Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
05-Apr-2020 9:06
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
23 марта 2020 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого
поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения:
Евр.9:11-14; Мк.10:32-45.
>
В данной статье доказывается, во-первых, обоснованность взгляда на Иисуса
Христа как на политического деятеля. Во-вторых, статья демонстрирует, что методы,
которые Он использовал в Своей политической деятельности, важны не только
для Церкви, но и удобны для реализации более широких социальных
программ. Под термином «политический» я подразумеваю общественную личность,
обладающую властью над определенной группой сторонников и использующую
эту власть для выполнения какой-либо конкретной социальной программы.
{Три замечания помогут прояснить мое употребление термина «политический».
Во-первых, греческое слово politeuomai означает ведение политически активного
образа жизни (в Писании это слово используется только в Деян.23:1
и Филип.1:27). Таким образом, политика в древнем мире требовала не наличия
государственного кабинета, а общественного влияния. Во-вторых, разделение
церкви и государства – это явление современное, необъективное
и противоречащее Писанию в применении его к Иисусу. Восприятие
отношения между политикой и религией у Иисуса Христа и у Осамы
Бен Ладена – двух ближневосточных монотеистов, – скорее
всего, весьма сходно. В-третьих, большинство современных западных
теологов разделяют сферы земного и небесного; при этом часто ссылаются
на негативные последствия провозглашения императором Константином христианства
государственной религией. Тем не менее, приведенные в статье данные
свидетельствуют против такого разделения. Отрицательные же последствия были
вызваны не объединением религии и политики, а подменой христианских
принципов ведения политики принятием «обмирщённого»
земного христианства.}
> Политическое учение Христа
>
Исследование учения Иисуса четко показывает насколько Он был политически
ориентирован. {Для опровержения утверждения, что Христос
был политиком, обычно используются несколько евангельских фрагментов. (1) Иисус
говорит Пилату, что Его Царствие не от мира сего (Ин.18:36).
Конечно же, Он хотел сказать этим, что это Царство не функционирует
по земным законам, а не то, что оно не настанет на протяжении
земного существования. Ведь Господь к этому времени уже научил
своих учеников молиться: «Да приидет Царствие Твое» (Mф.6:10; ср. Ин.15:19;
17:16).* (2) Иисус отверг мировое
владычество, предложенное Ему сначала сатаной (Mф.4:8-10;Лк.4:5-8),
а позже – толпой (Ин.6:15). Тем не менее, надпись, закреплённая
над Его головой в момент распятия (которая была сделана на основании
Его слов – известных как в устной форме, так и зафиксированных
письменно – о праве на престол), позволяет с большой
степенью вероятности предположить: Христос отказывался не от царского
титула как такового, а от коррупционных путей достижения власти.
(3) Христос сказал: «Отдавайте кесарю кесарево» (Mк.12:17). Тем не менее,
на практике отказ от мелкой монеты с богохульной символикой может
оказаться революционным поступком по сравнению с равнодушием в отношении
государственных законов.} Начать с того, что Его проповеди были сосредоточены
на теме «Царствия Божия» (ср. Мк.1:15; Мф.4:23; 9:35; Лк.4:43; 8:1;
9:11). Тема эта не только является отправным пунктом в учении Иисуса, –
она буквально пронизывает данное учение. В Евангелиях слово «Царство» (basilea)
используется 118 раз; и ещё 106 слов, описывающих Царство Божье,
встречаются в 67 разных контекстах. {При этом в двенадцати
фрагментах это слово употреблено безотносительно к Божьему Царствию:
дьявол показывает Христу царства этого мира (Mф.4:8; Лк.4:5); всякое царство,
разделившееся само в себе, опустеет (Mф.12:25-26; Mк. 3:24; Лк.11:17-18);
царь Ирод обещает падчерице до половины своего царства за её «хореографию»
(Мк.6:23); а также упоминание о том, что праведники воссияют, как солнце,
в Царстве Отца (Мф.13:43).}
> Примечательно, что почти всегда
этот термин употребляется именно Иисусом. {Крайне редко Царствие
упоминается другими людьми (например, Лк.14:15) или же самими евангелистами
в их рассказе (например, Mк.15:43; Лк.19:11). При этом термин «Царствие»
употребляется намного чаще в евангелиях, чем в любых других библейских
книгах. Исключительно Иисус, говоря о нём, использует слова «близко», «пришло»,
«ищите» и т.д. – Anthony E. Harvey, Jesus and the Constraints
of History: The Bampton Lectures, 1980 (London: Duckworth, 1982),
85.} До Его прихода, на протяжении иудейской истории,
термин этот не был принят: фраза «Царствие Божие» (basileian theu)
ни разу не встречается в каноническом Ветхом Завете,
{«Слова "царствие" и "царство" (malkût)
еще несколько раз встречаются в других контекстах, показывающих, что царство
или власть принадлежат Богу. Однако никаких устойчивых выражений, содержащих
эти слова, не существует: например, Пс.102:19 ("Царство Его");
144:11,12,13 ("Царствия Твоего"); 1Пар.17:14 ("Мое Царство").
Родственное еврейское слово mĕlûkâ употребляется в Авд.21
и Пс.21:29, чтобы показать, что "царствие"
принадлежит Яхве́. Другое еврейское слово, mamlākâ, в 1Пар.29:11
("Твое, Господи [Яхве], царство"), также характеризует "царствие"
как царственное правление, осуществляемое Богом. Это же касается арамейских
эквивалентов: так, часть книги пророка Даниила, написанная на этом языке,
также почти не содержит подобных примеров. Арамейское слово malkûtā
("царствие", "царственное правление", "царство")
используется, когда речь идет о Боге во фразе "Его царство"
в Дан.2:44 [3:33 в арамейской версии]; 4:34 [4:32 в арамейской
версии] и 7:27. В Дан.2:44 речь идёт о "Боге небес",
созидающем "царство"». – John P. Meier, Mentor,
Message, and Miracles, Vol. 2 of A Marginal Jew: Rethinking
the Historical Jesus (New York: Doubleday, 1994), 243-44.}
и лишь однажды – во второканонических книгах (Премудрости
Соломона 10:10). {«Фраза "Царство Яхве" встречается
только однажды и довольно поздно в 1Пар.28:5, когда царь Давид говорит
о Соломоне, сидящем на троне "Царства Яхве" (malkût
Yahweh). – Meier, Mentor, 243.} Нет его ни в псевдоапокрифах,
ни в рукописях кумранской общины, ни у Филона Александрийского
и Иосифа Флавия. {Ср. 2 Варуха [сирийский Апокалипсис
Варуха] 73; 3 Варуха [греческий Апокалипсис Варуха] 11:2; Вознесение Моисея
10; Псалмы Соломона 17:4; 1QSb [Кумранский свиток – второе дополнение
к «Уставу общины» под названием «Благословение отцов и князя»]
3.5; Мишна, Беракот 2.2,5; Иерусалимский Талмуд, Беракот 4a,7b.} Становится
очевидным, что столь частое использование сочетания «Царствие Божие» –
уникальная особенность служения Иисуса Христа.
> Более того, и после
земной жизни Иисуса слова «Царствие Божие» встречаются весьма редко. Кроме посланий
апостола Павла (1Фес.2:12, Гал.5:21, 1Кор.4:20; 6:9-10 – дважды; 15:24,50;
и Рим.14:17) и нескольких упоминаний в Откровении (Откр.1:9; 11:15;
12:10), слово «Царство» не употребляется. {Впрочем, оно довольно
часто встречается в Деяниях Апостолов (Деян.1:3,6; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25;
28:23,31).}
> Вывод очевиден. В то время как символ
Божьего правления можно найти во многих местах Ветхого Завета и в другой
иудейской литературе, его определение в Евангелии как имманентного Царствия
Божьего является уникальным явлением. Создается впечатление, что оно было
введено именно Иисусом (учитывая при этом несомненную роль Его предтечи,
Иоанна Крестителя).
> Тем не менее, начиная со II века
по Р.Х. и до настоящего времени христианство вновь и вновь
склоняется к мысли, что Божье Царство находится на небесах;
{Даже в посланиях Павла при упоминании Царства используются духовно-этические
(ср. Рим.14:17; 1Кор.6:9-10; Гал.5:21; Еф.5:5; Кол.1:12-13) и эсхатологические
термины (1Кор.15:24,50; 2Фес.1:5; 2Тим.4:1,18).} любое свидетельство о земном/политическом
понимании Царства воспринимается как несовместимое с исторической фигурой
Иисуса. Этому существуют два объяснения. Во-первых, едва ли Церковь,
испытывающая гонения, стала бы намеренно делать заявления (или изобретать
истории), которые могли бы послужить причиной причисления ее членов
к политическим мятежникам. {Данное заявление подробно рассматривается
в: Russell Moore, The Kingdom of Christ: The New Evangelical
Perspective (Wheaton, IL: Crossway Books, 2004), 65-69. Ясно, что в ситуации,
которую описывают Деян.17:7, именно по этой причине возникла большая проблема –
иудеи из Фессалоники обвинили Павла и Иасона в том, что «они поступают
против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса».} Во-вторых, было неудобно
проповедовать о некоем политическом Царстве, когда этот термин не отвечал
существовавшему восприятию данной концепции в обществе, в силу чего
постоянно требовалось объяснять его «настоящее значение».
> С учётом
вышесказанного, существует два взаимосвязанных довода в пользу того, что
необходимо рассматривать концепцию Иисуса о Царстве Божьем с политической
точки зрения. Во-первых, любой еврей, проживающий во времена Иисуса и подвергшийся
влиянию Ветхого Завета, а также литературы и истории периода между двумя
заветами, естественно, воспринял бы «Царство Божье» как теократическую политическую
концепцию. Если бы Христос намеривался учить лишь о духовном правлении Бога,
он бы сделал Свое учение более ясным и убрал бы из Своих высказываний
рассуждения о политике. Но Он этого не сделал. Таким образом, мы приходим
ко второй части своей аргументации. Многие евангельские тексты, в отличие
от тенденции их толкования ранней Церковью,
включают в себя четкие политические последствия Царства Божьего.
>
Вопрос о том, как точно будет выглядеть Царство и кто <.>
должен воплотить его в жизнь, остается открытым. Тем не менее, в основе
иудейской веры лежало представление о том, что на самом деле именно
Бог будет править Израилем. Молитва о приходе Царствия Божьего на самом
деле является просьбой о смене политического режима (Мф.6:10; Лк.11:2).
>
Кроме учения Иисуса о Царстве Божьем, существует еще пять четких политических
заявлений. (1) Иисус вел себя как небесный судья Израиля,
{Mф.11:20-24 / Лк.10:13-15;Mф.12:39-45 / Лк.11:24-26,31-32;Лк.13:1-9;Mф.23:1-35;Лк.11:37-52;13:34-35;19:41-44;Mф.23:37-39;Mф.24:1-51 / Mк.13:1-37 / Лк.21:5-36.}
Он даже прощал грехи Божьим именем (Мк.2:7-10; 5:21-24). (2) Политическими
были и многие Его притчи. {Например, притча о минах
основана на рассказе о возвышении царя Ирода (Лк.19:11-27).
Иисус также отождествляет Себя с эсхатологическим царем и пастырем (Мф.25:31-46;
Мф.26:31 / Mк.14:27, ср. Зах.13:7; Ин.10:1-18), с сыном
царя (Mф.22:1-15,ср. Лк.14:16-24).} (3) Иисус
провозглашал, что Он – Христос, Помазанник. {Mф.16:20;
Mф.22:41-46 / Mк.12:35-40 / Лк.20:41-47;
Mф.23:10; Mк.14:61-62 / Mф.26:63-64/ Лк.22:67;
Лк.24:26,46; Ин.17:3. Он является даже Господом субботы (Mф.12:8 / Mк.2:28 / Лк.6:5),
что подразумевает собой Кого-то большего, чем просто Помазанника.} (4) Он предсказал,
что Ему и Его ученикам предстоит нести свой крест,
{Mф.10:38; Mк.8:34 / Mф.16:24 / Лк.9:23; Лк.14:26-27.Ср. Лк.12:4,11,51-53; 17:33; 21:12-17; Ин.12:25; Евангелие
от Фомы 60.} что, конечно же, напоминает революционный призыв сложить
свою жизнь в священной войне. (5) Иисус грозил разрушением Храма.
{Лк.13:34-35;19:42-44;Ин.2:19-20;Mф.23:37-39;Mк.13:1-37 / Mф.24:1-51 / Лк.21:5-36.}
Все эти заявления были хорошо известны и даже послужили основанием в первоначальном
обвинении Его на суде. {Mк.14:58 / Mф.26:61;
Mк.15:29 / Mф.27:40; Деян.6:14; Евангелие от Фомы 75.}
>
Политическая организация Христа
> Предтеча Иисуса, Иоанн Креститель,
в служении и в смерти оставался политиком. Когда он пришел, возвещая
в пустыне: «Приготовьте путь Господу!» – это было царственный
эдикт (Мк.1:1-3) о смене режима. Конечно же, именно в пустыне
пророки начинали революции (ср. Иосиф Флавий, «Иудейская война» 2:13.4-5).
Более того, берега Иордана напоминали о триумфальном марше Иисуса Навина
в землю обетованную (Иис.Нав.4:13,19). Ещё прежде чем Иоанн
заговорил, место его пребывания говорило за него – что и отметили
все евангелисты (Мф.3:1; 11:7; Мк.1:4; Лк.1:80; 3:2; 7:24; Ин.1:23,28). Иоаннова
проповедь праведности, его призыв к народному покаянию и ритуальное
крещение, – всё это в исторический период явления Иисуса
народу имело важные политические намеки и подтексты.
> Обратим внимание
и на то, как был одет Иоанн. Одежда из шкур животных, опоясанная
кожаным ремнем, являлась своего рода «опознавательным зна́ком» пророков.
В результате, Иоанн, облачённый в такое одеяние (Мф.3:4, Мк.1:6), воспринимается
подобным Илии. {Hartmut Stegemann, The Library of Qumran:
On the Essenes, Qumran, John the Baptist, and Jesus (Leiden:
Brill Academic Publishers, 1998), Translation of Die Essener, Qumran,
Johannes der Töufer und Jesus (Freiburg: Herder, 1993), 216.}
Любопытно отметить и то, что Иоанн, как и Илия, пострадал по злой
воле женщины. Наконец, Иоанн был обезглавлен в результате политических
интриг (Мф.14:1-12), что отчётливей, нежели в Евангелиях,
отражено у Иосифа Флавия («Иудейские древности» 18.116-19).
>
Еще одним важным политическим шагом стало призвание двенадцати Апостолов
(Мк.3:14-15). Это была явно выраженная символическая декларация о возвращении
иудейской диаспоры назад в Израиль – что должно было стать важнейшей
задачей Помазанника. Если принимать во внимание, что только 2 из 12 израильских
колен проживали в своей земле после плена, это было бы великим
деянием. Отметим также, что Иисус разослал на проповедь 70/72 своих
последователей, что соответствует числу членов Синедриона (Лк.10:1-16).
По сути, с этого времени у Иисуса появился кабинет министров и судоустройство.
Неудивительно, что Ирод искал с Ним встречи (Лк.13:31-35).
*...первый
договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище. ...
...в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу,
а во второе – один только первосвященник, раз в год, и
всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи
народа, совершенные по неведению. Этим Святой Дух указывал на то,
что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт.
Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни
жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству
тех, кто поклоняется Богу. Они касаются только еды, питья,
разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие
силу лишь до установления нового порядка вещей. Но когда явился Христос
как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и
еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся
к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и
не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью,
снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов
и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю
чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который
с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она
очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить
Живому Богу.* (Евр.9:1,6-14/&/)