> Начинается новый этап деятельности Иисуса. Сначала, как
и раввины, Он учил в обычных собраниях в синагогах.
Теперь Он переносит проповедь под открытое небо, в массу
простых людей. <.....>
> Новая форма проповеди требовала и новых методов. Иисус
теперь учит народ преимущественно притчами. Здесь мы встречаем
у Евангелиста Марка первую из многочисленных притч Иисуса
Христа – притчу о судьбе семени, которое сеет сеятель.
> Притча – иносказание, сравнение. В притче сравнивается
что-то земное с чем-то небесным, чтобы небесная, божественная
истина стала более доступной и понятной в земных иллюстрациях.
Иисус навсегда остался непревзойденным мастером притч.
> 1. Прежде всего, Иисус избрал метод притч для того,
чтобы заинтересовать людей, побудить их к слушанию. Ведь если
они не будут заинтересованы в предмете проповеди, они попросту
разойдутся.
> 2. Кроме того, прибегая к методу учения притчами,
Иисус пользовался хорошо известным и понятным иудеям способом.
> 3. Пользуясь методом притчи, Иисус, кроме того, конкретизировал
абстрактные идеи. Лишь немногие могут понять абстрактные идеи. Большинство же
людей мыслит образами и картинами. Можно долго говорить о красоте
и о прекрасном, и это не прибавит никому ни ума,
ни знания, но можно показать на человека и сказать:
«Вот красивый человек», – каждому сразу станет ясно,
что такое красота. Иисус был мудрым учителем. Он понимал,
что бессмысленно ждать от простых умов, чтобы они справились
с абстрактными идеями; и потому Он воплощает абстрактные
идеи в конкретные истории.
> 4. Великое достоинство притчи заключается в том,
что она побуждает человека задуматься. Недаром, в нашем
месте притча начинается словом Иисуса «Слушайте!».
Это – призыв ко вниманию и состредоточенности. Ведь притча
рассказывает, на первый взгляд, то, что всем известно. И если бы
не ее скрытый смысл, она оставалась бы никому не нужной.
Притча не преподносит слушателю все готовым, но побуждает
его делать свои собственные выводы. Иисус вовсе не хотел
избавить людей от интеллектуальной работы, он побуждал их
к размышлению. Он представлял им истину в прикрытом
виде для того, чтобы, сделав усилие, они сами могли открыть
для себя эту истину и, таким образом, действительно овладели
ею.
> Отличие притчи от аллегории. Важно то, что притчи
предназначались не для читателя, а для слушателя.
Они произносились не для того, чтобы их долго читали
и изучали на досуге, так сказать, с карандашом
в руке, а для того, чтобы немедленно произвести впечатление
на слушателей и вызвать у них реакцию. Это значит,
что притчи нельзя интерпретировать как сложные аллегории. Ведь
в аллегориях каждое событие, каждое действующее лицо и каждая
деталь имеют символическое значение. Поэтому аллегория требует тщательного
изучения и исследования, притчу же слышали люди только один
раз. Поэтому при анализе притчи мы не должны искать в каждой
ситуации ее скрытое, аллегорическое значение, а лишь заложенную
в нее одну основную идею, которая сразу бросается в глаза.
<...>
> С другой стороны, в свете дальнейшей интерпретации
семени как Слова проповеди, притча как бы придает миссионерам
мужество и терпение. Проповедник должен быть реалистом и понимать,
что далеко не всегда его проповедь принесет ожидаемые плоды.
Как говорил Апостол Павел: «Для всех
я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»(1Кор.9:22).
*Помните: кто скупится на семена, у того и урожай
будет скуден,
а кто сеет щедрой рукой, и урожай соберет щедрый.
Пусть каждый даст, сколько ему подскажет сердце,
но без уныния и без принуждения.
Ведь "Бог любит дающего с весельем".
Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке,
и тогда у вас всегда и всюду будет всё необходимое
и еще с избытком хватит на любое доброе дело.
Как сказано в Писании:
"Щедрой рукой раздал он бедным,
благодеяния его памятны будут вовек".
Тот, кто снабжает сеятеля семенами и хлебом для пищи,
снабдит семенами и вас.
И Он взрастит их и умножит жатву ваших благодеяний.*(2Кор.9:6-10/*/)
* * *
*Иисус рассказал им притчу:
— Вышел человек сеять зерно.
И когда сеял, часть зерен упала у дороги,
где их затоптали и птицы склевали.
Другие упали на каменистую почву,
проросли, но не было влаги —
и всходы засохли.
Другие упали среди колючек —
разрослись колючки и их заглушили.
А другие зёрна упали в землю добрую,
выросли и дали стократный урожай.
И, сказав это, Иисус воскликнул:
— У кого есть уши, пусть услышит!
Ученики стали спрашивать Иисуса, что значит эта притча.
— Вам дано знать тайны Царства Бога, — ответил Он, —
а для остальных всё остается загадочным, так что они
смотрят — и не видят,
слушают — и не понимают.
А притча эта значит вот что: зерно — слово Бога.
Зёрна, упавшие у дороги, это те, кто слышит слово;
но потом приходит дьявол и уносит его из сердец,
для того чтобы они, поверив, не спаслись.
Зёрна, упавшие на каменистую почву,
это те, которые, услышав слово, принимают его с радостью;
но корня у них нет, и поэтому какое-то время они верят,
а в дни испытаний отступаются.
Упавшие среди колючек — это те, кто услышал слово;
но жизнь идет, их душат заботы о деньгах и житейских удовольствиях
—
и колос их не вызревает.
А зёрна, упавшие в добрую землю,
это те, кто, услышав слово, сохраняют его
в своем добром и отзывчивом сердце
и благодаря стойкости приносят урожай.*(Лк.8:4-15/**/)