>
Четвертый раз Иисус является ученикам на море Тивериадском, и они снова
не сразу узнаю́т Его. Но когда узнаю́т, хотя и не смеют
в это поверить, Иисус берёт хлеб (в греческом тексте употреблен
тот же глагол λαμβάνω —
«беру», что и в рассказе о Тайной Вечере и в рассказе
об умножении хлебов) и говорит им: «Приидите и ядите», то есть
совершает таинство Евхаристии (Ин 21:12-13). В описании этого,
четвертого явления о Евхаристии говорится как о центре духовной жизни
христиан.
> Явившись ученикам в последний, пятый раз, Иисус спрашивает
Петра: «Любишь ли ты Меня?» — причем трижды задаёт, казалось бы,
один и тот же вопрос. Но из греческого текста становится ясно,
что сначала Иисус спрашивает, употребив глагол ἀγαπάω, —
любишь ли ты Меня той возвышенной любовью, которой можно любить только
Бога? Затем Он употребляет глагол φιλέω —
любишь ли ты Меня как Друга? Значит, читая по-гречески, можно понять,
что Иисус ждет от Своих учеников не поклонения, а любви к Нему
как к Другу, любви деятельной, воплощённой в реальных делах.**
Услышав ответ, которого ждал: «Ты знаешь, что я люблю Тебя», —
Он говорит: «Иди за Мною». Итак, оказывается: чтобы быть христианином,
нужно следовать за Христом по той дороге, по которой Он уже прошёл.
>
Взглянув на другого ученика, «которого любил Иисус», Петр спрашивает: «Господи!
А он что?» — и на это
Иисус отвечает: «Что тебе до того? Ты иди
за Мною» (Ин 21:21-22). Из этого текста также можно извлечь
очень важный урок: задача христианина заключается не в том, чтобы задумываться
о пути другого, а в том, чтобы быть честным на собственном
пути за Христом. Путь другого — это результат его личных
отношений с Христом, его личной веры в Бога. Задача же христианина —
изжить в себе ненависть, зависть и всякие дурные чувства по отношению
к другому человеку и стараться помочь, если тому плохо, но не пытаться
переделать тот путь, по которому он идёт. И в этом отношении
мы постоянно оказываемся в ситуации людей, не услышавших ответ Иисуса
Петру.
> Итак, во время пяти явлений Иисуса, о которых рассказывают
нам 20-я и 21-я главы Евангелия от Иоанна, Иисус касается самых важных
тем, связанных с жизнью христиан, — тех, кто поверил в Него.
Он говорит о погружении в уникальные отношения между человеком
и Богом как Отцом; о том, что Его отношения с Богом становятся,
не теряя своей уникальности, характерными и необходимыми также и для Его учеников;
Он говорит о мире, вне которого нет христианства, о полноте
открытости друг другу; показывая Свои раны, Он возвращает нас к Кресту,
к той человеческой боли, которой куплена наша свобода и жизнь во Христе, —
это дается непросто, через Его язвы; Он говорит о любви, которая
должна царить в мире, центром которого оказывается Он; Иисус говорит о следовании
за Ним, без чего нет христианства; о прощении грехов и даре
Святого Духа, о посланничестве христианина и его миссии в мире,
о Тайной Вечери и таким образом о таинстве Евхаристии. Таким образом,
нет ни одной темы из отраженных в Евангелии, которые так или иначе
не прозвучали бы в этих последних главах. Из этих тем складывается
всё Евангелие.
**
С таким пониманием несогласны многие современные комментаторы. "Понятие
«любить» передается здесь двумя различными греческими глаголами, которые используются
как синонимы не только у Иоанна, но и во всей литературе
того периода; дело не в различии терминов (вопреки мнению некоторых
комментаторов), а в том, что любовь к Иисусу должна выражаться
в повиновении Его призыву и в служении Его народу"
(Крэйг
Кинер.) "Попытки уловить какую–либо ощутимую разницу между двумя этими
словами не принесли убедительного результата" (Б.Милн).
Очень резка В.Кузнецова:
"В популярных толкованиях люди, не знакомые с греческим языком,
наговорили много благоглупостей, пытаясь увидеть в чередовании разных глаголов
что-то чрезвычайно важное. Но серьезные ученые провели огромную работу и, изучив
практически все существующие древние греческие тексты, пришли к выводу,
что эти глаголы представляют собой полные синонимы". Различие значений
видят авторы
"Толковой Библии" (нач. XX в.) и еп. Кассиан
(Безобразов) (сер. XX в.).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Бог
показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас,
когда мы были грешниками! Мы прощены благодаря жертвенной смерти Христа
— тем более теперь будем спасены от гнева. Ведь будучи еще
врагами, мы примирились с Богом через смерть Его Сына — тем более теперь,
уже примиренные, будем спасены через Его жизнь. Но это не всё! Мы
гордимся Богом, благодаря нашему Господу Иисусу Христу, котором мы обрели
примирение. Итак, грех вошел в мир через одного человека, а с грехом
смерть; смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили.
И до того, как был дан Закон, грех был в мире, но там, где нет
Закона, грех не ставится в вину. Но и от Адама до Моисея смерть царила
— даже над теми, кто сам не согрешил грехом Адама. Адам —
прообраз Другого, Того, кто должен был прийти. Но преступление Адама
нельзя равнять с Божьим даром. Из-за преступления одного человека погибло
множество людей. А Божий дар — Его дар многим через одного Человека,
Иисуса Христа — неизмеримо больше. Дар Бога нельзя равнять
с грехом одного человека: единственная вина — и обвинительный приговор,
множество преступлений — и благодатный дар полного оправдания.*
(Рим.5:8-16 - вкл. чтение четверга)