входа, когда священник ставит Святые
Дары на престол, покрывая их возду́хом: «Благообразный Иосиф,
с древа снем пречистое тело Твое, плащаниецею чистою обвив, и вонями
во гробе нове покрыв положи». Второй тропарь: «Мироносицам женам
при гробе представ ангел вопиявше: мира мертвым суть прилична, Христос же
истления явися чужд».
> В Неделю жен-мироносиц мы вновь слышим
эти тропари, но они приобретают концовку, в которой говорится о Воскресении.
К тропарю «Благообразный Иосиф…» добавляется: «…но тридневен
воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость». Второй тропарь, «Мироносицам
женам…», заканчивается такими словами: «…но возопийте:
воскресе Господь, подаяй мирови велию милость».
> В этом же
ряду находится и то песнопение, которое размещено в начале нашего текста.
В отличие от двух тропарей, приведенных выше, стихира «Тебе одеющагося
светом яко ризою…» в пасхальные дни поется без изменений –
т.е. точно так же, как она исполнялась в Великий пяток. И это
позволяет нам взглянуть на события смерти, погребения и воскресения
Спасителя как бы с двух различных точек. В Великую пятницу нам явлена
смерть Богочеловека – но она уже озарена светом грядущего
воскресения. В Неделю же жен-мироносиц мы, как и предшествующие
две седмицы, празднуем воскресение Христа – но в то же
время не должны забывать, что воскресения не может быть без смерти.
*Говорю вам истинную правду: тот,
кто слышит Слово Мое и верит Тому,
кто послал Меня, обрел вечную жизнь.
Не предстанет он перед Судом -
он уже перешел от смерти к жизни.
Говорю вам истинную правду:
час наступает - он уже наступил,
- когда мертвые услышат голос Божьего
Сына и кто услышит Его, те будут
жить. Как Отец есть источник жизни,
так и Сына Он сделал источником жизни.
И Он дал Сыну власть судить,
потому что Он - Сын человеческий.
Не удивляйтесь тому. Ведь час наступает,
когда все, кто в могилах,
услышат голос Его и покинут могилы -
те, что творили добро, встанут для Жизни,
а те, что творили зло - для Суда. Я
ничего не могу делать собственной властью.
Я сужу, как велит Мне Отец, и Суд
Мой - праведный суд, ибо Я не того,
чего хочется Мне, добиваюсь, а
того, чего хочет Пославший Меня.
... ...есть у Меня свидетельство
больше того, которое дал Иоанн. Те дела, что дал Мне делать Отец, сами
эти дела, которые Я совершаю — вот свидетельство того, что
Меня послал Отец! Это Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует обо
Мне. Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели,
Слово Его не живет в вас, потому что вы не верите Тому, кого Он послал.
Вы прилежно изучаете Писания, так как считаете, что в них обретете
вечную жизнь. Но и они говорят обо Мне! Однако вы не хотите
прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь. Мне ни к чему похвалы людей.
Я вас знаю: нет у вас любви к Богу! Я пришел к вам от имени Отца
Моего — и вы Меня не принимаете. Но если кто-то иной к вам
придет — от себя самого! — его вы примете. Как
вы можете поверить, если принимаете хвалу друг от друга, а получить
хвалу от единого Бога не стараетесь?!* (Ин.5:24-44/*/)
*
* *
*Люди,
увидев, какой знак Им совершен, стали говорить: "Он и вправду тот
самый Пророк, который должен прийти в мир!" Иисус, зная, что они
собираются прийти и схватить Его, чтобы провозгласить царем, снова ушел
один на гору. Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум. Уже стемнело,
а Иисус еще не пришел к ним. Тем временем подул сильный ветер, и море
разбушевалось. Они уже отплыли на три или четыре мили, когда
увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой. Им стало страшно.
Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!" Они хотели взять
Его в лодку, но в тот же миг лодка оказалась у берега, к которому
они направлялись. На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу
моря, увидела, что другой лодки там не было, только одна, и
что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни. Тогда
несколько лодок поплыло из Тибериады к тому месту, где они ели хлеб,
после того как Господь произнес благодарственную молитву. И вот,
когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников, они снова сели
в лодки и поплыли искать Его в Капернаум. Найдя Его на другом берегу
моря, они спросили: "Равви, как Ты здесь оказался?" Иисус
сказал им в ответ: "Говорю вам истинную правду: не
потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны, а
лишь потому, что наелись досыта хлеба! Но добивайтесь не тленной
пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную
жизнь. Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо
Его Своей силой запечатлел Бог Отец".* (Ин.6:14-27/**/)
*
* *
*Когда
сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.
/ Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы
Небесные взывали: "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"*
*"Радуйтесь" мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил
Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел
провозглашать: "Спаситель воскрес из гроба!"* (Тропари
и кондак, перевод: иером. Авромвросий Тимрот, с измен.)
*********************************************
/*/
включает слова изчтения пятницы. /**/
еванг. чтение субботы.