> В Евангелии от Иоанна рассказывается,
как Христос по воскресении явился Своим ученикам, но одного
из них, Фомы, тогда не было. И когда они рассказали,
что видели Христа, Фома заявил: «Если не увижу Его сам,
если не дотронусь до Его тела, не вложу пальцев моих
в раны от гвоздей, я не поверю» (ср.: Ин.20:25).
> И вот, когда Христос снова явился
и Фома на этот раз увидел Его, Господь сказал: «Подойди
и тронь Меня, и вложи пальцы твои в раны Мои, и не будь
неверующим, но верующим». И Фома воскликнул: «Господь мой
и Бог мой!» Тогда Христос сказал: «Ты поверил, потому
что увидел; блаженны невидевшие и уверовавшие» (ср.: Ин.20:27–29).
> Этот рассказ можно применить ко всей
сложной проблеме веры и неверия, которую так грубо и упрощенно
пытается решить казенная антирелигиозная пропаганда. Пропаганда эта вся
целиком построена на принципе: «Вы не видите Бога значит,
Его нет». Иными словами, она приравнивает веру не к знанию
вообще, а к знанию сугубо эмпирическому, т.е. низшего и самого
упрощенного типа.
> Но если логику эту применить
даже не к вере, а к самому знанию, то и от него
мало что останется. Ибо, по существу, как мало мы видим,
как мало мы знаем, как ограничен и случаен круг
предметов, попадающих в поле нашего непосредственного знания!
И потому разница между человеком и животным как раз
в том, что человек не ограничивается грубо эмпирическим
знанием, а поднимается над ним. И если быть честными,
то этот высший, умозрительный этаж нашего человеческого знания следовало бы
назвать верой.
> Ведь мы посмеялись бы над человеком,
который сказал бы: «Я не люблю, и потому любви
нет». Этому суждению одного-единственного человека мы противопоставили бы
весь безмерно громадный опыт любви всего человечества той, про которую
уже тысячи лет назад было сказано, что она крепка, как смерть
(Песн.8:6), той, что освящала и преображала жизнь бесчисленных
поколений. И не в том ли состоит всё человеческое
воспитание, что мы постепенно вводим ребенка, подростка, юношу в этот
опыт, превышающий его собственный, в это общее знание, общее
богатство?
> Какими нищими и бездарными существами
мы были бы, в какой страшной темноте жили бы, будь
у нас только наше личное знание и ничего больше, не будь
вся наша жизнь вхождением в опыт, мудрость и веру всего
человечества! Я тоже, как Фома, не видел Христа, меня
тоже не было среди учеников в то пасхальное утро, когда
Он явился. Но любовь и вера донесли до меня сквозь
века Его образ, Его слова, Его учение и этот потрясающий
рассказ о Сыне Человеческом, в Котором всё было свет,
всё любовь, всё самопожертвование. Сквозь века дошла до меня
радостная вера, что в Нём, в этом нищем и бездомном Учителе
явлена людям божественная любовь. И свет Его образа наполнил
душу навсегда.
> Читаешь антирелигиозную пропаганду,
все ее нудные «доказательства», а потом раскрываешь Евангелие,
и «доказательства» эти рассеиваются как дым. Там упрямый
и слепой ко всему человек лепечет что-то о том, что
выше его, копается в земле и не хочет приподнять голову,
чтобы увидеть небо и солнце, тут звучат особые слова, и сердце
знает, что они правда.
> Что здесь можно доказать? Какие
доводы привести против Христа? Что Он обманывал людей? Хотел
славы и власти? Но Он умер на кресте, оставленный всеми.
И вот, к Нему две тысячи лет идут люди, которые верят
в Него.
> Блаженны не видевшие и уверовавшие.
Блаженны те, кто способны подняться в мiр духовного опыта
и стать настоящими людьми!
[ протопр.
Александр Шмеман.
оп. в сб. "Беседы на Радио «Свобода»",
т. I ]