Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
11-Oct-2013 17:43
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> СВЯТОСТЬ.
Воплощенная суть
> Христианство толкуют по-разному. Для одних оно прежде
всего мораль, нравственный закон. Для других оно философия
или идеология, объясняющая и разрешающая так называемые
проблемы. Для третьих, наконец, оно быт, система обычаев,
привычек, воспоминаний, украшающих жизнь и буквально помогающих
жить. И, конечно, христианство есть всё это. Но оно и больше,
и шире, и глубже всего этого. Ибо в Евангелии
христианство провозглашается, прежде всего, как жизнь, как новая
жизнь, обновляющая старую, греховную, как некая новая реальность.
И, по существу, у самих христиан основным доказательством
их веры как для самих себя, так и для других всегда
была конкретная, живая жизнь, а не просто учение, мораль
и богослужение. Апостолы проповедовали и это
всегда нужно помнить не христианство, а Христа,
Его жизнь, Его страдания, Его смерть и победу
над смертью. И это значит, что проповедь их была проповедью
конкретного, живого, единственного образа. Потребовались века, чтобы
уточнить сложное и богатое христианское учение, чтобы воплотить
это учение в изумительные по красоте и глубине
формы христианского богослужения, чтобы наконец разработать во всех
подробностях моральные и нравственные принципы христианства.
И однако всё это не имело бы и не имеет
никакого смысла без воплощения в жизни. И потому такое
особое, исключительное значение имели всегда в христианстве святые,
т.е. люди, которые как раз и воплотили в себе,
в своей жизни саму суть христианства. И потому эта суть
лучше всего раскрывается нам, когда мы вглядываемся в этих
конкретных, живых людей.
> Особенно же полезно это сейчас, когда многие, даже верующие,
религиозные люди оказались как бы оторванными от живого
знания святых. Произошло это, как это ни странно, из-за
самого почитания святых. Вместо того чтобы стараться понять, почувствовать
опыт святых, вдуматься, вжиться в него, люди стали просто прославлять
святых, и они превратились в отвлеченное воплощение некоего
сверхчеловеческого, сверхъестественного совершенства, которое нам-де,
простым смертным, всё равно не под силу. Мы забыли,
что святые это, прежде всего, такие же люди, как мы,
и, значит, каждый из них индивидуален, не похож на другого.
Что каждый святой, иными словами, это живая и уникальная
личность, и важно в святых как раз то, что каждый
из них своим путем, в единственных и неповторимых условиях
своей жизни дошел до святости, до того воплощения в себе
христианства, которое продолжает светить и нам. Мы забыли,
далее, о великом многообразии святых, о разнице темпераментов,
жизненных призваний, образований, интересов, путей, которые явили
они. Святые для нас есть лишь некое собирательное совершенство.
> Однако именно сейчас и именно нам нужно вспомнить
о святых как о живых людях. Нужно потому, что в той
борьбе, которая ведется кругом нас против христианства, против Церкви,
против веры, как раз и используется, и притом очень
искусно, отвлеченный характер религии, ее номинализм. Христианство
оспаривают как учение, его разоблачают как мораль («Вы говорите
одно, а поступаете по-другому, и, следовательно, вся ваша вера
ложь!»), над ним издеваются как над культом. И можно
без конца спорить с этим, можно и нужно защищать веру
и как истину, и как мораль, и как культ, но защита
эта не будет по-настоящему убедительной, если мы сами не увидим
в христианстве жизнь, т.е. путь, которым шли тысячи, десятки
тысяч людей, для кого он стал путем совершенной радости,
всеобъемлющего смысла, полноты жизни и человечности. Правда христианства
в его жизненности, в этой способности его рождать святых
рождать их в каждую эпоху, в каждом народе, в каждой
культуре.
> У христианства, как у всего на земле, были
периоды подъема, но и упадка, эпохи больших и меньших
успехов. Христиане часто, даже слишком часто, изменяли тем принципам,
которые сами провозглашали, и, с этой точки зрения, они дали
немало оружия в руки своих врагов. Но сквозь всю эту
человеческую, подчас «слишком человеческую» историю, остается неизменным
то, к чему мы всегда можем и должны апеллировать и что
составляет саму сущность христианства. Это образ Христа и потому
образ всех тех, кто не на словах только, но подлинно
всей жизнью приняли Христа, последовали за Ним и в ком
христианство нашло свое оправдание.
> Христианское учение об обожении человека,
т.е. о его полном внутреннем преображении, о совершенной
победе в нём любви, радости и свободы, остается и вправду
только словами, голым утверждением, пока мы не укажем обоженного
человека, действительно достигшего этого совершенства свободы, любви
и радости. На протяжении веков в святых слишком часто видели
только помощников, заступников, ходатаев. От них хотели и ждали
лишь чудес, лишь сверхъестественной помощи. Но не наступило ли
время вернуться к подлинному смыслу святости в христианстве?
Смысл же этот лучше всего воплощен в слове, которым христиане
назвали первых своих святых мучеников. Слово это по-гречески «мартис»
(martuV), а по-русски
«свидетель». Святой это прежде всего свидетель,
т.е. человек, опытно увидевший, по-знавший, сделавший своей жизнью
Христа. И потому ему, как свидетелю, не нужны доказательства
и рассуждения. Он видел, он узнал, он принял.
Он очевидец того, что для других еще только доктрина,
только слова, только рассуждение. Вот почему мы хотим в нескольких
следующих беседах постараться дать, пусть самое краткое, описание
разных путей святости, разных образов святых в христианстве,
чтобы возможно было почувствовать тот свет, который остался от них
в мiре и продолжает не только светить и согревать
других, но сам рождает в них жажду святости, жажду совершенства.
И тогда, как сказано в Писании, придите и рассудим
(Ис.1:18), что правда и что ложь в той борьбе,
которая с таким напряжением ведется против христианства вот уже
почти пятьдесят лет.
[ протопр.
Александр Шмеман.
оп. в сб. "Беседы
на Радио «Свобода»", т. I ]
# Буду
рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на
вопросы... #