22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих
войти в лодку и отправиться прежде Его на другую
сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору
помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка
была уже на средине моря, и ее било волнами, потому
что ветер был противный. 25 В четвертую
же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики,
увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили:
это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними
и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если
это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди.
И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти
к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался
и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит
ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились
Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть
на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит
народ.
23
Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы
помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был
там один. (24) А лодка
была уже в нескольких милях от берега, она боролась
с волнами, потому что ветер был встречный. (25) На рассвете
Иисус направился к ним Он шел
по морю. (26) Когда ученики
увидели, что Он идет по морю, они перепугались.
Это призрак! закричали
они в страхе.
27
Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! тотчас
заговорил с ними Иисус.
Тогда Петр обратился
к Нему:
28
Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе
по воде.
29
Иди, сказал Он.
Петр вышел из лодки
и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но,
ощутив силу ветра, испугался и стал тонуть.
Спаси
меня, Господь! закричал он.
31
Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:
Маловер,
зачем ты усомнился?
32
Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики
в лодке склонились ниц перед Иисусом.
Ты воистину
Сын Бога! сказали они.
34
Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете.
14.24в нескольких милях от берега в самом
широком месте озеро достигало одиннадцати, а в длину
девятнадцати километров. В некоторых рукописях: "посреди
моря". 14.25На рассвете дословно: "В четвертую
стражу", т.е. в период времени между 3 и 6 часами
утра. Римляне делили время с 6 часов утра до 6 часов
вечера на четыре равных промежутка, которые назывались
стражами. 14.34Геннисарет от евр. Геннис`ар;
так называется плодородная долина на западном берегу
озера. Возможно, там был и поселок с таким же
названием.
> Я хочу
обратить ваше внимание на три вещи в сегодняшнем Евангелии.
> Сегодняшнее
чтение следует как раз за тем чтением, которое вы слышали
на прошлой неделе, о том, как Христос пятью хлебами и двумя
рыбами накормил пять тысяч человек. И вот первое, что бросается
в глаза, что сначала может удивить, если только мы не вспомним
о себе самих, о том, как мы воспринимаем и как соответствуем
тому, что открывается нам в жизни: кажется таким странным,
что Апостолы, которые только что пережили такое чудо, могут так легко
колебаться верой.
> И,
однако, это должно нам напомнить о том, что мы окружены
чудесами, что наша жизнь вся пронизана действиями Божиими, либо
непосредственными: в таинствах, в молитве, в моментах
глубокого, тихого озарения души, – или через посредство людей: любовью,
которая иногда спасает нас от отчаяния, от смерти, от горя,
приподымает завесу невыносимого в жизни. И тем не менее
мы тоже, пережив сегодня, только что, чудо жизни, меньше чем
через час, когда выйдем из двери храма и очутимся на улице
– вдруг оказываемся чуждыми собственному опыту: забыли!.. К жизни
относимся так, как будто мы и не переживали ничего: всё
по-прежнему; вышли из области чуда и вошли в обыденность
– и уже мы стали обыденными. Где-то в памяти мы можем
найти случившееся; но жизнь наша от этого не изменилась, душа
не изменилась глубоко, сознание не изменилось достаточно,
чтобы этим жить. Это первое; и поэтому не станем и удивляться
тому, что было с Апостолами; да, они пережили величайшее
чудо и тут же выпали из этого сознания чудотворного,
животворного Божиего присутствия.
> Второе
– Петр и другие Апостолы плывут, их охватила буря; их бьют
и ветер, и море; смерть их окружила, смерть теснится
в их челнок; и вот, как бы в сердцевине этой
смерти, окруженный разъяренными ветрами, идет по разъяренным волнам
Христос. И они Его принимают за призрак: это не может
быть Христос; если бы Христос был тут, прошла бы опасность,
минул бы ужас, отошла бы бесконечно далеко смерть. Христос ведь Спаситель,
Он – Князь мира! Он Тот, Который дает тишину, покой, жизнь, – как же
Он может быть в сердцевине этой смертоносной бури?
> Это
мы тоже говорим всё время. Как только с нами случится
горе – личное, семейное, общественное, всенародное – мы спрашиваем
в себе: Где же Бог? Что Он делает? Неужели дремлет?
Неужели Его присутствие, которое иногда вдруг мерещится посреди
бури, ничто другое как призрак, то есть обман, ложь на Самого
Бога? Нет! И в буре Господь, и в тишине Господь;
потому что в сердцевине бури возвышается страшная Голгофа, потому
что в сердце бури находится Гефсиманский сад. В Гефсиманском
саду, на смертоносной Голгофе находился воплощенный Сын Божий...
> И теперь,
когда нас охватывает ужас, когда мы в тисках страха, смерти,
болезни, гонения, ненависти, то среди этой бури – Сам Господь.
И мы можем пройти через эту бурю, нам незачем из нее
вырываться, нам достаточно покинуть этот хрупкий челнок, который
защищал так ненадежно учеников, вступить в самую бурю беззащитно
– и идти ко Христу. И мы пойдем по водам, и не унесет
нас ветрами, только бы мы шли ко Христу,
туда, где Он есть, а не думали о том, что
с нами будет. Нас может потопить только сознание того: что будет
со мной? Забудь это – и никакая буря уже не имеет
власти ни жизни, ни смерти над нами. Петр усомнился;
он вспомнил о себе, он начал тонуть, но и тут, когда
он воскликнул: Господи, спаси! – Спаситель Господь простер
руку, и вдруг затихла буря, и вдруг они оказались уже
у того берега, к которому стремились, потеряв его из виду...
> И третье:
Петр усомнился, и самое его сомнение, его колебание явило
другим ученикам еще раз Божественное величие Христа. Они
в бурю не ушли; у них не оказалось лаже этого порыва;
но то, что случилось с Петром, даже его слабость,
но и его спасение Богом, заставило их преклониться перед Христом
и признать Его Сыном Божиим.
> Так бывает
и с нами; и поэтому вдумаемся в этот рассказ, он нам
несет много уроков для жизни. Но вдумаемся так, чтобы эти уроки
не только на мгновение пережить сейчас, но унести с собой
и положить в основу не только мировоззрения, но и жизни.