> Политический смысл действий Иисуса был
ещё очевиднее, чем Его слова или «организация». Разумеется, это вызывало
сильное раздражение у власть имущих. Назовём пять обстоятельств Его служения,
имеющих отчётливую политическую окраску.
>
И пятое обстоятельство. Иисус был предан одним из своих ближайших
сторонников, арестован по приказу первосвященника и отдан на суд
римскому наместнику Пилату по обвинению в подстрекательстве к мятежу
(Mф.27:2-11; Mк.15:1-15; Лк.23:1-5,13-24). Он так же предстал
перед царём Иродом как несостоявшийся узурпатор царской власти (Лк.23:8-12).
Наконец, Иисуса распяли как мятежника между двумя другими, прикрепив
над Его головой надпись «Царь Иудейский» (Mф.27:37-38).
Все эти события очевидным образом носили политический характер.
>
То, что первосвященник решил арестовать Иисуса в безлюдном месте, а не во время
праздника, подтверждает, насколько Иисус пользовался популярностью у народа
(ср. Лк.19:47-48; Mк.12:12 / Mф.21:46 / Лк.20:19; Mк.14:1 / Mф.26:2-5 / Лк.22:1-2,6).
Также то обстоятельство, что Иуду в Гефсиманский сад сопровождала
значительная вооруженная группа, показывает, что существовала вероятность вооруженного
сопротивления при аресте Иисуса. {Иоанн говорит об «отряде»
воинов (Ин.18:3). Обычно отряд состоял из 600 римских солдат. Конечно, можно
отнести это замечание в разряд религиозных преувеличений; тем не менее,
оно совпадает с тайным вывозом Павла из Иерусалима под охраной
из 470 солдат 35 лет спустя (Деян.23:23). Кроме того,
участие в аресте Иисуса римских воинов, подчиняющихся Пилату, объясняет и то,
почему суд состоялся рано утром, и то, почему жене наместника приснился
такой сон. Нет ничего невероятного в том, что арестовывать Иисуса ночью пришел
большой вооруженный отряд, особенно после Его триумфального въезда в Иерусалим
и пророчеств о разрушении Храма.} И действительно, если
бы Иисус не остановил Петра в его порыве, попытка ареста переросла бы
в вооруженное противостояние. События вокруг предательства Иисуса Иудой и Его арестом
показывают отношения между гражданскими властями и политиками, стремящихся
к наживе.
> Пилат, являясь прокуратором Иудеи (praefectus Judaeae)в 26-36 гг. по Р.Х., имел почти абсолютную власть над этой
римской провинцией. Согласно Евангелиям, Иисуса передали Пилату для казни
иудейские лидеры, не имевшие возможности исполнять смертные приговоры (Ин.18:31;
ср. Иудейский Талмуд, трактат Санхедрин I.18a, VII.24b). {Аргументы
Пола Уинтера о том, что до разрушения Иерусалима у евреев не было
смертной казни, основываются на описании казни Стефана (Деян.7) и преследовании
Павла (Деян.8:1-4; 26:10), ни одно из них не отвечает ни стандартам
юриспруденции, ни юридическим действиям (The Trial
of Jesus as a Rebel against Rome, JQ 16 (1968): 31-37).
Его доводы умело парирует Браун (Brown, Death, I:364-72).}
О том, было ли соблюдено право в ходе рассмотрения дела, существует
полемика; {Оверстрит утверждает, что хотя Пилат действовал вопреки
моральным принципам, его действия лежали в рамках его юридических прав.
Cр. Larry Overstreet, Roman Law and the Trial of Christ,
BSac 135 (1978): 323-32.} но достоверно известно, что Иисуса
казнили по римскому обычаю, распяв, во время правления Пилата (см. Тацит,
«Анналы» 15.44; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» 18:3.3). {«Acta
Pilati» [апокрифическое донесение Пилата императору Тиберию о казни Иисуса]
также отражает реальные события, хотя этот текст и является полностью
ex eventu [написанным много позже описываемых событий]. См. G.W.H.Lampe,
The Trial of Jesus in the Acta Pilati, в Jesus
and the Politics of His Day (eds. Ernst Bammel and C.F.D.Moule;
Cambridge: Cambridge University Press, 1984), 173-82.} В чём
же был обвинён Человек, Которого судил сам римский наместник? Лишь одно из возможных
обвинений могло повлечь за собой смертную казнь: Иисус будоражил народ, объявляя
Себя царем. {Ernst Bammel, The Titulus,
в Jesus and the Politics of His Day (eds. Ernst
Bammel and C.F.D.Moule; Cambridge: Cambridge University Press, 1984), 357.
Morna D.Hooker, Jesus and the Servant: The Influence of the Servant
Concept of Deutero-Isaiah in the New Testament (London: SPCK,
1959), 88. Последний автор отмечает, что согласно описанию страстей Господних,
единственное, на что Иисус ответил, были вопросы о том, являлся ли Он
Сыном Божьим (Мессией) и Царем. Это показывает, что именно Иисус считал
достойным ответа, и соответствует историческим фактам – Его входу в Иерусалим,
пророчеству о разрушении Храма, распятию и надписи, сделанной на табличке.
Обратим внимание, что царственные притязания Иисуса подтверждались делами, а не словами.
Все содержащиеся в Евангелиях утверждения о том, что Иисус был Царем,
исходили от его врагов (cр. Eduardo Pasten, «He Aqui
Vuestro Rey» [Jn 19,14]: Estudio Exegetico-Teologico de la Realeza
de Jesus en el Evangelio de Juan [Santiago, Chile: Universidad
Catolica, 1992], 198-99). С особой очевидностью это описано в Евангелии
от Луки, что и не удивительно. По словам Дж.Б.Тайсона, «у Луки
с самого начала ясно видно обвинение в государственной
измене и мятежном учении. Самым лучшим доводом, подтверждающим подлинность
такого заявления, является тот факт, что и Лука, и Церковь старались
представить деятельность Иисуса и христиан вне политики»
– The Lukan Version of the Trial of Jesus, NovT 3/4 (1959):
255.} Но неужели слабый простолюдин Иисус представлял Собой
угрозу Римской империи?.. Кроссан напоминает, что Вириат Испанский в 140-130 гг.
до Р.Х. из простого пастуха стал охотником, затем вождем сопротивления против
римлян, полководцем и, наконец, царем суверенного лузитанского государства. В 20-х
гг. по Р.Х. нумидиец Такфаринат из Северной Африки прошел путь от солдата
вспомогательного римского войска, впоследствии разбойника, до племенного
вождя. А в 235 г. по Р.Х. Максиминус Фракиец, обычный солдат,
стал в итоге Римским императором. Очевидно, что люди «из низов»,
стремящиеся к власти, порой добивались её, и поэтому с ними было необходимо
считаться. {John Dominic Crossan, The Historical
Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant (San Francisco:
Harper, 1991), 172.}
> Последнее обстоятельство, несомненно,
наиболее очевидно. Иисус был распят. Такой вид казни являлся особой
формой наказания для самых отъявленных преступников, которые обвинялись или
в мятеже, или в государственной измене, или в дезертирстве.
{Более подробную информацию о преступлениях, за которые осуждали на распятие,
см.: Hengel, Crucifixion in the Ancient World and the Folly
of the Message of the Cross (London: SCM; Philadelphia:
Fortress, 1977 [1976]), 34 & 76; также Wright,
Victory, 543 and K.C.Hanson and Douglas E. Oakman, Palestine
in the Time of Jesus: Social Structures and Social Conflicts
(Minneapolis: Augsburg-Fortress, 1998), 93.} Если бы считалось, что Иисус
не представляет никакой политической угрозы, Его бы не казнили
таким образом. А ведь сама Его казнь стала
основой христианского послания, хотя в дальнейшем она будет вызывать у многих
огромное замешательство (см. 1Кор.1:17-31), не говоря уже о сложностях
и опасностях для первых христиан. {Warren
Carter, Toward an Imperial-Critical Reading of Matthew’s Gospel,
в Society of Biblical Literature Seminar Papers 37 (1998): 297.
Хенгель заявляет в работе Crucifixion (стр. 18)
следущее: «Мы видим, что для Павла и его современников
крест Иисуса являлся не дидактическим, символическим или спекулятивным
элементом, а особым и очень оскорбительным обстоятельством, которое
ложилось тяжелым бременем на плечи первых христиан в их миссионерской
работе».} Сто́ит ли удивляться, что в течение первых
двух веков с момента возникновения Церкви продолжало существовать обвинение,
что Иисус умер как политический мятежник (см. Иосиф Флавий, «Иудейские древности»
18:3.3; Мара бар Серапион; Плиний Младший, «Письма» 10.96; Светоний, «Божественный
Клавдий» 25.4; Тацит, «Анналы» 15.44; Лукиан Самосатский, «О смерти Перегрина»
11-13). {Более подробно см.: Ernst Bammel, Jesus
as a Political Agent in a version of the Josippon,
в Jesus and the Politics of His Day (ed. E.Bammel
and C.F.D.Moule; Cambridge: Cambridge University Press, 1984), 197-203.
С ним не согласен M.Hengel, Christological Titles in Early Christianity,
в The Messiah: Developments in Earliest Judaism and Christianity
(ed. James H. Charlesworth; Minneapolis, MN: Fortress, 1992), 425-48.}
>
Очевидно, что Иисус выступал и действовал, как политическая фигура,
и его современники в этом не сомневались. Даже описания Рождества
Иисуса у евангелистов Матфея и Луки полны политических намеков.
{Нельзя не отметить, что, по мнению ряда учёных, эти тексты являются
позднейшими интерполяциями. Но если так, то приходится признать, что добавлены
они были в то время, когда христиане старались всячески избежать
поводов для потенциальных политических угроз из-за надвигающихся гонений.
Вот самые яркие политические намёки в описании Рождества: (1) имя Иисус
означает «Яхве спасает» (Mф.1:21; Лк.31); (2) Иисусу предназначена политическая
власть на престоле Давида (Лк.1:32-33); (3) песня Захарии – это торжествующий
гимн в честь политического освобождения (Лк.1:67-79); (4) Царь-Помазанник
появился на свет в родном городе царя Давида (Лк.2:11); (5) родословные
Иисуса – это юридические данные, подтверждающие Его право на власть
(Mф.1:1-18; Лк.3:23-38); (6) волхвы прибыли из восточных земель, чтобы
приветствовать нового иудейского Царя (Mф.2:1-6); (7) загоревшаяся звезда
– знамение о Правителе, посланном свыше (Мф.2:2,7-8).} На протяжении
земного служения Иисуса как группы людей, так и отдельные лица воспринимали
Иисуса именно как политического деятеля. {(1) Нафанаил величает
Иисуса «Царем Израиля» (Ин.1:49). (2) Самаряне называли Его «Спасителем
мира» – титулом, носимым императором Августом (Ин.4:42). (3) Иродиане
и фарисеи стремились скомпрометировать Иисуса на основе Его собственных
слов (Mк.12:13). (4) После насыщения пяти тысяч человек люди поверили,
что Он пророк и хотели насильно <короновать Его (Ин.6:15).
(5) Признание Петром Иисуса Христом (Помазанником-Мессией) – это политический
акт (Mф.16:16; Mк.8:29; Лк.9:20). (6) Фарисеи предупредили Иисуса, что Ирод
хочет убить Его (Лк.13:31-33). (7) Синедрион решил, что ради всего народа
должен умереть один человек (Ин.11:47-54). (8) Иаков и Иоанн просили себе
главные места в Царстве Иисуса (Mф.20:20-21; Mк.10:35-45). (9) Первосвященники
спрашивают Иисуса, какова Его власть говорить о разрушении Храма (Mф.21:23;
Mк.11:28; Лк.20:2). (10) Вопрос фарисеев и иродиан об уплате налогов
Риму (Mф.22:15-22; Mк.12:13-17; Лк.20:20-26). (11) Вопрос саддукеев о воскресении,
имевший политические последствия – подтверждение прав Иисуса (Mф.22:23-33; Mк.12:18-27;
Лк.20:27-39). (12) Решение первосвященников арестовать и казнить Иисуса
из страха, что из-за Него вспыхнет мятеж (Mф.26:3-5; Mк.14:1-2;
Лк.22:1-2). (13) Только Сам Иисус остановил сопротивление, которое могло
быть оказано при Его аресте (Mф.26:47-56; Mк.14:43-52; Лк.22:47-53).
(14) Иисуса обвинили в том, что Он провозгласил Себя Царем Иудейским (Mф.27:11,37).}
Наконец, в Деяниях святых Апостолов Церковь продолжает оставаться в центре
политических страстей, хотя Лука упорно доказывает, что христиане не представляют
собой никакой политической угрозы. {В 22 главах Деяний
описаны 36 политических столкновений: с первосвященниками (4:5-22),
со всем Синедрионом (5:17-40; 22:30–23:10),
с царями династии Иродов (12:1-4; 25:23-26:32), с политическим советником
проконсула (13:6-12), с гражданскими правителями Антиохии Писидийской
и Иконии (13:50; 14:1-6), с местными «предпринимателями» и городскими
воеводами в Филиппах (16:19-24), с толпой в Фессалонике, Ефесе,
и Иерусалиме (17:5-9; 19:23-40; 21:27 и далее), с ареопагом в Афинах (17:19),
с проконсулами Сергием Павлом на Кипре и Галлионом в Коринфе
(13:7; 18:12-17), с гильдией кузнецов в Ефесе (19:23-40), с римскими
наместниками Феликсом и Фестом (24; 25), наконец, с цезарями Клавдием
и Нероном (18:2; 25:11).} В Деяниях десять раз описан арест христиан,
шесть раз – их побег из города, дважды – их убийство, пять раз
– их избиение, шесть раз – замыслы их убийства, одиннадцать раз – судебные
разбирательства, и даже дважды указано, что они напоминали о своем
гражданстве. С момента, описанного в Деян.1:6, когда ученики спрашивали
воскресшего Иисуса, восстанавливает ли Он израильское Царство, до Деян.17:7,
где христиан обвинили в том, что они «поступают против повелений
кесаря, почитая другого царем, Иисуса», христиане оставались хранителями политического
наследия Иисуса.
> Заключение
> Марк в своем
Евангелии (10:32-45) приводит слова Иисуса, в которых Он ясно изложил
Свою политическую платформу: осуществлять власть через самопожертвование.
Это не только пример, поданный Им на кресте, но и Его обращение
к каждому ученику. Ничего подобного не происходило в древнем мире
и редко случается в наши дни. Земные политики используют два приема:
насилие и пропаганду. И не имеет значения, коммунизм ли это,
монархия, республика, демократия или другая форма правления государства: все политики
располагают именно этими двумя методами. Причём порой методы эти приносят положительный
эффект, а иногда даже кажутся необходимыми при ведении политики
в этом мире.
> Иисус заменил эти два метода другими: любовью
и правдой.
> Любовь не делает различий между людьми. Самым
удивительным политическим заявлением Иисуса было «любите врагов ваших» (Mф.5:44).
Это было неслыханно в древнем мире, в частности, в социальном контексте
Средиземноморья. {Marius Reiser, Love of Enemies
in the Context of Antiquity, NTS 47/4 (2001): 411-27.}
>
Правда – это качественно иной метод, нежели пропаганда,
и Иисус указал христианской доктрине именно этот путь. Он не принуждал
людей, а предупреждал, приглашал и изменял их. Более того, Он никогда
не обращал Своё учение Себе на пользу, никого не обманывал, ничего
не преувеличивал и не приукрашал.
> Такой способ ведения
политики был заимствован многими – как общественными группами, так и отдельными
людьми. Напомню хотя бы о матери Терезе, Вацлаве Гавеле, Мартине Лютере
Кинге, корейском движении Минчжун.
> Я призываю и вас подумать об использовании
подобной политики, не делающей различий между людьми, основанной на любви
и правде. Что, если Иисус был прав?..
*Петр
... обратился к народу: – Израильтяне! Что вы этому так удивляетесь?
У вас такой вид, будто это мы сами, благодаря собственной силе или благочестию,
поставили этого человека на ноги и он стал ходить. Бог Авраама, Исаака
и Иакова, Бог наших отцов прославил Служителя Своего – Иисуса,
которого вы предали и от которого отказались перед Пилатом,
хотя тот предлагал отпустить Его. Вы отказались от святого и праведного
и попросили помиловать убийцу. Вы убили Владыку жизни,
но Бог поднял Его из мертвых, чему мы свидетели. Этому человеку,
которого вы видите и все хорошо знаете, вернуло здоровье имя Иисуса.
Это Иисус и вера, которую Он дает, исцелили его у вас на глазах. Но
я знаю, братья, что вы всё это сделали по неведению, как и ваши правители. Ведь
Бог исполнил то, что издавна возвестил устами всех пророков:
Его Помазанник должен был претерпеть страдания. Так раскайтесь
и возвратитесь к Богу, чтобы Он очистил вас от грехов! И
когда настанут времена обновления, которое совершит Бог, Он пошлет
к вам предназначенного вам Помазанника – Иисуса. Он должен оставаться
на небесах, пока не наступит время, когда Бог восстановит всё,
что обещал с давних времен устами Своих святых пророков.
Вот что сказал Моисей: "Господь, Бог ваш, пошлет вам Пророка из
собратьев ваших, как послал меня. Слушайтесь
Его во всём, что Он скажет вам. Всякий человек, который
ослушается того Пророка, будет исторгнут из народа и погибнет". Об
этих днях возвестили и все остальные пророки: и Самуил, и те, что пророчествовали
после него. А вы – потомки пророков и наследники Союза, который
Бог заключил с вашими отцами, когда сказал Аврааму: "Всем
народам земли принесет благословение твое потомство".
К вам первым Бог послал Своего Служителя, воскресив Его, чтобы Он благословил
вас и отвратил каждого от злых его дел.* (Деян.3:12-26/*/)
*
* *
*... в Кане,
что в Галилее, была свадьба. Там была мать Иисуса. На свадьбу
был приглашен и Иисус с учениками. Когда кончилось вино, мать Иисуса
говорит Ему: — У них нет вина. — Что Мне до этого, женщина?
— отвечает ей Иисус. — Еще не пришло Мое время. — Делайте
то, что Он вам скажет, — говорит она слугам. Там было шесть каменных
чанов — они стояли для обряда очищения, принятого у евреев, — каждый
вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров. — Наполните чаны
водой, — говорит слугам Иисус. Слуги наполнили их до краев. —
А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, — говорит Иисус. Они
отнесли. Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась
в вино, — а он не знал, откуда оно взялось, знали только слуги,
черпавшие воду, — зовет к себе жениха и говорит ему: — Все люди
сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда гости напьются,
похуже. А ты берег хорошее вино до сих пор. То, что совершил
Иисус в Кане Галилейской, положило начало Его чудесным знакам. Этим
Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.* (Ин.2:1-11/**/)
*
* *
Иисус сказал: "... Бог так
полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит
в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь. Ибо Бог послал Сына в мир
не для того, чтоб Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него
был спасен. Тот, кто верит в Него, осужден не будет, а кто
не верит – уже осужден, ибо он не поверил в имя единственного
Сына Бога. Вот в чём суд состоит: в мир пришел свет, / но
люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела. Всякий,
кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не
стали известны злые его дела. А кто по правде живет, идет
к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершённые".*
(Ин.3:16-21/***/)