Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
07-Feb-2020 13:11
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
/продолжение
текста из предыдущего выпуска/
> Таковы суждения историка, философа,
политика, поэта, мудреца, размышлявших о личности Христа. Но если Он
не миф и не только реформатор, то кто же Он? Не следует ли
в поисках ответа прислушаться к тем, кто ходил с Ним по городам
и весям Галилеи, кто был всего ближе к Нему, с кем Он делился
самым сокровенным? А они на вопрос: “<Кем вы считаете> Меня?”
отвечают <устами> Симона-Петра: “Ты Христос, Сын Бога Живого”...
> Чтобы лучше понять самую суть этого исповедания, мы должны еще раз
вернуться к далекому прошлому.
>
Мессия: Царь и Спаситель
> Моисеева религия зародилась вместе
с идеей спасения. Первая заповедь Декалога напоминает, что Ягве́
освободил Свой народ, томившийся в неволе. Широкие массы чаще всего
понимали спасение вполне конкретно, как избавление от врагов и стихийных
бедствий. Пророки же одухотворили эту надежду, вложив в нее эсхатологическое
содержание.
> Согласно Библии, мир уже давно пребывает в состоянии
упадка и нуждается в исцелении. Жизнь человеческая коротка, как сон,
она проходит в бесплодной борьбе. Люди погружены в суету. “Рождаясь
в грехе”, они неизбежно влекутся к гибели/8/.
Как мало похоже это царство мрака и страданий на осуществление
воли Божией!..
> К подобным же выводам пришли и многие
философы Запада и Востока. По их мнению, смертный –
игрушка слепых страстей и обстоятельств; неумолимый рок господствует
над всем, обрекая Вселенную биться в замкнутом круге.
> Осознание
несовершенства мира привело к развитию “учений о спасении”.
>
Их можно свести к трем типам.
> Для одних (Платон) выход заключался
в лучшей организации общества, для других (Будда) – в мистическом
созерцании и бегстве от жизни. Оба решения объединяла, однако,
общая предпосылка: ни человек, ни Божество не в силах внести
радикальных изменений в устройство мира. Можно лишь достигнуть частичного
облегчения страданий или надеяться на упразднение самого бытия.
{См.: “У врат Молчания” и “Дионис, Логос, Судьба”.} Третий тип
сотериологии возник в Израиле и в Иране. Только там существовала
уверенность, что зло одолимо, что в грядущем наступит преображение,
которое есть высшая цель жизни человека. При этом персы считали, что Добро
и Зло суть два равных полюса бытия, как бы два Бога-соперника,
библейские же пророки отказались принять эту заманчивую теорию. Ягве явил
им Себя как единый и единственный. Он “не сотворил смерти”,
Его воля – привести всё мироздание к гармонической полноте.
>
Но откуда тогда несовершенство, идущее вразрез с божественным замыслом? Оно,
по учению Ветхого Завета, – результат отпадения. Власть Божия
непохожа на власть диктатора. Бог оставляет за тварью свободу
в избрании пути. Мир призван сам в своем опыте познать, что подлинная
жизнь лишь с Тем, Кто дарует ее; отход от Него влечет к провалу
в бездну небытия. Только добровольно следуя призыву Творца, создание будет
достойно Создателя.
> Авторы Библии, пользуясь языком священной поэзии Востока,
изображали дух разрушения, противящийся Божией Премудрости, в виде Змея,
или Дракона, неукротимого и мятежного, как морские волны. А впоследствии
Писание дало этому черному демоническому потоку, возникшему в творении, имя Сатаны,
то есть Противника. Через него “вошла в мир смерть”.
{См.: Прем 2,24. Образ чудовища Хаоса (Левиафан, Раав, Дракон) появляется
в библейской письменности раньше образа Сатаны. См.: Ис 51,9-10; Пс 73,13-14;
88,11; Иов 9,13 (в этом стихе имя дракона “Раав” синодальный перевод
заменяет словом “гордыня”) (ср.: Откр 12,9; 20,2; Ин 8,44; 1Ин 3,8);
см. "Магизм и Единобожие",
приложение 8.}
> Природа, какой ее мы видим сейчас, не является
всецело соответствующей высшему предначертанию. Поэтому в ней буйствуют пожирание,
борьба, смерть и распад. Именно среди такого двуликого, искаженного мира
и оказался первозданный человек, которого Библия олицетворяет в образе
Адама. {См.: “Истоки религии”, “Магизм и Единобожие”.}
>
Он стал отображением Бога в природе, “подобием” Самого Сущего.
> Древний
псалмопевец, потрясенный величием ночного неба, не мог скрыть своего изумления:
что́ есть человек, что Ты помнишь его? Почему поставлен он столь высоко? {Пс 8.}
В Книге Бытия говорится о царственной роли Адама, о его “владычестве”
над тварями. По словам Библии, он пребывал в “саду Эдема”,
то есть был огражден близостью Божией от природного зла. Однако,
наделенный свободой и могуществом, Адам поддался искушению поставить
свою волю выше воли Творца.
> Писание изображает эту духовную катастрофу
в рассказе о Грехопадении людей, которые вняли голосу Змея и пожелали
властвовать над миром независимо от Создавшего их, иными словами,
“быть как боги”. {Быт 3.}
> Тем самым
разрушился первоначальный Завет между ними и Сущим.
> Грех уничтожил
или ослабил многие дарования человека, он распространялся как эпидемия,
он пускал всюду свои ядовитые корни. “Возделыватель и хранитель” природы,
Адам стал ее врагом и насильником. Над самим же человеческим родом
приобрели власть темные стихии, подчиняя его себе и превращая землю
в ад...
> И всё же – как Сатана не смог
полностью извратить облик мира, так и семя греха не уничтожило порывов
человека к высшему и тоски об утраченном.
> Центральное благовестие
Библии заключено в том, что Бог не покинул падшего мира. Он призывал
праведников, которые среди тьмы и безумия сохраняли верность Ему, и возобновлял
через них священный Завет. Они-то и дали начало избранному народу, ставшему
орудием при достижении целей Промысла.
> Сущность этих целей лишь постепенно
прояснялась в сознании Израиля. Сначала он должен был просто довериться Господу,
отдать себя Его водительству. Из поколения в поколение вожди, пророки
и мудрецы укрепляли веру в грядущее, углубляли понимание Царства. Они знали,
что наступит день, когда чудовище Хаоса будет повержено и падет преграда,
отделившая мир от Бога. {Ис 27,1; ср. Ин 12,31.}
Предварит же вселенский переворот явление Мессии-Христа. Он будет потомком
Давида, сына Иессеева, но родится тогда, когда царский дом лишится земной
славы.
> И вырастет Ветвь из срубленного
древа Иессеева, > и Побег – из корня
его. > И дух Господень почиет на Нём, >
дух Премудрости и дух Разума. {Ис 11,1 сл.}
>
В сердце Божием Мессия пребывал “от века”, а в грядущем Царству
Его не будет конца. {Об этом говорится в Книге
Еноха (48,3,6,7; 70,1,4).} Явление Его восстановит согласие между людьми
и природой, между миром и Творцом.
> Однако эсхатология
пророков не исчерпывалась ожиданием Христа. “День Господень”, говорили они,
будет днем величайшего Богоявления. {См., напр., Аввакум 3.}
Сам Запредельный войдет в мир, Сам Сокровенный станет явным и близким
для сынов человеческих.
> Но не дерзость ли, не безумие
надеяться на это? Ведь Бог бесконечно выше всего созданного! “Видевший
Его не может остаться жив”. Мудрецы ветхозаветной Церкви отвечали и на этот
вопрос. По их учению, есть лики Неисповедимого, которые как бы
обращены к природе и человеку. Употребляя земные понятия-символы, их можно
называть Духом, Премудростью и Словом Господним. {В русской
литературе этот аспект библейского богословия наиболее обстоятельно рассмотрен
С.Трубецким в его книге “Учение о Логосе”.} В них
заключена та мера божественности, которая соотносима с тварью. Ими даруется
существование Вселенной, и через них Сущий открывает Себя человеку.
>
Но когда пророки пытались описать явление Слова или Духа, они представляли
его в виде мирового катаклизма, потрясающего небо и землю. Точно так же
и Мессия рисовался большинству из них в облике могучего триумфатора,
окруженного силами небесными. Лишь немногие пророки, например, Исайя Второй, изображали
Его без ореола внешнего блеска.
> Вот Служитель
Мой, Которого воздвиг Я, > Избранник Мой, желанный души
Моей! > Даровал Я Ему Дух Мой, > Он
принесет справедливость народам. > Не станет кричать и не возвысит
голоса, > не даст его услышать на улицах;
> Надломленный тростинки не сломит, > теплящегося
огонька не потушит. {Ис 42,1-3.}
>
Вплоть до евангельских времен вера в Мессию-воина говорила народу куда
больше, чем идеи мистического мессианизма. В римскую эпоху боевой революционный
дух получил явное преобладание. Мечта о Спасителе стала земной утопией, вдохновлявшей
партизан Гавлонита.
> Почему Иисус прямо не осудил это направление?
> Скорее
всего, причина здесь крылась в том, что оно черпало свои идеи из пророческих
книг. Отделить же в них подлинное прозрение от традиционных метафор,
в которые оно облекалось, люди были еще не готовы. Поэтому Христос,
не затрагивая формы пророчеств, лишь стремился оттенить их духовный
смысл, указать на то основное, что содержалось в библейской эсхатологии.
Когда Он называл Себя Сыном Человеческим, когда говорил о Себе, как
о благовестнике свободы и исцеления, когда давал понять, что пребывал
в ином мире “прежде Авраама”, – всё это означало, что именно
Он и есть Грядущий, Чей приход предрекали пророки.
> Но Христос
открыл и то, чего не предвидел ни один из них. Богоявление
совершилось в Нём Самом, в обетованном Мессии. Безмерное и Всеобъемлющее
обрело человеческий лик и голос в Плотнике из Назарета, “Сыне Бога Живого”.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку
проекта. | |
Как это можно сделать, описано на странице
| | www.messia.ru/pomoch.htm.
|
—--------------------------------------------------------------
*Милость
и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа
нашего! Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
для жизни и подлинного богопочитания — через познание Того, кто призвал
нас Своей собственной славой и добродетелью, благодаря которым
дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для
того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав
гибели, связанной с желаниями этого мира. И по этой причине приложите
все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель
— знанием, знание — выдержкой, выдержку — стойкостью, стойкость — благочестием,
благочестие — братской дружбой, дружбу — любовью. Ведь если
вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему
знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным
и бесплодным. Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он
предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. Вот почему вы, братья,
с еще большим усердием старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете
так поступать — никогда не споткнетесь! Ведь тогда вам будет щедро даровано
право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.*
(2Пе.1:2-11/*/)
*
* *
*Когда Он выходил из Храма, один из
учеников сказал Ему: – Учитель, взгляни, какие камни, какие здания! –
Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. – Так вот, здесь
не останется камня на камне. Всё будет разрушено! Когда Он
сидел на Масличной горе, напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей,
оставшись с Ним наедине, спросили: – Скажи нам, когда это будет?
И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак? Иисус
сказал: – Смотри́те,
чтобы вас не ввели в обман! Многие придут под Моим именем
и будут говорить: "Это Я!" – и
многих введут в обман. Когда услышите о ближних и дальних
войнах, не пугайтесь: так и должно
быть. Но это еще не конец. Восстанет
народ на народ и царство на царство, землетрясения
будут во многих местах, будет голод. Это
только родовые схватки.* (Мк.13:1-8/@/)
*********************************************
/*/ включает
часть апост. чтения пт. /@/ еванг.
чтение пт.