39 Выйдя из дому,
Он направился, как обычно, на Масличную гору. За Ним пошли
и ученики. 40 Придя на место,
Он сказал им:
Молитесь, чтобы устоять
в испытании!
41 А сам
отошел от них на расстояние брошенного камня и, став на колени,
молился:
42 Отец,
прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши! Но пусть не Моя
воля исполнится, а Твоя!
43 Явился Ему
ангел с небес, укреплявший Его. 44 В смертном
томлении Он всё истовей молился. И капал пот с Него, как капают
на землю капли крови. 45 Встав
после молитвы, Он подошел к ученикам и застал
их спящими от печали.
46 Что
вы спите? сказал Он им. Вставайте и молитесь,
чтобы устоять в испытании!
47 И вот,
когда Он это говорил, появилась толпа, и впереди шел тот,
кого звали Иудой, один из Двенадцати. Он подошел к Иисусу,
чтобы поцеловать Его.
48 Иуда,
сказал ему Иисус, ты выдаешь Сына человеческого
поцелуем?
49 Тогда ученики,
окружавшие Его, поняв, что сейчас произойдет, сказали:
Господь, не пустить ли
в ход мечи?
50 И один
из них ударил слугу первосвященника и отсек ему правое
ухо.
51 Хватит,
прекратите! сказал им Иисус. И, прикоснувшись к уху,
исцелил слугу. 52 А старшим
священникам, начальникам храмовой стражи и старейшинам, которые
пришли за Ним, сказал: Разве Я разбойник,
что вы пришли за Мной с мечами и кольями? 53 Каждый
день Я был у вас в Храме, и вы не трогали
Меня. Но теперь ваше время, власть тьмы!
> Одной из самых заметных перемен
в моей жизни за последние тридцать лет ()
стало то, что я изменил свое отношение к альпинизму
одному из любимых мною видов спорта в молодости. Будучи
школьником, я учился альпинизму, и десять с небольшим
лет занимался этим как мог, не то чтобы профессионально,
но всегда с огромным удовольствием. Но сейчас, хоть
я и люблю ходить по холмам, у меня нет ни малейшего
желания упираться ступнями в крошечные горные выступы и болтаться
в воздухе на высоте больше тридцати метров.
> Помимо всего прочего, тут силен
трагический фактор: высокая вероятность несчастного случая в горах.
Убить может даже веревка, предназначенная для страховки тех,
кто взбирается на вершину. Как бы хорошо ни были
подготовлены альпинисты, порой случается так, что один, падая
со скалы, тянет за собой всех остальных. Падая, один может
увлечь за собой всех.
> Именно от этого в данном фрагменте
старается уберечь своих учеников Иисус. Ученики не понимали,
что Он говорил и делал, но мы, ретроспективно, можем
это понять. Он знал не только то, что будет арестован,
подвергнут унижениям и убит, но и то, что всё это
данная Ему Богом миссия. Кроме того, Он знал, что должен
в полном одиночестве на время оказаться во власти тьмы.
Когда захватывали предводителей бунтовщиков, часто вместе с ними
забирали, пытали и казнили их сотоварищей; очень важно,
чтобы подобного не произошло с Петром и остальными.
Иисус должен сорваться, но Он не должен тянуть их
с собой в пропасть: Его миссия в том, чтобы отдать
свою жизнь за овец, а не в том, чтобы их тоже
убили. Во всяком случае, они были теми, кто должен был продолжить
Его дело в будущем; Он особо молился о Петре (22:32),
и очень важно, чтобы Петр и остальные избежали того, что вскоре
Его ожидало.
> Поэтому Он и говорит им: «Молитесь,
чтобы <устоять в испытании>». О каком «<испытании>»
идет речь? В некотором смысле, это то самое <испытание>,
которое, как знает Иисус, ожидает Его сразу после ареста.
Но это <испытание> будет лишь земной проекцией куда большего
«<испытания>», которое постигнет Иисуса, Израиль, весь мир.
«<Теперь ваше время, власть тьмы>», говорит
Он пришедшим Его арестовывать. Как многие иудеи того времени,
Иисус полагал, что Израилю а с ним и всему
миру суждено будет пройти через великий ужас и тьму,
через невыразимые страдания и скорбь, но обратной стороной всего
этого ужаса будут Божье искупление, грядущее Царство и всё, что
с этим связано. Это будет «искушение», «испытание», «великая
скорбь». В отличие от всех других лидеров того времени,
Иисус верил, что Его миссией было идти самому в эту тьму,
в этот ужас, чтобы Израиль и весь мир разделили иную судьбу.
В одиночестве стоял Он перед «<Испытанием>»
как земным, так и божественным.
> Только это и может объяснить тот ужас,
который Иисус испытал в Гефсиманском саду. Другие (прославленный
Сократ; тысячи мучеников, христианских и нехристианских, известных
и безызвестных) принимали свою смерть, часто мучительную, с явным
хладнокровием. Иисус только что был на праздничной трапезе, где
не только предсказал собственную смерть, но и дал понять,
что именно она означает. Что же теперь путает Его?
> Он знал, что посредством этой смерти
ему суждено пережить всю глубину зла и богооставленности.
Он шел туда, где силы зла этого мира могли и собирались
на каждом шагу сделать всё самое гнусное. И частью этой
пытки была внутренняя борьба. В голове звучал неотвязный вопрос:
а может, есть и другой путь, верно ли Он истолковал
Божьи знаки? Быть может, как в случае с Авраамом, когда
тот должен был принести в жертву Исаака, теперь, когда Иисус
зашел столь далеко, Бог что-то сделает, даст какой-то знак, дабы избавить
Его от этой участи? Медицинская подробность, добавленная Лукой,
рассказывающим, что «сделался пот Его, как капли крови», подтверждена
современными исследованиями; в условиях предельного стресса и ужаса
такое случается.
> И вот, находясь в эпицентре
этих судьбоносных событий, ученики так и не поняли, что означает
Царство Иисуса и Его весть о примирении. Их попытки
защитить Его так же бессмысленны, как и мечи, и дубины
стражников. Он не революционер и не воинственный
Мессия. Но время для объяснений закончилось. Пришло время
тьмы, и никто уже ничего не поймет, пока не взойдет
новая заря трое суток спустя.
[ Н.Т.
Райт. Из кн. "ЛУКА.
ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий" ]