>
Воскресение у Иоанна остается и настоящим, и будущим, и нам
нужно сопротивляться попыткам упростить это, перемещая акценты на «будущее»
или подчеркивая «осуществленную эсхатологию». Конечно, для Иоанна, так же
как и для Павла, «вечная жизнь» – это не просто будущее,
но то, чему можно радоваться уже в настоящем. {Ин 3:15 сл.,
36; 4:14,26; 5:39; 6:27,40,47,54,68; 10:28; 12:25,50; 17:2 сл.} Одни
из самых поразительных утверждений этого во всём раннем христианстве
мы находим в разговоре о хлебе жизни, но они здесь перемешаны с обетованием
предельного будущего, и одно невозможно отделить от другого:
>
[Ин 6]
39 А воля Пославшего Меня – в том, чтобы
из всего, что Он дал Мне, Я не погубил ничего, но воскресил бы
то в последний день. 40 Ибо воля Отца Моего –
в том, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, <обрел
вечную жизнь, – и воскрешу его Я> в последний День.… >
44 Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший
Меня, не привлечет его, и Я воскрешу его в последний День… > 50 Этот
хлеб с неба сходит, чтобы человек от него вкусил и не умер.
51 Я – хлеб живой, с неба
сошедший: если кто вкусит от этого хлеба, жив будет вовек
(eis ton aiona, т. е. в веке грядущем).
<.> Хлеб, который Я дам, –
<это> плоть Моя, <Я отдаю ее ради жизни мира>… > 54 <Тот,
кто ест> Мою плоть и <пьет> Мою кровь, <обрел>
жизнь вечную, – и Я воскрешу его в последний
День…
>
Тут легко и целостно сочетается то, что иные ученые пытались разделить на части,
а именно – будущее и настоящее значение «воскресения». И поэтому
неверно было бы увидеть в известном отрывке из 5‐й главы вторжение
иного рода «воскресения» в то, что мы находим у Иоанна в других
местах:
>
[Ин 5]
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий
в Пославшего Меня <обрел> жизнь вечную, и на суд не приходит, –
<он уже перешел от смерти к жизни>. 25 Истинно,
истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат
глас Сына Божья и, услышав, оживут. 26 Ибо, как Отец имеет
жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе*.
27 И <Он дал Ему власть судить>, потому что Он –
<.> Сын Человеческий. 28 <Не удивляйтесь
тому. Ведь> наступает время, в которое все, <кто в могилах>,
услышат глас Сына Божия; 29 и <выйдут>: творившие
добро – в воскресение жизни, а делавшие
зло – в воскресение осуждения.
>
Если бы мы встретили этот отрывок в одном из псевдоэпиграфов, нам
ничего бы не стоило поставить его более или менее в один ряд
со множеством других отрывков, предсказывающих окончательное воскресение,
при этом мы бы заметили, что он относится к тем текстам, которые
предполагают воскресение нечестивцев наряду с праведниками, дабы первые
предстали перед судом в полноте своего человеческого состояния, а не просто
исчезли без неизбежной встречи лицом к лицу с собственным нечестием.
{О воскресении праведных и нечестивых см. Дан 12:2,
2Вар 50:2–4,
4Езд 7:32,
1Ен 51:1 сл., М. Авот 4:22; в Новом Завете, кроме данного
отрывка, Деян 24:15,
Откр 20:12 сл.
Некоторые относят сюда же и 2Кор 5:10,
но, на мой взгляд, этот текст скорее относится (как и Рим 2:1–16)
к последнему суду, в результате которого праведники обретут жизнь воскресения.
О воскресении только праведников (по‐видимому, таково мнение Павла
в классических отрывках из Рим, 1 и 2 Кор, Флп и 1Фес)
ср. 2Макк 7:9, ПсСол 3:12, Лк 14:14,
Дидахе 16:7; Игнатий Антиохийский,
Послание к Траллийцам 9:2; Поликарп, Послание к Филиппийцам
2:2.} Здесь, однако, также слышна тема теперешнего состояния, хотя и неполно:
в стихе 24 тот, кто верует, уже перешел от смерти в жизнь,
а в стихе 25 «наступает время, и настало уже». {Эта фраза
отсутствует в Синайском кодексе и в паре ранних латинских манускриптов.}
Но это не позволяет нам свести обетование будущего воскресения, которое
наступит внезапно, к метафорическому значению событий во время служения
Иисуса. Скорее это показывает, что относящиеся к будущему события отбрасывают
свет назад по времени, до того, как они свершились, и реакция
людей на Иисуса, вера или неверие, – это сегодняшний знак,
говорящий об их будущей участи. В этом моменте Иоанн очень близок
к Павлу. Действительно, приговор до конечного суда, отражающий инаугурационную
эсхатологию Иоанна, стои́т очень близко к Павловой доктрине оправдания
верой.
[Николас Томас Райт. Перевод: М.Завалов. Из
книги "Воскресение Сына Божьего", из главки
3.6. /PDF/
]
*
Этот стих в переводе "Радостная Весть": "Как Отец есть источник
жизни, так и Сына Он сделал источником жизни".
(Прим. ред. рассылки.)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Петр
спустился вниз. – Я тот, кого вы ищете, – обратился он к людям. –
Какая причина вас привела? – Центурион Корнелий – человек праведный и
почитающий единого Бога, и его очень уважает весь еврейский народ,
– ответили они. – Святой ангел повелел ему послать за тобой и привести
в свой дом, чтобы услышать то, что ты ему скажешь. Петр пригласил
их в дом и радушно принял. На следующий день он собрался в дорогу и пошел
с ними. Вместе с Петром пошли и несколько братьев из Яффы. На
другой день он уже был в Кесарии. Корнелий ждал их, созвав всю родню
и близких друзей. Когда Петр вошел, Корнелий, встретив его,
упал к его ногам и простерся ниц. – Встань! – сказал Петр, поднимая его.
– Я всего лишь человек! Петр, беседуя с Корнелием, вошел в дом и увидел, что
там собралось много народу. – Вам известно, что наш закон
запрещает еврею общаться с иноплеменниками и входить к ним в дом, –
обратился к ним Петр. – Но Бог повелел мне никого из людей не
называть нечистым или поганым. Вот почему, когда за мной
послали, я пошел без возражений.* (Деян.10:21-29а/*/)
*
* *
*Приближался
еврейский праздник Шалашей, и Его братья сказали Ему: — Покинь
это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела, которые
Ты делаешь. Ведь никто не скрывает своих дел, каждый хочет стать
известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань перед миром! Даже
Его братья не верили в Него. — Время Мое еще не пришло, — ответил им
Иисус, — вам же любое время подходит. Вас мир не может
ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетель того, что дела
его злы. Вы ступайте на праздник, а Я на этот праздник не пойду,
потому что время Мое еще не настало. И, сказав это, Иисус остался в Галилее. Но
после того, как Его братья ушли на праздник, Иисус тоже пошел туда, только
не открыто, а тайно.*
(Ин.7:2-10/*/)