вып. #3098 *Сила гнозиса, и вместе с тем его ложь...* / 3-5/V/14 (вт-чт)
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
04-Jun-2014 11:29
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
> Уже ап. Павел проповедь о Христе называл
"соблазном для иудеев, для эллинов безумием".
Иудеи соблазнялись о распятом Мессии, о смысле Его учения
о Царстве Божием. И всё же, пока христианство распространялось
среди евреев, оно, хотя и часто отвергаемое, оставалось "понятным."
Оно говорило на одном с евреями языке на языке
Библии, оно было основано на том же библейском понимании
Бога, мира, человека, греха. Неизмеримо труднее понять и по-настоящему
"принять" христианство было человеку, выросшему и воспитавшемуся
в атмосфере эллинизма. Не случайно афинские философы, собравшиеся
на Ареопаге послушать ап. Павла, прервали его, когда он заговорил
о воскресении мертвых. В строе греческого мировоззрения
слова о воплощении Бога, о смерти на Кресте,
о воскресении тела, действительно, казались "безумием",
не могли быть услышаны без глубокого перерождения всего
сознания, всех навыков мысли. Не учила ли греческая философия
в теле видеть темницу бессмертной души и не призывала
ли ее к развоплощению: к созерцанию чистой, от всего
материального свободной сущности бытия? И в мире эллин видел
только "вечное возвращение", вечный круговорот, спасения
от которого искал в неподвижном мире идей. Часто говорят
о "греческом чуде" о радостной гармонии
между телесным и духовным, о светлом приятии мира и его
красоты, навеки воплощенных в прозрачной чистоте греческого искусства.
Но не в том ли тайна этой гармонии, что в искусстве
грек стремится найти и выразить именно "идеальную форму"
мира, скрытую за его текучим, переменчивым обликом, не его
настоящую, реальную жизнь, полную часто трагических противоречий.
Чувство истории, то есть необратимости, неповторимости времени,
и в этом времени единичность и неповторимость
каждого события, каждой личности глубочайшим образом чужды эллинской
психологии, они впервые привиты были человеческому сознанию священным
"историзмом" Библии. А только в этом свете можно
понять веру христиан в единственное, ни с чем несоизмеримое
значение одного События, одной Личности, одного момента в истории.
Это всё тот же библейский "реализм", укорененный в первичной
интуиции Бога, как живой и творческой Личности; но тогда
всё в мире "относится" к этой Личности, ею живет
и ею определяется; весь мир пронизан личной жизнью и потому
раскрывается, как история. Он находит свое средоточие в человеке,
свободной личности, стоящей перед Личным Богом и перед
Ним избирающей и решающей свою судьбу. Человек, его душа
и тело, его любовь, грехи, стремления приобретают бесконечное
значение, в нём мир отвечает Богу, борется с Богом,
жаждет Бога и, наконец, соединяется с Ним в свободе, любви
и истине. Но как совместить с этим реализмом идеализм
греческого сознания, в котором не История и не Личная
жизнь, а Природа составляет центр всех устремлений, где
последняя мудрость состоит в слиянии и срастворении всего
личного с идеальной закономерностью бытия? Конфликт между христианством
и эллинизмом никак нельзя толковать, как временное недоразумение,
в нём столкнулись два несводимых одно к другому мироощущения,
две полярно противоположные религиозные и психологические
установки сознания. И приятие эллинизмом христианства было невозможным
без подлинного обращения, то есть глубокого перерождения
сознании и мысли. Поэтому история раннего христианства есть история
не "сближения" и не примирения Афин с Иерусалимом,
а их борьбы, через которую и совершилось медленное
"воцерковление" эллинизма, навсегда оплодотворившее христианскую
мысль.
> Но чтобы такое воцерковление стало возможным, Церкви
необходимо было в первую очередь отгородиться ото всех
попыток слишком легко примирить христианство с духом времени,
безболезненно перетолковать его на эллинистический лад. Если бы
Церковь осталась заключенной в одни еврейские "формы,"
она не победила бы мира, но если бы она попросту
приспособила эти формы к формам эллинистического сознания,
это была бы победа не христианства над миром, а, наоборот,
мира над христианством. Начало такого, уже "идеологического,"
конфликта с окружающим миром мы и видим во втором веке,
причем, первый враг, с которым пришлось столкнуться Церкви, как раз
и вдохновлялся идеей "компромисса," истолкования, примирения.
Враг этот гнозис.
> Гнозисом или гностицизмом называют обычно ту смесь
греческой философии с восточным мистицизмом, тот странный
религиозно-философский сплав, что возник, как результат
сближения греко-римского мира с востоком, и пышным цветом
расцвел как раз в эпоху первого распространения христианства.
Типичные порождения переходного, религиозно-взбудораженного времени,
гностические течения и общества отражали в себе и подлинные
духовные запросы, и поверхностное увлечение "восточной мудростью,"
и болезненный интерес ко всему таинственному, к символам,
обрядам, мистериям. Успех их можно сравнить с успехом в наши
дни теософии и подобных ей "научно-мистических" религий.
Как и в теософии, в гнозисе сочетался "научный"
подход к религиозным вопросам с мистическими фантазиями
и всевозможными "секретами". Усталому, разуверившемуся
в своей бытовой, "привычной" религии, одновременно
и скептически-настроенному и тоскующему по вере человеку
предлагался и обещался "гнозис" посвящение
в последние тайны бытия, возведение в высшие степени знания.
("Гнозис" по-гречески и значит "знание").
А в обрядах, церемониях, посвящениях утолялось вечное стремление
человека к "сакральному," та религиозная чувственность,
которая так часто подменяет подлинную религиозность.
> Ученые спорят о происхождении и развитии различных
гностических учений; их было много, и между собой они часто вступали
в причудливые сочетания. То время, как и наше, было
одержимо поисками "синтетической религии," в которой
слились бы и растворились все учения, все философии,
все религии. Но как раз это стремление соединить и истолковать
по-своему все религии и делало гнозис опасным для Церкви.
Он не только не относился враждебно к христианству
но, напротив, сам стремился заключить его в свои сети. Возникнув
до христианства и независимо от него, гнозис, в своем
развитии не мог не натолкнуться на Церковь и не "заинтересоваться"
ею. Христианство тоже шло с востока родины всей таинственной
мудрости, оно было связано с иудаизмом, на который в эллинистическом
мире была своеобразная "мода," оно тоже имело свои мистерии,
свою, скрытую от взоров толпы, жизнь. Но, главное, оно отвечало
на те же мучительные вопросы: о происхождении зла,
о смысле страданий, о смысле жизни которыми
питался и гнозис. Поэтому, почти с первых же шагов
Церкви, мы видим рядом с нею, а иногда и внутри
нее зарождения уже "христианского" гнозиса, то есть
попыток "истолковать" Евангелие, обойти то, что в нём
кажется неприемлемым, непонятным и непривычным прежде
всего, конечно, саму действительность воплощения Бога, человечность
Христа. Тревога чувствуется уже в апостольской письменности.
"Смотрите, пишет ап. Павел колоссянам,
чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением,
по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (2,8).
Ап. Иоанн Богослов призывает христиан "испытывать духов,
от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире"
(1,4,1). Опасность усиливается, когда в Церкви начинают преобладать
уже не евреи, а бывшие язычники. Многих из них приводят
к ней те самые интересы и настроения, которыми объясняется
и успех гностицизма. И далеко не все из них могут
сразу постичь коренное отличие христианства от восточно-эллинистических
"мистериальных" религий, воспринять всю новизну Евангелия.
В Церкви эти мятущиеся души видят, хотят видеть увенчание
своего собственного религиозного опыта, ответ на свои вопросы.
"Эти язычники, пишет проф. Болотов,
думали, что они нисколько не обязаны с вступлением
в христианстве оставлять свои прежние теории, напротив, думали
правильно истолковать и понять при помощи их христианство
в высоком, совершенном смысле". В начале второго века
Св. Игнатий Антиохийский обличает тех, кто ссылается на свое
особое знание (гнозис), и напоминает, что подлинное знание Бога
возможно только через Иисуса Христа. Но настоящего расцвета этот христианский
гнозис достигает в середине столетия в учениях
Василида, Валентина, Сатурнина, Маркиона и др. Уже само
это количество имен указывает на размеры движения. В писаниях же
гностических учителей, дошедших до нас, правда, в обрывках,
можно почувствовать подлинный размах мысли и глубину замысла,
так, что увлечение ими уже нельзя приписывать одному извращенному
воображению или интересу к экзотическим "тайнам".
> Сила гнозиса, и вместе с тем его ложь, заставившая
Церковь напречь против него все свои силы, была в том, что, отводя
Христу первое и центральное место, признавая Его Логосом, Спасителем,
Искупителем, гностические мыслители одновременно разлагали саму сущность
христианства, как веры в воплощение Бога, в пришествие Его
в мир. В их толковании христианство превращалось в своеобразную
мифологическую философию: в ней спасает уже не Слово, "ставшее
плотью," не победа смерти над смертью, не воскресение
тела, а "знание," хотя и одетое в "мистериальные"
одежды. Вместо драмы греха, прощения, спасения драмы личной:
между Богом и человеком, здесь предлагалась некая космологическая
схема, в которой "духовные" элементы мира освобождаются
постепенно от плена материи, дурная множественность уступает
место абстрактному единству... Это был возврат в новом восточном
обличии к старому греческому идеализму, "вступление соглядатаев
с намерением перестроить по своему и захватить в свои
руки христианский лагерь" (Болотов).
> Проникновение гнозиса в христианскую среду и борьба
с ним в истории Церкви сыграли,
несомненно, огромную роль. Некоторые
историки доходили до того, что из борьбы этой выводили
целую "метаморфозу" Церкви превращение ее в стройную,
монолитную организацию, забронированную авторитетом иерархии и официальной
доктриной. Бердяев, со своей стороны, в осуждении гнозиса
видел даже величайшее несчастье: в нём чудилось ему удушение
свободной мысли и возникновение самого принципа "ортодоксии,"
как торжества большинства над меньшинством. Сейчас, при лучшем
знании гностических памятников, такие суждения вряд ли еще возможны.
Но гнозис, действительно, ускорил и во многом определил
"осознание" Церковью своей собственной жизни, веры, опыта,
заставил ее точнее определить внутренние, органические законы
этой жизни, во внешних формах и формулах "выявить"
то, что, конечно, составляло сущность ее с самого начала. Борьба
с гнозисом привела, говорят, к закреплению в окончательный
"канон" или список книг Нового Завета, к установлению
принципа церковного предания и апостольского преемства иерархии,
иными словами к определению тех основных начал, на которых,
действительно, зиждется, и которыми до ныне "проверяется"
церковная жизнь. Но, чтобы правильно понять смысл всех этих фактов,
нужно поставить вопрос иначе, глубже вникнуть в суть самого конфликта.
Гнозис выдавал себя за развитие или истолкование церковного
учения, веры в Христа, как Спасителя и Бога. И надо
сразу же подчеркнуть, что, борясь с гнозисом, Церковь ни разу
не осудила и не запретила самой возможности такого
истолкования и объяснения. Но в гнозисе она увидела
подмену того образа Христа, которым жила сама, другим, чуждым
и искаженным образом. Между тем, гностики ссылались на тайные
предания, на древнюю письменность, "аппелировали" к традиции.
Они создали целую "апокрифическую" литературу о Христе,
в которой предание Церкви смешивалось с вымыслом. До нас
дошли отрывки таких гностических "евангелий"
надписанных именами Петра, Иакова, Павла, Иоанна и др. "Образ
Христа, пишет проф. Лицман, приобретает
в них характер не только странный и сверхчеловеческий,
но и призрачный. Он присутствует невидимо, иногда в теле,
иногда бестелесно, является в образе то ребенка, то взрослого,
то старца". Читая эти апокрифы, можно понять, как проникали
гностические идеи в христианскую среду и почему могли иметь
успех у многих христиан: "В них было обличие чудесного,
таинственный язык сверхчеловеческого пророчества, они отвечали
на любопытство, которое вместо традиционного учения Церкви, вместо
истории и богословия, жаждало секретного знания. Гнозис являлся
в этом смысле неистощимым источником и предлагал
в тысячах раскрашенных картинок то, чего хотело сердце" (Лицман).
Таким образом, это был прежде всего
спор о Христе, об Его историческом образе, об Его проповеди
и смысле Его явления и чудес. И перед Церковью вставала
необходимость точно определить на каком основании
гностический Христос ложен, что позволяет ей отличать истинное
предание о Нём от ложного. Историческое значение гнозиса
в том, что если до его появления то знание Христа,
то восприятие Его образа и учения, которым Церковь
жила, было для нее так сказать самоочевидным, и ни в ком
не вызывало никаких сомнений, то гнозис заставил ее впервые
точно определить источники этого знания, вызвал в ней "рефлексию"
на саму себя и на свою жизнь.