> Хотя в основе этого текста лежит общая с другими синоптиками
традиция, евангелист Лука отредактировал их материал и значительно
увеличил его. Если у Марка самым главным для учеников является
их абсолютное послушание повелению Иисуса, то здесь рассказывается
об обстоятельствах встречи с Ним первых учеников, о том,
что они слушали Его проповедь и видели чудо, которое
Он совершил. С другой стороны, нельзя не отметить большое
сходство рассказа Луки с рассказом из Евангелия от Иоанна,
где похожий эпизод помещен в послепасхальную ситуацию (Ин 21.3-11).
> Ст. 1 Галилейское море так
его называют Матфей и Марк у Луки правильно
названо озером. Геннисарет, или Геннисар
плодородная долина недалеко от Капернаума, кроме того, местные
жители так называли само озеро. Иисус часто говорил с людьми
на его берегу. Людей собралось так много, что они напирали
на Иисуса. Марк объясняет это тем, что люди жаждали прикоснуться
к Иисусу, потому что даже прикосновение исцеляло их от болезней
(см. Мк 3.9-10). Но Лука подчеркивает готовность людей
внимать Вести Иисуса. Слово, которое возвещал через Него
Бог (дословно: «слово Бога») это характерное
для Луки словосочетание, он употребляет его в Евангелии
четыре раза, а в Деяниях апостолов четырнадцать
раз. Истинный источник Вести коренится в Боге, это Его слово
возвещается устами Иисуса.
> Ст. 2-3 У берега стояли на якоре
две рыбацкие лодки, а рыбаки, вернувшись с лова, занимались
своим обычным делом: мыли сети. Иисус решил воспользоваться
одной из лодок, чтобы учить людей с лодки в море, в то время
как они будут стоять на берегу. Это была лодка Симона.Это тот самый Симон, дом которого Иисус посетил после
субботнего богослужения в синагоге и тещу которого исцелил
от горячки (4.38-39). Сидя это типичная
поза для учителя.
> Ст. 4 Вероятно, Иисус чудесным образом
знал о неудаче, постигшей рыбаков ночью. Он предлагает Симону
отплыть на глубину и забросить сети. Забросьте
почему-то Лука не упоминает здесь имени Андрея, брата Симона,
но в лодке еще кто-то был, потому что употреблено множественное
число.
> Ст. 5 Наставник Лука,
в отличие от других евангелистов, предпочитает этот титул
(русское слово «наставник» точная калька греческого) вместо
слов «учитель» и «рабби». Хотя Симон сомневается в удаче,
ведь они все ночь трудились напрасно, он верит в авторитет
слова Иисуса и готов подчиниться Ему.
> Ст. 6 Это не могла быть случайная
удача, потому что в сети попало такое количество рыбы, что они стали
рваться. То, что произошло, называется природным чудом. Ср. Ин 21.3-8.
> Ст. 7 Другая лодка стояла не очень
далеко, потому что рыбаки, сидевшие в ней, увидели знаки,
подаваемые Симоном, и поняли, что они значат. Товарищи
как и некогда в русском языке, в греческом так называются
люди, которые вместе занимаются одним и тем же делом, компаньоны,
коллеги. Вероятно, это была рыбацкая артель. Но даже обе лодки,
перегруженные рыбой, стали погружаться в воду.
> Ст. 8 Симон Петр
здесь он впервые назван не только по имени и по тому
прозванию, которое даст (или уже дал?) ему Иисус. Он упал
на колени перед Иисусом в древности люди
опускались на колени только перед Богом и царем. Следовательно,
Симон понял, что это Богоявление, и его охватил ужас, который
всегда испытывает смертный в присутствии Божественного. Ср. Ис 6.5:
«<И я сказал: "Горе мне, я погиб! Ведь я человек
с нечистыми устами, живу средь народа, чьи уста нечисты.
И я вижу Царя, Господа Воинств!">». Так и Симон
говорит о себе как о грешнике и просит Иисуса покинуть
его лодку, потому что святость и грех не могут быть вместе
(ср. также 8.37). Грех в данном случае это не какой-то
нравственный проступок, а удаленность человека от Бога.
Симон сознает свою греховность лишь после встречи с Божественным
милосердием, воплощенным в Иисусе. Он называет Иисуса Господином,
что может быть не просто вежливым обращением, но и титулом,
который некогда принадлежал одному Богу, а затем также Иисусу
после Его воскресения Господь. Недаром многие комментаторы
полагают, что рассказы Иоанна (21.3-11) и Луки имеют общий источник,
так что наиболее подходящий контекст для них
послепасхальное время. Уйди от меня вряд ли
надо понимать это так, что Симон хочет, чтобы Иисус покинул его лодку
прямо в море, на глубине. Кроме того, возможно, беседа продолжается
уже на берегу (ср. Ин 21.15).
> Ст. 9-10 Такой же страх пережили и те,
что были с Симоном. Это братья Иаков и Иоанн, сыновья
Зеведея (евр. Завдай). Иаков (евр. Яаков)
и Иоанн (евр. Йоханан) тоже станут апостолами
и ближайшими друзьями Иисуса. Но Иисус успокаивает Симона: «Не бойся»
(ср. 1.13,30; 2.10). Так Бог или Его посланец ангел
обращаются к людям, обещая им радостное известие. Так и здесь:
Иисус призывает Симона стать ловцом (буквально: «рыбаком»)
людей. Хотя Иисус обращается только к Симону, Симон в данном
случае является представителем своих товарищей, и призыв, несомненно,
касается также Иакова и Иоанна.
> В Ветхом Завете тоже есть образ рыбной ловли, но там
говорится о том, что Бог пошлет Своих ангелов «выловить»
людей для Суда (Иер 16.16; ср. Иез 29.4-5; Ам 4.2).
Эта страшная и грозная метафора меняет свой смысл на противоположный
радостный. Апостолы тоже будут ловить людей, но для спасения.
> Ст. 11 Рыбаки оставили всё, что у них
было, а лодка для рыбака это очень ценная вещь,
и пошли за Ним. «Идти за кем-то» значит не только
его сопровождать, но и стать его учеником. Так у Иисуса
появились первые ученики.
[ В.Н. Кузнецова. Евангелие
от Луки. Комментарий // М., 2004 ]