Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3910 *Кто такие "меньшие братья" Иисуса?* / 20-24/II/20 (чт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 23-Feb-2020 12:54

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 10 февраля 2020 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное грядущему Страшному суду.

  литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.

 

 

к апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
 + + + В.Н.Кузнецова: пища, свобода, грех
           messia.ru/rasylka/010/2518.htm
 + + + Виктор Попков:
        Мы непримиримы к нарушителям традиций...
                  messia.ru/rasylka/005/1082.htm
 + + + архиеп. Георгий (Вагнер)
        golubinski.ru/academia/vagner/strashnyj_sud.htm

 

 

 

 

 

 

/см. предыдущие части текста в выпусках #3610, #3611/

> 4. К кому относится выражение «сии братья Мои меньшие»: ко всем бедным и нуждающимся, к евреям, к христианским миссионерам или ко всем христианам? Подлежат ли эти «меньшие» суду, или они от него освобождаются? С этим связан и вопрос о том, какие именно страдания имеются в виду: общая нищета и угнетение или гонения на христианских миссионеров.

> Идентификация «меньших братьев» является определяющим фактором для толкования отрывка. На первый взгляд, кажется очевидным, что речь идет о любых нуждающихся людях, но в последние годы всё больше и больше исследователей Нового Завета (но не христиан в целом) разделяет мнение о том, что «меньшие братья» — это ученики Иисуса. Эта позиция заслуживает серьезного рассмотрения и приобрела популярность по трем причинам: 1) с ней гораздо проще иметь дело в богословском плане, так как она не намекает на спасение по делам; 2) что куда более важно, анализ языка Матфея показывает, что он и в других местах употребляет слова́ «братья» и «меньшие» по отношению к ученикам; и 3) и у Матфея, и в других Евангелиях Иисус прямо говорит, что, принимая Его учеников, люди принимают Его Самого. В этом плане наиболее значимым параллельным местом является Мф.10:40-42:

> «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

> Сходство между двумя отрывками в самой идее того, что Иисуса можно встретить в другом человеке, а также в упоминании о чаше воды для одного из «малых сих», просто поразительное. Частое повторение мысли о том, что Иисуса можно встретить в Его учениках (Мк.9:41; Мф.18:5 / Мк.9:37 / Лк.9:48; Лк.10:16 / Ин.13:20; Дидахе 11:2) еще раз подчеркивает важность этого учения. Таким образом, получается, что в данной притче Иисус утешает Своих учеников, говоря, что все народы будут судиться на основании того, как они относились к последователям Христа, — точно так же, как некоторые евреи ожидали, что Бог будет судить народы на основании их отношения к евреям (напр.: 1Енох.62:9-13; 90:17-42; 103:7–104:5; 2Вар.72:2-6).

> В рамках этого подхода есть два варианта. Одни комментаторы утверждают, что речь идет о христианах вообще, то есть о Божьем народе, который сейчас претерпевает унижения, но в Судный день будет, наконец, оправдан.{} Другие считают, что здесь имеются в виду только христиане-миссионеры, провозглашающие Евангелие, и народы демонстрируют свое отношение к Слову тем, как они относятся к его проповедникам. {Напр., J. Ramsey Michaels, “Apostolic Hardships and Righteous Gentiles”, JBL 84 (1965): 27–37. Майклз также считает, что сюда включается отношение христианских общин к своим лидерам. Он видит разделение не столько между христианами и нехристианами, сколько между теми, кто учит, и теми, кого учат. Можно рассматривать Дидахе 4:1-8 как подтверждение этого толкования.}

> Несмотря на возросшую популярность этого подхода, более пристальный анализ показывает, что перечисленные параллели не столько проясняют картину, сколько вводят нас в заблуждение. Матфей употребляет слово adelphos («братья» или «братья и сёстры») тридцать восемь раз, из них двадцать раз  по отношению к братьям в буквальном смысле слова. По крайней мере в восьми из остальных восемнадцати случаев это слово не имеет значения «ученик», но употребляется в общем смысле, в значении «ближний» (напр., 5:22: «...всякий гневающийся на брата своего...»). {См. также его употребление в 5:22-24,47; 7:3-5. Следует ли принимать эти случаи во внимание, зависит от прочтения текстов типа 18:15,21.} Наиболее важными местами, где слово «братья» действительно подразумевает учеников, являются 12:46-50; 23:8 и особенно 28:10. Достаточно ли этих отрывков для того, чтобы считать слово «братья» постоянным наименованием учеников, так что одно появление этого слова в 25:40 автоматически означает, что речь идет о принятии христиан или христианских миссионеров? И можно ли утверждать, что «брат» всегда относится только к христианам? Многократные случаи употребления этого слова в переносном смысле (такое, как в 5:22) опровергают этот вывод.

> Мысль о том, что добавление к «братьям» слова «меньшие» (elachistos, превосходная степень сравнения от mikros) {Это слово можно рассматривать и как элатив (исходный падеж или абсолютная превосходная степень) со значением «очень маленькие».} также указывает на учеников, на первый взгляд, тоже кажется убедительной, но и здесь дальнейший анализ показывает, что дело обстоит совсем не так. Ученики Иисуса названы «малыми» (mikroi) по меньшей мере четыре раза (Мф.10:42; 18:6,10,14), {Если 10:42 можно истолковать как общие дела милосердия, то параллельное место в Мк.9:41 явно показывает, что эти поступки совершаются по отношению к ученикам. См. также: Мк.9:42; Лк.17:2.} но слово elachistoi по отношению к ним не употребляется (разве только здесь, в 25:40). Надо отметить, что в 5:19 это слово по отношению к ученикам имеет негативную коннотацию.{} Текстовые свидетельства не исключают той возможности, что оно может относиться к христианам или христианским благовестникам, но ни то, ни другое значение не является доказательством данной трактовки.

> Некоторые параллельные места являются довольно убедительными, но далеко не все. В Мк.9:41, параллельном месте для Мф.10:42, напрямую говорится о людях, которые напоят учеников холодной водой, «потому что вы Христовы»{}, но в Мф.25:35-37 люди поят жаждущих, не осознавая, что тем самым они служат Христу. В Мф.18:5 / Мк.9:37 / Лк.9:48 сказано, что кто примет «одно такое дитя» (то есть ребенка в буквальном смысле слова) во имя Христа, тот принимает Христа. По тому же принципу, можно сказать, что в 25:40 всякий, кто служит нуждающимся — а не христианским миссионерам, — служит Самому Христу. Описание милосердных поступков никак не влияет на толкование, так как представляет собой традиционные формулы помощи бедным, — хотя, конечно, можно провести параллели с теми трудностями, которые испытывают христианские миссионеры (см., напр., 2Кор.11:23-29 {Майклз (Michaels, “Apostolic Hardships and Righteous Gentiles”, 31-37) указывает на 2Клим.17:3, где, по всей видимости, есть ссылка на нашу притчу, а также на Деяния Иуды Фомы апостола 145; Стэнтон (Stanton, “Once More: Matthew 25.31-46”, pp. 219-220) признаёт, что неверующие язычники вряд ли посещали христиан в тюрьме.}). Правда, тут необходимо признать, что такая трактовка ожидает от читателей очень многого.

> Хотя отождествление «братьев» с христианами или миссионерами снимает вопрос о спасении по делам, оно создает куда более серьезные герменевтические и богословские проблемы. Есть ли в Евангелии от Матфея другие указания на то, что судьба человека на Страшном суде будет определяться его действиями по отношению к христианам? {Не менее трудно представить, чтобы Иисус говорил ученикам, что всех остальных людей будут судить на основании отношения к ним.} Мне это кажется совершенно невероятным, и, не имея параллельных изречений для подтверждения этой мысли, я не могу принять данное толкование. Есть ли у нас основания считать, что для Матфея или Иисуса доступ того или иного человека в Божье Царство определялся исключительно его добрым отношением к миссионерам, вне зависимости от его богословских убеждений и поведения? Мф.10:40-42 лишь на первый взгляд кажется убедительным доводом в пользу этой трактовки, которая, надо сказать, предъявляет к читателю столь исключительные требования, что вряд ли может отражать замысел Матфея или изначальный смысл притчи. Изречение 10:40-42 появляется на пятнадцать глав раньше и стои́т в контексте миссионерского благовестия; здесь же контекст совсем иной. Неужели читатель действительно запомнит предыдущее место и проведет параллель с Мф.25, если ничто в тексте не подготавливает его к этому? Более того, можем ли мы с уверенностью сказать, что в 10:42 под «малыми сими» подразумеваются миссионеры? {Параллельное место в Мк.9:41 действительно относится к ученикам, но неясно, кто имеется в виду под «малыми сими» в Мф.10:42.} Приверженцы этого подхода также утверждают, что главным здесь является не отношение к миссионерам как таковым, а отношение к их проповеди. Но как читателю сделать такой смысловой скачок? И потом, если одна из этих двух альтернатив действительно отражает взгляды Матфея, нам придется признать его богословие весьма узким, а всю направленную на него критику — вполне оправданной.{}

> Нам также необходимо определить цель данной аналогии и ее пояснения. Зачем Матфей включил их в свое Евангелие и поместил именно в этот контекст: для того, чтобы утешить гонимых христиан, как утверждает Стэнтон, или чтобы призвать их оставаться преданными последователями Иисуса, выказывая людям милосердие и любовь?{} Мне думается, что здесь верным является второй вариант как из-за контекста притчи, так и из-за тех вопросов и тем, которые волновали Иисуса и Матфея прежде всего. И учение Иисуса, и Евангелие от Матфея постоянно подчеркивают важность милосердия и любви и, более того, напоминают нам, что суд также основан на любви и милости. {О любви см.: 5:43-48; 19:19; 22:34-40; ср.: 7:12; о милости см.: 5:7; 6:2-4; 9:13;12:7; 18:33; 23:23; о суде см. особенно: 12:33-37; 13:36-43,47-50; 16:27; 18:33-35. Забота о нищих и угнетенных очевидна в заповедях блаженства, в рассказах о чудесах Иисуса и в других евангельских эпизодах (особенно 8:17; 9:35-36; 11:5 с его аллюзиями на Ис.61:1; 11:28; 19:21).} Особенно важным в этом смысле является отрывок о суде в 7:21-23. Войти в Царство сможет лишь тот, кто исполняет волю Отца, и Господь-Судия, обращаясь к беззаконникам (а для Матфея, как и для Иисуса, Закон заключается в исполнении двух наибольших заповедей о любви), повелевает им «отойти от Него», что очень похоже на 25:41. Если стандарты суда остаются неизменными на протяжении всего Евангелия — а у нас нет никаких оснований считать, что они меняются, — то данный отрывок перефразирует 7:21-23. Цель учения в гл. 24–25 — не утешить учеников, а призвать их к верности и послушанию. Вместо того чтобы толковать 25:31-46 в свете 10:40-42, нам следует толковать 10:40-42 в свете предостережений о суде, которыми завершаются четыре крупных блока в учении Иисуса (гл. 7, 13, 18 и 25). Это позволит нам увидеть в 10:40-42 пример того, как общие принципы суда применяются к конкретной ситуации миссионерского служения. У нас также нет никаких оснований считать, что слово «меньшие» относится только к евреям. Выражение «сии братья Мои меньшие» следует понимать в самом общем смысле, как описание всех нуждающихся. {Халтгрен (Hultgren, The Parables of Jesus, pp. 320–323) перечисляет двенадцать причин, по которым нам следует отождествлять «меньших братьев» со всеми нуждающимися. По словам Дэйвиса и Эллисона (Davies, Allison, Matthew, 3:429), вряд ли Матфей мог думать, что у всех народов будет возможность помочь нуждающимся христианам. Виктор Пол Ферниш (Victor Paul Furnish, The Love Command in the New Testament [Nashville: Abingdon, 1972], p. 83) на основании 24:24 говорил об убежденности Матфея в том, что перед Страшным судом всем народам будет проповедано Евангелие (24:14), и потому незачем спорить, к кому относится слово «братья» — к христианам или ко всему миру, поскольку в то время в Царстве окажутся все — в том смысле, что официально Евангелие будет принято повсюду. Я не думаю, что ожидания Матфея были столь оптимистичными.}

> Интересно отметить, что сторонники партикуляристского подхода (считающие, что «меньшие братья» — это христиане или миссионеры) часто утверждают, что такое употребление отражает взгляды Матфея, а Иисус изначально имел в виду Божий суд над всем человечеством, {См. выше, с. 834–835 <...>.} — или по крайней мере, что нам следует толковать эту притчу в свете общего суда над всеми людьми, даже если Матфей говорил о чём-то другом.{} Если комментаторы считают верным более общее понимание притчи, то зачем они приписывают Матфею более узкие взгляды, особенно, когда они не очень логичны?

> Приверженцы партикуляристского подхода обычно считают, что «меньшие братья» не подлежат общему суду и остаются рядом с Сыном Человеческим, а не уходят направо или налево. Однако ни у Матфея, ни у Иисуса нет людей, которые были бы освобождены от общего суда. {См.: David A. De Silva, “Renewing the Ethic of the Eschatological Community: The Vision of Judgment in Matthew 25”, Koinonia 3 (1991): 168–194, здесь p. 181. Де Сильва также отмечает, что ни Иисус, ни Матфей не признаю́т разделения людей на братьев и небратьев; см. Мф.5:44-48 и Лк.10:25-37.} Кроме того, здесь мы имеем дело с иносказательным сравнением и его пояснением, а не с реалистичным описанием Страшного суда. У диалога между Судией и двумя группами людей одна-единственная цель: установить критерии суда. Категория «меньших братьев» нужна только для этого и не обозначает тех, кто не подлежит суду.

> Что касается мнения о том, что изначально в отрывке описывался Божий суд, комментаторы придерживаются его потому, что евреи традиционно пользовались образом «царя», говоря о Боге, а также потому, что считают, что Иисус никогда не стал бы называть Себя царем. Однако титул «царя» вполне соответствует метафорике Сына Человеческого, а этот титул не так легко убрать из текста (да и делать этого не следует).{} К тому же, нет ничего странного, в том что Иисус называл Себя «царем». Действуя от имени Бога, Иисус воплощал Его царствование и вел Себя таким образом, что в конце концов Его распяли как «царя иудейского». Если мы говорим, что Иисус взял на Себя задачу восстановления Израиля под Своим главенством, то кем мы называем Его, как не царем?{} Если Он действительно считал Себя Мессией, уже одно это предполагало царское достоинство. Сандерс считает «весьма вероятным», что ученики Иисуса считали Его «царем», а Иисус либо прямо, либо косвенно принимал эту роль.{} В данном отрывке Сын Человеческий / царь не заменяет Бога, а действует от Его имени. Попытки реконструировать этот эпизод, поставив в центр Бога, не только нарушают все методологические принципы, но и не отдают должного всей гибкости взглядов иудаизма и Нового Завета на то, как будет проходить суд. В рамках иудаизма одновременно бытуют мнения о том, что суд будут вершить ангелы, Авель, Мессия, Мельхиседек, Избранный, Илия, Сын Человеческий и Бог. {См., соответственно, 1Енох.91:15; Зав.Авр.13:2-3; 2Ва.72:2-6; Мидраш Мельхиседека (HQMelch) 2.9-13; 1Енох.49:2–50:5; Жизнеописания пророков 21:3; Дан.7:13-14 (и Ин.5:27) и 1Енох.1:3-9. Параллель с Ин.5:27-29 особенно важна: там тоже описывается, как Сын Человеческий посылает людей в воскресение жизни или в воскресение смерти на основании добрых или злых дел соответственно. В большинстве писаний упоминается сразу несколько концепций. ...} Если в Евангелии даже ученикам обещано, что они воссядут на престолах и будут судить Израиль (Мф.19:28 / Лк.22:30), то вполне можно себе представить, что Иисус, с понятной осторожностью и только во внутреннем кругу учеников, называл Себя царем. Итак, наша метафорическая аналогия и ее пояснение указывают на время окончательного оправдания, когда все предстанут перед судом.

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 --------------------------------------------------------------- 
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Если кто говорит: "Я люблю Бога",
  и при этом ненавидит своего брата,
 тот лжец.
 Ведь если он не любит брата, которого видел,
 то не может любить Бога, которого не видел.
 У нас есть заповедь, которую мы получили от Него:
 тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата.
 Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос-Помазанник,
  рожден Богом,
 и всякий, кто любит Родителя, любит и Рожденного Им. ...
 вот что значит любовь к Богу:
  это когда мы соблюдаем Его заповеди.
 А заповеди Его не тяжелы.
 Потому что всякий, кто рожден Богом, побеждает мир.
 А та победная сила, что победила мир, и есть наша вера.
 Кто побеждает мир?
 Только тот, кто верит, что Иисус – Сын Бога! ...
 Мы знаем, что всякий, кто рожден Богом, не грешит,
 потому что Рожденный Богом оберегает его
 и Злодей не может наложить на него руку.
 Мы знаем, что мы – от Бога, но весь мир – во власти Злодея.
 Мы знаем, что Сын Бога пришел
  и дал нам способность понимания,
 чтобы мы могли узнать Истинного.
 И мы живем в Истинном – в Сыне Его Иисусе Христе.
 Он есть истинный Бог и вечная жизнь.
 Детки, берегите себя от языческих богов!*
               (1Ин.4:20-5:1,3-5,18-21/&/)

* * *

*Пища не приведет нас к Богу.
 Если мы не едим, мы ничего не теряем,
 если мы едим, ничего не приобретаем.
 Но смотри́те, чтобы эта ваша свобода
 не стала камнем преткновения для слабых. ...
 А поэтому,
 если пища может стать причиной падения моего брата,
 я лучше не буду есть мяса вовек,
 лишь бы не стать причиной падения моего брата.*
                               (1Кор.8:8-9,13/+/)

* * *

*"Всё позволено!" - Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается,
  а того, что идет на пользу другого.
 Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
  тогда не ешьте,
 ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.*
                                   (1Кор.10:23-28/#/)

* * *

Иисус сказал:
"Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман.
 Многие придут под Моим именем
 и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
 Не идите за ними!
 Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
 Это должно сперва случиться,
  но конец наступит не сразу. ...
 Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
 а на земле народы будут трепетать в отчаянии
 от рёва моря и бушующих волн.
 Люди будут падать бездыханными
 в страхе перед тем, что надвигается на мир.
 Ибо силы небесные сотрясутся.
 И тогда увидят:
  Сын человеческий идет на облаке,
   облеченный силой и великой славой. ...
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
 Так смотри́те, не обременяйте сердец своих
 разгулом, пьянством и житейскими заботами,
 чтобы День тот не застал вас врасплох.
 Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
 Бодрствуйте всё время, моли́тесь,
 чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
 и предстать перед Сыном человеческим".
            (Лк.21:8-9,25-27,33-36/**/)

* * *

*Среди учеников возник спор,
  кто из них должен считаться главнейшим.
 Но Иисус сказал им:
 — Цари у язычников господствуют над своими подданными
   и правители их называют себя "Благодетелями".
   У вас же пусть будет не так!
   Пусть старший среди вас ведет себя как младший,
   а главный – как слуга.
   Ведь кто больше?
   Тот, кто сидит за столом,
   или тот, кто ему прислуживает?
   Не тот ли, кто за столом?!
   Но вот Я среди вас как слуга!

  Вы прошли вместе со Мной через все испытания.
  И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец.
  Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве
  и будете восседать на тронах,
  правя двенадцатью племенами Израиля.* (Лк.22:24-30/***/)

* * *

*В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня.
 А в три часа Иисус вскрикнул громким голосом:
 "Элахи́, Элахи́, льма швакта́ни?"
 В переводе это значит:
 "Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?" ...
 Иисус, вскрикнув громким голосом, испустил дух.
 Завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу.*
                                     (Мк.15:33-34,37-38/*/)

********************************************* 

/&/ включает часть апостольского чтения четверга.
/*/ из еванг. чтения пятницы.

/**/ евангельское чтение субботы.
/***/ из евангельского чтения понедельника.
/+/ из апостольского чтения "воскресенья о Страшном суде".
/#/ субботнее апостольское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3910.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное