19
И вот вечером того же дня, то есть первого дня недели,
когда ученики, собравшись вместе, сидели, заперев двери из страха
перед еврейскими властями, вошел Иисус, стал перед ними (20) и сказал
им:
Мир вам! (21) И,
сказав это, Он показал им Свои руки и бок.
Ученики,
увидев Господа, обрадовались.
Мир вам! повторил Он. Как Меня послал
Отец, так и Я посылаю вас. (22) И с этими
словами Он дунул на них и сказал:
Примите Дух Святой!
23
Кому вы простите грехи,
тому они простятся,
а на ком оставите,
на тех грех останется.
24
А Фомы по прозвищу Близнец, одного из Двенадцати, не было
с ними, когда приходил Иисус.
25
Мы видели Господа! сказали ему другие ученики.
Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей
и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку
руку, не поверю! ответил он.
26
Через неделю Его ученики снова были вместе, и Фома тоже был
с ними. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал перед ними
и сказал:
Мир вам! (27) А потом
говорит Фоме: Давай палец! Вот Мои руки. Давай
руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться,
но верь!
28
Господь мой и Бог мой! воскликнул Фома.
29
Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не видев
Меня, поверили! говорит ему Иисус.
30
Много и других чудесных знаков явил перед Своими учениками
Иисус, о которых не рассказано в этой книге. (31) Но всё,
что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что
Иисус это Помазанник, Сын Бога, и чтобы, поверив,
вы благодаря Ему обрели жизнь.
> С какой бы стороны мы ни подходили к зарождению
пасхальной веры апостолов, мы не найдем ни малейшей зацепки,
которая могла бы оправдать ее психологическое объяснение.
Их душевное состояние до воскресения было настолько сдержанным,
колеблющимся и скептическим, а у апостола Павла решительно
враждебным, что пробудить в них новую веру могло только извне
действующее событие, только точно установленный, неустранимый факт,
обрушившийся на них и их убедивший, как в объективном
опыте данная, поддающаяся контролю действительность.
> Это событие получит свое окончательное подтверждение,
если мы изучим вопрос о содержании и предмете пасхальных
переживаний учеников. Согласно предпосылкам визионерной теории, образ
Воскресшего, представившийся ученикам, должен был в существенных
чертах совпадать с тем идеальным образом Мессии, который они
уже раньше имели в душе. Ведь согласно этим предпосылкам
Воскресший был бы ничем иным, как изначальным идеалом Мессии,
прорвавшимся из глубин подсознания самих учеников в их
сознание. Мы знаем этот изначальный идеал Мессии: это Мессия-Царь,
каким его как будто обрисовали пророки, опоясанный правдою, сидящий
на престоле своего отца Давида и покоряющий всех врагов
под ноги Свои. Об этом образе Мессии мечтали апостолы, мечтал
и Павел. Еще при Тайной Вечери ученики принесли два меча,
чтобы силою превратить эту мечту в действительность. Наступило
пасхальное утро. Одним ударом образ старой мечты расплылся, и совершенно
новый образ, совершенно новый Мессия, совершенно новая вера вошли
в сознание учеников.
> Первая непосредственная реакция, вызванная у апостолов
явлением Воскресшего, было новое потрясающее опытное знание: «Это
Господь». «Господь воистину восстал и явился Симону!»
таким возгласом встретили одиннадцать двух учеников, вернувшихся из Эммауса
(Лк 23.34). «Это Господь!» воскликнул Иоанн, когда
увидел Воскресшего на берегу озера (Ин 21.7). «Господь мой
и Бог мой», исповедовал Фома, когда увидел раны
Воскресшего (Ин 20.28). «Господи, кто Ты?» спрашивает
Павел на пути в Дамаск (Деян 9.5). «Кириэ»
Господи был первый ответ новой веры на весть о воскресении.
> Петр торжественно заявил в своей первой проповеди
на Пятидесятницу: «Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал
Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли
(Деян 2.36)». В иудейском и эллинистическом словоупотреблении
«Господь» (Кириос) есть Бог, открывающийся в могуществе Своем
Своей религиозной общине. Если до пасхальных переживаний ученики
видели в Иисусе прежде всего Его человеческое естество,
а Божественное как бы только в преломленном луче, когда
Оно пробивалось сквозь Его человеческую оболочку, то в присутствии
Воскресшего, в центре их веры стоит именно это Божественное,
и человеческое в Нём они познают уже только
в свете этой Его Божественности. Пасхальное переживание
принесло, таким образом, ученикам значительное углубление и прояснение
их представления о Христе. Прежние впечатления о человеческом
образе Иисуса были пронизаны новым впечатлением Его Божественности
и в него включены. Только теперь они с полною наглядностью
осознали: Иисус, Человек, есть в основе Своего существа их «Господь
и Бог».
> И так как это был Сам Господь, представший
перед ними в человеческом образе, то и другие их представления
очистились и превратились в уверенность, что Его настоящее
место, Его изначальное отечество только на небе,
по правую руку Отца. Это засвидетельствовал им Сам Воскресший:
«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему
и к Богу вашему» (Ин 20.17). Поэтому апостолы ликуют
теперь в своих проповедях (Деян 2.33; 5.31; 7.55): «Бог
возвысил Его десницею Своею». Теперь уже никогда не исчезнет
из христианского исповедания веры «Сидящий одесную Отца». Само собою
с этим соединялась и дальнейшая уверенность, что от этого
«Господа», воскресшего и воссевшего по правую руку Отца,
отныне будет изливаться на людей вся жизнь и весь Дух,
вся благодать и прощение, полнота силы и власти. Из уст
Прославленного вновь и вновь звучало им: «Вот Я с вами во все
дни до скончания века» (Мф 28.20). «Я пошлю обетование
Отца Моего на вас» (Лк 24.49). «Примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите,
на том останутся» (Ин 20.22). «Дана Мне всякая власть на небе
и на земле. Итак, идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28.18
и дальше). «Петр, любишь ли Меня? Паси <овец Моих>»
(Ин 21.15).
> И как сила Воскресшего поднимается до самых высоких
вершин духовного, так спускается она и в последние
глубины, к сокровеннейшим корням бытия, где жизнь сочится из тысячи
источников и где подкарауливает смерть. Самый захватывающий и самый
одушевляющий опыт, внедрившийся в сознание учеников от встречи
с Воскресшим, в том и заключался, что они в Его
новой жизни приобрели уверенность в своей собственной вечной
жизни. Воскресение Господа было для них поистине космическим
событием также и в том смысле, что оно было им ручательством
в их собственном воскресении, в воскресении всех мертвых,
и даже всего мира. Самый факт, что «Тот, Кого Бог воскресил
из мертвых, не видел тления» (Деян 13.37), для них
заключал в себе знание, что в Воскресшем заложено воскресение
всех. «Как смерть через человека, так через человека и воскресение
мертвых» (1Кор 15.21). Потому <у ап. Павла не было>
более горячего желания, как «познать Его и силу воскресения Его,
и участие в страданиях Его» (Фил 3.10).