Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
11-Jun-2018 22:32
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
>
<....> уже первые два прошения <молитвы святого Ефрема Сирина>,
об избавлении от духа праздности и уныния, имеют дело
не с какими-то поверхностными и случайными явлениями,
и главное, не с какими-то мелкими недостатками, а с чем-то
поистине глубинным — с опустошенностью души и унынием,
которые ведут к помраченному и циничному восприятию самой
жизни.
> <...> На следующем месте в великопостной молитве
стои́т «любоначалие». Опять архаичное с виду слово, опять что-то
предельно чуждое умственным и духовным интересам «современного
человека»… Ну, а если вдуматься? Не станет ли сразу же очевидно,
что это древнее слово или, вернее, обозначаемое им явление составляет
загадочную и одновременно страшную пружину всей современности
действительности, служит ключом к нашей (как, впрочем, и ко всякой
другой) эпохе? Не к глубокой древности, а к недавним
временам относятся, на нашей памяти, всё еще запуганной
и израненной, лежат они, страшные десятилетия такого любоначалия,
какого, пожалуй, не видел мiр.
> Имя этому любоначалию — Сталин и сталинизм.
Целые века еще, наверное, будут разгадывать историки страшную тайну
этого явления, искать ему какое-то рациональное объяснение, выводимое
из всякого рода объективных и субъективных причин. А Церковь
тысячелетие назад уже объяснила его, указав самым кратким и простым
образом те духовные причины, ту последовательность внутренних
состояний, которые к нему приводят. И перечисляет их в своей
великопостной молитве как опустошенность, уныние, а затем
и неизбежное любоначалие, т.е. страсть, неудержимая страсть к власти.
> Чего, собственно говоря, хотел Сталин, чего добивался он
с безумной страстью? Абсолютной власти над всеми остальными
людьми, безраздельного признания его не просто политическим вождем,
но «корифеем и учителем» во всех мыслимых областях жизни.
К чему всё это привело? К всеобщему ужасу и кровавой
бессмыслице, до сих пор потрясающей воображение.
> Нам говорят: мания величия. Но откуда она, эта мания?
Ответ напрашивается сам собой. Тайно, но неудержимо вырастает
она из той самой пустоты, из того самого уныния, о которых
говорит первое прошение великопостной молитвы. Если нет у человека
идеала, принимаемого извне и свыше как непреложное вдохновение
и норма, как внутренний и самоочевидный закон, который
говорит: «Это — добро, это — зло», тогда рано
или поздно такой нормой, таким законом становится он сам.
И с этой точки зрения Сталин — не исключение.
В каждом из нас дремлет маленький сталин, и сталинизм
предстает как явление повседневное.
> В том состоянии духовной опустошенности, в том циническом
унынии, которым уничтожается всякое вдохновение добра, остается в душе́
лишь голое желание поставить во главу всего, сделать единственным
содержанием жизни собственное «я». Сталин — исключение
лишь в том смысле, что осуществил это в планетарном
масштабе, сделав свое «я» содержанием и нормой жизни для многих
миллионов людей. Но разница тут —
в количестве, не в качестве. Если нет в моей жизни
Господа и Владыки, то господом и владыкой делаюсь я сам.
Отсюда другая сторона любоначалия — отказ в самостоятельном
существовании всем другим.
> В любоначалии нет даже проблеска радости и счастья.
Сам факт, что есть на свете некто, живущий по-своему,
становится для одержимого любоначалием источником постоянного
страха, тревоги и темной злобы. Это состояние может выражаться
в презрении к людям, в равнодушии к их судьбе,
к исчезновению чувства простой человеческой солидарности, а проще —
к выпадению из любви. И оно же способно толкнуть
на путь активного и даже, как в случае Сталина, судорожно-патетического
уничтожения чужой личности, к стремлению растоптать ее, оставив
лишь тенью моей собственной жизни.
> И вот, говоря о любоначалии, почти автоматически приходишь
к последнему «отрицательному» прошению великопостной молитвы,
которое говорит о духе празднословия. Ибо если что можно сравнить
с кровавой жестокостью сталинской эпохи, то это столь же
планетарное ее празднословие. Все эти миллионы лживых и пустых
книг о Сталине, вся эта липкая в своей подлости и,
опять-таки, пустоте хвала — где они теперь, что от них
осталось? Ничего. Они сами —
свидетельство собственной пустоты и лживости.
> Нет, рано еще сбрасывать со счетов, убирать из современности
эту великопостную молитву, ибо в ней сказано о человеке
всё, что можно и до́лжно о нём сказать. В этой
молитве раз навсегда представлена, можно сказать, логика греховного
пути: сперва внутренняя пустота, затем уныние, затем страсть к власти,
затем пустые слова. Не страшный ли это в своем лаконизме
портрет нашей эпохи? Не здесь ли корень всего того,
что и теперь, после Сталина, по-прежнему движет жизнью множества
людей, наполняя мiр страхом и ужасом? Что на это можно ответить?
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*...мы
знаем, что Закон духовен.
А я человек из плоти, проданный в рабство греху.
Я сам понять не могу своих поступков.
Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно,
делаю.
И если я делаю то, чего не хочу, это значит,
что я признаю́ правильность Закона.
Но на самом деле это действую не я, а живущий
во мне грех.
Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе)
нет.
Желание делать добро есть, но это у меня не получается.
И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и
не хочу этого, делаю.
А если я делаю то, чего не хочу, это значит,
что действую не я, а живущий во мне грех.
* Итак, я открыл в себе закон:
каждый раз, когда я хочу сделать добро, у
меня выходит зло.
Внутренний человек во мне радуется закону Бога.
Но в своем теле я вижу иной закон,
восстающий против закона моего разума
и делающий меня пленником закона греха, который
действует во мне.
Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого
смертоносного тела!
Благодарю Бога моего —
Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего.
Итак, сам по себе я только разумом служу закону
Бога,
а своей плотской природой — закону
греха.
Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом,
теперь не грозит обвинительный приговор,
ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом
Иисусом,
освободил тебя от закона греха и смерти.* (Рим.7:14-8:2/*/)
* * *
*Когда Иисус увидел то́лпы
людей, Ему стало жалко их:
они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха.
Тогда говорит Иисус своим ученикам:
"Велика жатва, а работников мало.
Так проси́те Хозяина жатвы,
пусть пришлет еще работников на жатву".
Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников,
дал им власть над нечистыми духами,
чтобы они могли изгонять их
и исцелять всякую болезнь и всякий недуг.* (Мф.9:36-10:1/**/)
*********************************************
/*/
апост. чтение вторника.
/**/
из чтения понедельника.