>
*. <...> установил ли Иисус таинство евхаристии на Тайной Вечере?
>
Существует нормативное христианское учение, что евхаристия была установлена
Христом (...) на Тайной Вечере; для католиков
это учение было утверждено на Тридентском соборе. Хотя, опять же,
никто не обязан считать, что, сидя на Тайной Вечере, Иисус предвидел
всё развившееся позже из Его слов о хлебе и вине, которые Он объявил
Своими телом и кровью. Никто не обязан думать, что Он предвидел литургическое
развитие, полноту практики христианской евхаристии или что Он мог говорить
о пресуществлении.
> Интересно заметить, что только в двух
из четырех упоминаний о евхаристических словах на Тайной Вечери
мы слышим: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24,25);
эти слова отсутствуют у Марка и Матфея. Весьма уважаемый и осторожный
исследователь, доминиканец П.Бенуа, задался вопросом, могли ли эти слова
быть богослужебным указанием, включенным в известную Луке и Павлу литургию,
для выражения мысли, что эта евхаристия совершалась в соответствии
с замыслом Иисуса. В такой интерпретации слова́ «сие творите
в Мое воспоминание» будут этапом развития евангельской вести, относящимся
ко второй стадии развития предания <...>. Но и без обращения
к этой теории я бы указал на сходство между установлением таинств
и основанием Церкви. Утверждение, что и то, и другое являются деяниями
Христа совершенно обоснованно, но оно не означает детального предвидения
Иисусом всего произошедшего впоследствии. Святой Дух направлял развитие и являл
то, что действительно соответствовало замыслу Иисуса.
<.....>
> *. <...> Каким образом христиане пришли к совершению
евхаристических трапез и что эти трапезы значили для них?
>
<..> в различных новозаветных Писаниях
подчеркивались разные аспекты евхаристии. Выше (*),
я упоминал традиционное христианское учение об установлении евхаристии
на Тайной Вечере, учение, смысл которого в том, что евхаристия
действительно соответствует смыслу слов Иисуса на той вечере: хлеб и вино —
это Его тело и кровь. И, разумеется, это было очевидно уже для раннего
христианства, потому что в 1Кор.11:23-26 Павел упоминает о евхаристии
(его единственное упоминание о ней) исключительно в связи с ночью,
когда Иисус был предан, и указывает на действие, которое ассоциируют
Евангелия с Тайной Вечерей. Согласно пониманию Павла, каждый раз, совершая
евхаристию, христиане вспоминают смерть Господню, «доколе Он придет». Заметьте:
это не просто воспоминание или ре-презентация смерти Господа (какого-то
минувшего события, в котором нам дано участвовать, хотя для Павла существует
крещение «в смерть Господню»), но предвкушение чего-то будущего. Ударение
на грядущем пришествии Господа могло появиться в евхаристии очень рано.
Когда Иисус придет вновь, христиане будут участвовать в небесном пире. Действительно,
они могли воспринимать Христа как окончательно пришедшего в евхаристии. В Кумранской
общине на символическом пире было принято оставлять свободным место
для Мессии на случай, если Бог явит его во время вкушения пищи.
Я обращаю ваше внимание, что <эсхатологический> аспект евхаристии
представлен в католической мессе как часть провозглашения таинства веры
после освящения хлеба и вина, поскольку три из четырех ответов народа
упоминают будущее пришествие Господа.
>
*. Как быть с Евангелием от Иоанна? В нём отсутствует упоминание
о евхаристии на Тайной Вечере.
>
Вы правы! И это несколько странно, поскольку повествование Иоанна о Тайной
Вечере является самым обстоятельным. В свете того факта, что евхаристические
действия Иисуса вечером накануне Его смерти Павел называет известным
преданием, молчание Иоанна может быть вызвано сознательным желанием связать
евхаристию с другим, более ранним периодом служения Иисуса, без необходимого
отрицания ее связи с Тайной Вечерей.
> Когда мы рассматриваем
евхаристию исключительно в контексте Тайной Вечери, она становится чем-то
таким, что Иисус совершил только перед тем, как умереть, в самом
конце Своей жизни. Таким образом, это контрастирует с Его обычным служением
через проповедь и чудесные знамения, сотворенные для помощи <людям
и их исцеления>. Но Иоанн движется в противоположном направлении,
связывая евхаристические слова не с особенным и исключительным
действием в конце жизни Иисуса, а с умножением хлебов —
знамением, данным во время Его служения. Иисус накормил хлебом множество
людей, чтобы подкрепить их. Если бы толпа поняла Иисуса, то это подкрепление,
хоть и физическое, имело бы главным образом не физический смысл.
Хлеб был символом хлеба духовного, который поддерживает божественную жизнь,
подаваемую в крещении. У Иоанна в 6-й главе, Иисус, <.>
подчеркнув значение Своего откровения — небесного хлеба, —
как пищи, делает акцент на питательной ценности Своих плоти и крови,
как это выражено евхаристическим языком Иоанна. Таким образом, именно Иоанну
мы главным образом обязаны восприятию евхаристии как пищи — пищи
вечной жизни.
> Говоря о евхаристических мотивах, помимо Тайной
Вечери, вероятно, следует сказать о том, что в текстах Нового Завета
некоторых существует связь между евхаристическим преломлением хлеба и явлениями
воскресшего Иисуса на трапезах, где Он преломляет хлеб. Несомненно,
намек на это можно увидеть в Лк.24:35, где два ученика по дороге
в Эммаус узнали Иисуса во время преломления хлеба. Таким образом делается
акцент на реальном присутствии Иисуса. В конечном счете, в христианском
богословии, именно воскресший Иисус присутствует в евхаристии, точно так же,
как воскресший Иисус присутствовал, когда ученики преломляли хлеб. Я не утверждаю,
что эти трапезы после воскресения были евхаристическими; я говорю,
что, размышляя о присутствии Иисуса на них, христиане могут
понять очень важный аспект евхаристического богословия. Таким образом, все три
трапезы (Тайная Вечеря, умножение хлебов и вкушение пищи после воскресения)
оставили свой след в христианском осмыслении евхаристии. Трудно сказать,
какой из этих элементов был самым ранним.
> <...> Сразу же
после воскресения Иисуса у христиан не было полной картины всех аспектов
крещения и евхаристии, независимо от того, как скоро они начали
совершать эти действия. Лишь спустя некоторое время, благодаря действию Святого
Духа, они открыли для себя разнообразные богатства, в которых они узнали
дары Христа.
[ Рэймонд
Браун. Из кн. "101 вопрос и ответо Библии" // К.:
Дух i лiтера, 2016. (80,84,85) ]
*Блудница
приступила к Тебе, мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
и от смрада зол избавляется повелением Твоим! Дышавший же благодатию
Твоею ученик неблагодарный, ее отвергает и нечистотою покрывается,
по сребролюбию продавая Тебя. Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе
не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с
любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка,
прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: "От дел
моих нечистых меня избавь!"* *Прежде распутная женщина / внезапно целомудренной
явилась, возненавидев дела постыдного греха и наслаждения
телесные, в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
которому блудники и распутные подвергнутся. Я являюсь первым из
их числа, и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
Блудная же жена, убоявшись и приложив старание, скоро пришла,
взывая ко Искупителю: "Человеколюбивый и Милосердный, от
дел моих нечистых меня избавь!"* *Оказавшись неблагодарным / и коварным
завистником, лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога, ради
которого был отпущен долг грехов, торгуя боголюбезной благодатью.
Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
(Из богослужения Великой Среды/*/)
*
* *
*Будучи Господом и Создателем всего,
Бог бесстрастный, сделавшись нищим, создание с Собой соединил,
и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, Себя
в снедь заранее предлагал, взывая: "Вкусите тело Мое / и верою
утвердитесь!" Спасительной для всего рода смертного,
напоил Ты, Благой, Своих учеников собственною чашей, наполнив её веселием;
ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь, взывая: "Пейте
кровь Мою, / и верою утвердитесь!"* *Держащая неудержимую / и возвышенную
в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря Премудрость
Божия воду в умывальницу вливает и Владыка омывает ноги рабов.
Ученикам подает / Владыка пример смирения; и Облекающий облаками небо
/ полотенцем опоясывается, и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.* *К таинственной
трапезе / все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб,
/ оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников
и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг
другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, - ибо Христос так повелел
Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, / раб и коварный
лжец.* *Агнец, о Котором провозгласил Исаия, добровольно идет на заклание
и спину отдает на раны, щеки на удары, лица же не отвращает от
позора оплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный
всё принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
(Из богослужения Великого Четверга/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).