Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
02-Feb-2020 11:46
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 20 января 2019
г. ст.ст., воскресенье 33-е
по Пятидесятнице. литургические чтения (32-го вс): 1Тим.4:9-15;
Лк.19:1-10.
>
Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, > моления, благодарения
за всех человеков, > за царей и за всех начальствующих,
дабы проводить нам жизнь > тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте, > ибо это хорошо и угодно Спасителю
нашему Богу, > Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины. > Ибо един Бог, един и посредник между Богом
и человеками, > человек Христос Иисус, > предавший Себя для искупления
всех. (1Тим 2,1-5)
>
Вот уже несколько лет, как христианство находится на новом этапе
своей истории; это произошло вследствие его глубокой встречи с другими
религиями, каждая из которых содержит в себе некую весть. Отныне речь
идет не только о совместной молитве, труде на общем поприще, обсуждении
относительной ценности богословских утверждений или же о той или иной
оценки действенности методов молитвы. Отныне мы должны дать сравнительную оценку
высшей вести каждой религии, вести, которая касается каждой человеческой судьбы
и которая имеет название – спасение.
>
Когда затрагиваются иные религии, укорененные на другом конце мира, относительно
легко подумать или же сказать: «Вне Церкви нет спасения». Но среди
всех людей, непосредственно общавшихся с верующими других Церквей или других
религий, найдется ли хотя бы один человек, дерзнувший защищать подобное утверждение?
Ради сохранения формулы св. Киприана Карфагенского*
крупные богословы, вслед за Карлом Ранером, включили таких верующих в категорию
анонимных христиан. Однако эти верующие вправе отказаться от подобной
формулировки, ибо для них это означает присоединение, против их воли,
к христианской Церкви и Христу истории. Такая реакция побудила христианских
богословов пойти на поиски иной интерпретации роли Христа и христианской
Церкви. В связи с этим возникли проблемы: о какой Церкви идет речь?
Верующие других религий и те, кто, по их словам, вообще не исповедуют
никакой веры, каким образом они спасены во Христе и Христом, единственным
посредником между Богом и людьми?
> Межрелигиозный
диалог выявил еще одну проблему: если мы участвуем в диалоге, говорят
некоторые богословы, мы тем самым прекращаем евангелизацию, но разве не Сам
Христос просит нас возвещать «Благую Весть»? Эту миссию Христос возложил
на Свою Церковь. Именно для разъяснения этого Католическая Церковь за последние
годы обнародовала многочисленные документы, в которых выражена мысль общего
церковного учения.
> В этом плане основным документом
является энциклика <папы> Иоанна Павла II «Redemptoris missio», датированная
7 декабря 1990 года и опубликованная 22 января 1991 года{}.
В этой энциклике рассматривается неизменность миссионерских полномочий Церкви.
От этих полномочий Церковь не может отказаться. Однако именно здесь
мы оказываемся в самом центре проблемы: какую весть должна возглашать
Церковь? Какова та Благая Весть, которую нам принес Христос?
>
Провозглашаемая Церковью Весть не может отличаться от Ве́сти Христовой.
Поэтому-то нам хотелось бы, чтобы энциклика начиналась не рассуждениями о миссионерском
призвании Церкви, но прежде всего раскрытием существа той миссии, какую Отец
поручил Своему Сыну. Отец сказал Ему: «Сын Мой, иди и вернись с несколькими
избранными»? Или же Он сказал Ему: «Иди и вернись со всем человечеством,
ибо все люди, мужчины и женщины, суть мои чада»?
>
Это вопрос первостепенной важности, так как Христос нам постоянно напоминает
о том, что Отец послал Его для осуществления Своего домостроительства
спасения. Христос пришел для осуществления замыслов Отца. Мы не вправе
оставлять расплывчатыми контуры этой миссии, настаивая исключительно на миссии
Церкви, ибо миссия Церкви определяется лишь по отношению к той миссии,
какую Отец возложил на Своего Сына.
> Данная энциклика
преследует двойную цель. Ватикан имеет дело с совершенно новым отношением
к другим религиям и диалогом с ними. И он, Ватикан, боится,
что участие в таком диалоге отодвинет на задний план необходимость провозглашения
Ве́сти. Кроме того, в энциклике ощущается страх перед религиозным плюрализмом,
который, возможно, Ватикану будет трудно согласовать со вселенским посредничеством
Христа. Если признать, что все религии являются путями ко спасению,
то какова в этом случае роль Католической Церкви? Поэтому утром 6 мая
1991 года святой отец
дал аудиенцию членам и советникам Конгрегации <вероучения>. В своем
выступлении он сделал следующее заявление относительно межрелигиозного диалога:
«Диалог должен проводиться и осуществляться с верой в то, что Церковь
есть естественное орудие спасения и что она обладает всей полнотой
средств для спасения»{}.
> 5 апреля
кардинал Томко во время кардинальской ассамблеи произнес речь на тему:
«Провозглашать Христа – единого спасителя мира». В этой речи кардинал
затронул главнейшие стороны проблемы диалога, евангелизации и роли Христа
в спасении мира. К этим документам необходимо прибавить документы, касающиеся
новой евангелизации: эта новая евангелизация подразумевает лишь некое новое усилие
в деле провозглашения Евангелия Христа? Или же ее суть заключается
в настойчивом раскрытии тех аспектов Вести, которые ныне явились в новом
освещении? Именно таким образом то, что мы называем Откровением, раскрывается
в истории, когда перед Церковью встают новые проблемы. Когда неевреи
попросили в Антиохии крещения, апостолы оказались в трудном положении.
Ведь Христос не дал «инструкций» относительно того, как следует поступать
в подобного рода обстоятельствах. Апостолы, еще находящиеся в Иерусалиме,
посоветовались друг с другом, вынесли решение и закончили рассмотрение
словами: «...угодно Святому Духу и нам...» (Деян 15,28).
>
Речь идет не о возвещении нового Евангелия для Азии или других
регионов мира{}, но о возвращении к Евангелиям,
вниканию в Весть Христа и выявлению, среди прочих евангельских вестей,
той, что касается всего человечества и его окончательной судьбы. Постоянно,
изо дня в день, мы открываем некий новый аспект Ве́сти Христа.
В настоящее время эта Весть раскрывается как призыв к справедливости
и миру, обращенный ко всем людям призыв
стать братьями, призыв к любви. Однако Христос есть Спаситель мира. Когда
в книге «Alpha Omega» я писал, что Христос нас спас от смерти
и ада, меня, после появления книги, поразили колебания и трудности,
связанные с признанием той истины, что Христос способен всех нас
спасти от вечного проклятия{}. Когда в последних
главах книги я упомянул о спасении демонов и всего творения, мне
не преминули заметить, что Ориген был осужден за подобную же
теорию. Я не хочу сравнивать себя с Оригеном, однако современная
ситуация как бы подталкивает нас вернуться к Евангелиям и вопросить
Христа: Его Благая Весть, единственная достойная внимания, не заключается ли
она именно в том, что Он – Иисус, то есть Спаситель,
и что Он не может носить это Имя если Он не является спасителем
всех людей?
[ Ив Рагэн. Из эссе "Весть
о всеобщем спасении" (оп.: ж-л "Символ",
выпуск 45 (2003 г.), стр.7-97), предисловие ]
*
ему принадлежит приведеная выше фраза "Вне Церкви нет спасения" –
прим. ред. рассылки.
* * *
?> Ваше отношение к проблеме апокатастасиса,
если можно подробнее?
> Отрицающие полную победу над злом ссылаются
на слова Христа о муке «вечной». На этом основании Данте начертал
на вратах ада слова: «И с вечностью пребуду наравне». Но мне кажется,
что слово «вечность» не должно пониматься как бесконечность во времени.
Ведь сказано, что времени уже не будет. И сказано, что «Бог
будет всем во всех». Разумеется, теоретически свобода абсолютного богопротивления
сохраняется, но она уводит такие души к «смерти второй», к небытию.
Слова Христовы о «вечных» муках следует скорее понимать как слова́
о муках «потусторонних». Ибо "вечное"
в данном случае синоним неземного, так же как и «жизнь вечная»
есть не просто существование без конца (такое ведь может быть и в аду),
а с истинной Жизнью в ином бытии. Средневековое же понятие о бесконечных
муках ада было, вероятно, скорее педагогическим приемом. Что смущает меня в теории
апокатастасиса в его обычной форме – это вера в «прощение
дьявола». Это слишком материалистично, чувственно, конкретно. Получается, что сатана
был виноват, а потом прощен. Дело здесь глубже. Он – тварное
начало Небытия и Отрицания. Поэтому это начало просто должно исчезнуть
в новом бытии. Впрочем, это тайны, о которых у нас нет права
судить слишком смело.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
—--------------------------------------------------------------
*Сторонись
безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном
богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно
же полезно всегда, потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.
Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы
трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы
надеемся на Живого Бога, а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.*
(1Тим.4:7-10/*/)