>
Но Христос открыл и то, чего не предвидел ни один из <пророков>.
Богоявление совершилось в Нём Самом, в обетованном Мессии. Безмерное
и Всеобъемлющее обрело человеческий лик и голос в Плотнике из Назарета,
“Сыне Бога Живого”.
>
Сын Божий
> В Библии мы нередко встречаемся с такими выражениями, как “сын благословения”,
“сын гнева”, “сын пророческий”. Они обозначают свойства, характер и призвание
человека. Под “сынами Божиими” израильтяне обычно подразумевали духовные
существа, ангелов, иногда же праведников народа Господня или монархов,
помазанных на престол. Поэтому наименование “Сын Божий” прилагалось
естественно и к Мессии. {Втор 32,8; Ис 28,1; Иов 1,6;
2Цар 7,14; Ис 2,7.}
> Христос постоянно называл Себя Сыном небесного
Отца. Но из Его слов явствовало, что Его отношение к Богу
непохоже на отношение других. “Никто не знает Сына, кроме Отца,
и Отца не знает никто, кроме Сына”. Когда Он говорил: “Мой Отец”,
то касался неповторимой тайны Своей внутренней жизни: “Во Мне Отец,
и Я в Отце”. {Ин 10,38;
14,11. Значительная часть подобных изречений Христа содержится в Ин. Это
объясняется тем, что: а) эти слова обращены к духовным вождям Израиля,
в то время как синоптики приводят слова, обращенные к народу;
б) богословские интересы Ин сосредоточены на тайне Воплощения; в) само
IV Евангелие адресовано к аудитории более подготовленной, чем адресат
синоптиков. Тем не менее и в первых трех Евангелиях есть достаточно
свидетельств Христа о Себе, близких по форме и по духу к Ин
(напр., Мф 10,32,37; 11,27-30; 24,35; 28,18). Мнение, согласно которому автор
IV Евангелия был оторвавшийся от палестинской традиции греческий теолог,
теперь можно считать опровергнутым. Были вскрыты арамейские корни текста, связь
Ин с Ветхим Заветом и раввинистической традицией, а также с Кумраном.
Всё это доказывает, что автор вышел из иудейской среды первой половины
I в. (см.: RFIB, II, p. 658-661; Dodd Ch. The Interpretation
of the Fourth Gospel. Cambridge. 1972, p. 74ff; Brown R.
The Gospel According to John. New York, 1966, p. LXII-LXIV).
О раскопках, подтвердивших достоверность рассказов Ин, см.
в приложении “Миф или действительность?”.}
Однако это не исступленное слияние мистика с божественной
Глубиной, а нечто совсем иное.
> Богосыновство становится во Христе
Богочеловечеством...
> Книга Царств повествует, как пророк Илия
ожидал на Синае явления Славы Господней. Пылал огонь, ревел ураган,
колебания почвы сотрясали всё вокруг, но в этом не было Бога. И лишь
когда в раскаленной пустыне внезапно повеял тихий прохладный ветер
пророк ощутил наконец присутствие Сущего. Нечто подобное произошло и в священной
истории. Ждали катастроф и падающих звезд, а вместо этого на земле
родилось Дитя, слабое, как любое из детей мира. Ждали небесного витязя, сокрушающего
врагов, а пришел назаретский Плотник, Который призвал к Себе “всех труждающихся
и обремененных”. Ждали могущественного Мессию и грозного Богоявления,
а земля увидела Богочеловека, умаленного, принявшего земную “плоть и кровь”...
> Весть о Христе приводила в смятение и иудеев, и эллинов.
Желая заключить Его в привычные для них мерки, одни утверждали,
что Иисус был лишь обычным смертным, на которого сошел Дух Божий,
а другие что Он имел призрачное тело, оставаясь в действительности
только божественным Существом. {См.: св. Ириней Лионский.
Против ересей, I,7,25,26; Климент Александрийский. Строматы, VII,17.}
Между тем Евангелие говорит о Человеке, Который ел и пил, радовался
и страдал, познал искушения и смерть, и в то же время
Он, сам не ведая греха, прощал грешников, как прощает Бог, и не отделял
Себя от Отца. Поэтому Церковь исповедует во Иисусе Сына Божия,
Слово Сущего, Бога в действии, Который как бы проникает в самые
недра творения.
> В начале было
Слово, > и Слово было с Богом, > и Слово было Бог.
> Оно было в начале с Богом. > Всё через Него возникло,
> что возникло. > В Нём была жизнь, > и жизнь
была свет людям. > И свет во тьме светит, > и тьма
его не объяла...
> И Слово стало плотью, > и обитало
среди нас, > и мы увидели Славу Его, > Славу как Единородного
от Отца, > полного благодати и истины... > Ибо Закон
был дан через Моисея, > благодать же и истина через Иисуса Христа.
> Бога никто не видел никогда: > Единородный Сын, сущий в лоне
Отца, > Он открыл. {Ин 1,1
сл. В последней фразе отголосок арамейской аллитерации: “убба”
(лоно) и “Абба” (отец).}
>
Богочеловечество Христа есть откровение и о Боге, и о человеке.
> Уже пророки знали, что Первопричина всего не безликая
Мощь или космический Порядок, равнодушный, как любая из сил мироздания,
но Бог Живой, говорящий с людьми, даровавший им Свой
образ и подобие. Он ищет согласия с человеком, призывает его к высшей
жизни. Но если в Ветхом Завете замысел Божий и лик Божий оставались
прикровенными, то явление Иисуса приближает Творца к людям. Через Мессию
мир должен познать, что Сущий “есть любовь”, что Он может стать для каждого
Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести
потерянное сыновство.
> Ради этого в мир рождается Сын Человеческий
и Сын Божий, Который в Самом Себе примиряет небо и землю.
В Новом Завете стало реальностью то, что было лишь неясной надеждой Ветхого.
Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом.
>
“Бог стал человеком, чтобы мы стали богами” эти слова св. Афанасия
передают самую суть таинства Воплощения.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
—--------------------------------------------------------------
*Но
когда увидите "кощунственную мерзость" там, где ей быть не
до́лжно (пусть
тот, кто читает, поймет!), – тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; кто
на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; кто будет в поле, пусть
домой не идет за плащом. Го́ре беременным и кормящим грудью в те
дни! Моли́тесь,
чтобы не случилось это зимой. Будут те дни полны такой скорби, какой
не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, доныне не было и не будет! И
если бы Господь не сократил тех дней, ничто живое не спаслось бы. Но
ради избранных, ради тех, кого Он избрал, Он сократил те дни. Если
вам скажут тогда: "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он
там!" – не верьте! Потому что появятся лжепомазанники
и лжепророки, знаки явят и чудеса, чтобы, если удастся, ввести
в обман даже избранных. Но вы будьте бдительны – Я всё вам
сказал заранее.* (Мк.12:18-34/*/)