> У синоптиков
призыв Иисуса к новому пониманию израильтянами своей национальной
идентичности достигает кульминации в истории о молодом богаче.
> Богач подходит с вопросом: "Что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную?". Это вопрос о Царстве: как войти
в будущий век, как быть среди тех, кого оправдает ГОСПОДЬ
при Своем воцарении? (В средневековье и в Новое
время спросили бы иначе: что мне делать, чтобы попасть на небеса
после смерти?) Ответ Иисуса поначалу обычен для еврея: нормой
для богоизбранного народа является Тора, соблюдающие ее получат
жизнь будущего века. Молодой человек неудовлетворен, и, возможно,
не просто потому, что Иисус процитировал лишь вторую половину
Декалога. Тогда Иисус резко говорит: продай всё, раздай беднякам,
а потом иди за мною. Это напоминает призыв первых учеников,
только больше подчеркивается цена ученичества.
> Что происходит? Неужели Иисус вместо Торы предлагает новую
"этику" как "образ жизни", вечный стандарт поведения?
Или, может быть, перед нами лишь "промежуточная этика",
своего рода закон военного времени, данный на краткий и нетипичный
период, пока не настал конец света? Что это?
> Ни то, ни другое. Повеление отказаться от богатства
и следовать за Иисусом, видимо, было дано <исключительно>
этому юноше. Ни из чего не видно, что Иисус говорил
такие вещи регулярно или хотя бы часто (другое дело
предупреждения против богатства и упования на него: их действительно
много2). Далее. Из десяти заповедей
Иисус процитировал семь. Логично предположить, что его вызов
юноше занял место тех двух, которые он не процитировал (за скобками
остается заповедь о субботе <...>). Молодой человек должен
продать всё свое имущество, т. е. избавиться от идолов,
привязывающих его к маммоне вместо ГОСПОДА.
Он должен затем следовать за Иисусом, т. е. полностью
взять на себя тот образ жизни, который (подобно первой заповеди!)
был неотложным призывом ГОСПОДА к Израилю{}.
Опять-таки Тора релятивируется исполнением ее подлинной интенции.
Молодого человека зовут поставить над собой уже не Тору,
а Иисуса4. Его зовут войти
в Израиль, который определяется уже не Торой (и не будет
оправдан на основе верности Торе), но верностью Иисусу
верностью, включающей отказ от всех идолов.
> Одна из важных тем Мк 10:17-22 (пар.) красной
нитью проходит через всё служение Иисуса. Вспомним: многие
евреи видели в богатстве знак Божьей милости (этому могло способствовать
поверхностное прочтение Второзакония и некоторых псалмов). Богатство,
казалось, показывало: человек получил благословения, предусмотренные
Заветом. Неудивительна реакция учеников, когда они услышали,
что богачам трудно войти в Царство: "Они чрезвычайно
изумлялись" (Мк 10:26). Ведь как они рассуждали? В Царство,
думали они, несомненно, войдут богачи; вопрос в том, кто еще
войдет? И вдруг Иисус говорит: мало того, что богач не обязательно
находится внутри Завета, он, наверняка, вне Завета!
Так рушилось целое мировоззрение. Между тем мы знаем, что
для Иисусовой проповеди такая мысль не новость:
были и другие предупреждения богачам. Когда наступит "будущий
век", имущество не будет иметь ни малейшего отношения
к богоизбранности.
> Разговор Иисуса с этим юношей содержит несколько центральных
аспектов рассказа о Царстве. Видимо, потому-то все синоптики
уделяют ему такое большое внимание. В центре его
один конкретный человек и три характерных момента:
> ∙ имплицитная эсхатология (будущий век / "жизнь вечная");
> ∙ место Торы (исполняемой парадоксальным образом
через следование за Иисусом);
> ∙ предупреждение против идолопоклонства.
> Разговор ставит перед юношей призыв, ставит
с такой остротой, какую тот вынести не смог. Между тем евангелисты
явно видят здесь квинтэссенцию удара Иисуса по стереотипам
().
> 1
Мк 10:17–22 / Мф 19:16–22 / Лк 18:18–25
/ Евангелие назореев 16. Матфей сообщает, что он был молод, Лука
что он был начальником. Все согласны, что он был богат.
> 2
Иосиф Аримафейский оставался владельцем собственности
(Мк 15:43–46 / Мф 27:57–60 / Лк 23:50–53 / Ин 19:38–42).
Закхей, подходящий, казалось бы, адресат для заповеди отдать
всё, расстался лишь с половиной имущества (Лк 19:8),
впрочем, вернув своим жертвам в четырехкратном размере. Относительно
других предупреждений см., например, Лк 6:24; 12:13–21; 14:33;
16:1–15, 19–31.
> 4
Ср. Мф 11:29, где «возьмите иго мое
на себя» имплицитно противопоставлено «игу Торы». Ср.
также контраст между «игом Закона» и «игом Царства» в одном
из высказываний рабби Нехуньи Бен–Хакана (ок. 70–130 н.
э.): М. Авот 3:5. <...>