> Прежде чем начать говорить о молитвах, оставшихся без ответа,
я хочу попросить Бога, чтобы Он просветил и меня,
и вас, потому что это трудная, и вместе
с тем такая жизненно важная тема. Это одно из больших искушений,
которое каждый может встретить на своем пути и из-за которого
начинающим и даже людям, имеющим молитвенный опыт, бывает очень
трудно молиться Богу. Так часто люди молятся и им кажется,
что они обращаются к пустому небу.
> Нередко это происходит оттого, что молитва их бессмысленное
ребячество. Я помню, как один пожилой человек рассказывал
мне, что в детстве он много месяцев просил Бога даровать ему
изумительную способность, которой обладал его дядя, вынимать
каждый вечер свои зубы изо рта и класть их в стакан
с водой, и как счастлив он был позже, что Бог не исполнил
его желание. Часто наши молитвы такие же ребяческие,
как и эта, и, конечно, они остаются неисполненными. Мы очень
часто бываем уверены, что молимся правильно, но молимся мы о чём-то,
что касается и других людей, о которых мы вовсе не думаем.
Когда мы молимся о попутном ветре себе, мы не задумываемся
о том, что это может оказаться бурей на море для других,
и Бог не исполнит прошение, которое принесет вред другим.
> Кроме этих двух очевидных моментов, есть и другая сторона
вопроса, гораздо более существенная и глубокая: бывает, что мы
молимся Богу от всего сердца о чём-то, что со всех точек
зрения как будто достойно быть услышанным, и встречаем одно
молчание, а молчание перенести гораздо труднее, чем
отказ. Если Бог скажет "нет", то со стороны Бога это
будет всё же положительной реакцией, а молчание есть как
бы отсутствие Бога, и оно ведет нас к двум искушениям: когда
наша молитва не получает ответа, мы сомневаемся или
в Боге, или в себе самих. В отношении Бога мы сомневаемся
не в Его могуществе, не в Его власти сделать то,
чего мы желаем, но в Его любви, Его участии. Мы просим
о чём-то очень важном, а Он как будто не обращает внимания;
где же Его любовь, Его сострадание? Это первое искушение.
> И есть другое искушение. Мы знаем, что, имея веру с горчичное
зерно, мы могли бы двигать горами, и когда видим, что ничего
не сдвигается с места, то думаем: "Может быть,
это значит, что вера моя в чём-то порочна, неистинна?"
Это опять-таки неверно, и на это есть другой ответ: если
вы внимательно прочитаете Евангелие, то увидите, что в нём
есть только одна молитва, не получившая ответа. Это молитва Христа
в Гефсиманском саду. Но в то же время мы знаем,
что если когда-либо в истории Бог принимал участие в ком-то,
кто молился, то, конечно, именно в Своем Сыне перед Его
смертью; и мы знаем также, что если был когда-либо пример совершенной
веры, то это было именно тогда. Но Бог нашел, что вера Божественного
Страдальца достаточно велика, чтобы вынести молчание.
> Бог не дает ответа на наши молитвы не только
тогда, когда они недостойны, но и тогда, когда Он находит
в нас такое величие, такую глубину, глубину и силу
веры, что Он может положиться на нас, на то, что мы пребудем
верными даже перед лицом Его молчания.
> Я помню одну женщину, неизлечимо больную; много лет она
жила в ощущении присутствия Божия, а затем внезапно ощутила
Его отсутствие действительно реальное отсутствие; она написала
мне тогда: "Пожалуйста, молитесь Богу, чтобы я никогда не поддалась
искушению создать себе иллюзию Его присутствия, вместо того чтобы
принять Его отсутствие". Вера ее была велика. Она была способна
выдержать это искушение, и Бог дал ей испытать Свое молчание,
Свое отсутствие.
> Запомните эти примеры, продумайте их, потому что когда-нибудь
вам, наверное, придется оказаться в таком же положении.
> Я не могу дать вам никакого упражнения; хочу только,
чтобы вы помнили, что мы всегда должны хранить неизменной свою веру
и в любовь Божию и в нашу собственную честную,
правдивую веру; и когда такое искушение придет к нам, будем
молиться молитвой, состоящей из двух фраз, произнесенных Самим
Иисусом Христом:
> "В руки
Твои предаю дух Мой; не Моя воля да будет, но Твоя".