> В рождестве девство сохранила
eси,
> во успении мира не оставила
eси, Богородице,
> преставилася eси к животу,
> Мати сущи Живота,
> и молитвами Твоими избавляеши
> от смерти души наша.
> Рождая, сохранила Ты девственность.
> Почив, не оставила Ты мира,
Богородица:
> ибо перешла к жизни
> Ты, истинная Матерь Жизни,
> и твоим ходатайством избавляешь
> от смерти души наши.
>
Пояснения к <славянскому> тексту тропаря:
> 1. В рождестве, во успении – здесь
имеются в виду не праздники Рождества Христова и Успения
Пресвятой Богородицы, а сами действия рождения и смерти.
Успение (усыпление) от успнути
уснуть; традиционная метафора смерти как сна (так же, как русское
«почить») здесь приобретает более конкретное значение. По церковному
преданию, грядущего воскресения из мертвых, которого ожидает
весь род человеческий (в том числе, святые), Ей уже
не требуется.
> 2. Преставилася к животу, мати сущи Живота.
Одно и то же слово, живот (жизнь) имеет
здесь несколько разные значения. В первом употреблении живот
означает жизнь, вечную жизнь. Во втором Христа, Который
есть жизнь («Аз есмь путь и истина и жизнь», (Ин.14,6));
Который принес в мир «жизнь, и жизнь с избытком», (Ин.10,10)).
В этом смысле можно сказать о Богородице, что она родила
Жизнь людям.
> 3. Мати сущи буквально: пребывающая,
ставшая навеки.
> 4. молитвами Твоими слав. молитва,
передающая греческое πρεσβεία,
означает здесь «просьбу», «прошение» и конкретно
прошение о помиловании.
* * *
> В Православной Церкви существует
множество праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Если следовать
хронологии событий, то первый из них зачатие
Богородицы праведной Анной (9/22 декабря); затем
Рождество Богоматери (8/21 сентября), Введение во Храм (21 ноября
/ 4 декабря), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта
/ 7 апреля), Успение (15/28 августа). Дальше следуют празднества,
установленные в память о явлениях Пресвятой Девы, о чудесах,
совершенных Ею в разные эпохи церковной истории: это и праздник
Покрова (1/14 октября), и память Знамения Богородицы в Великом
Новгороде (27 ноября / 10 декабря), и празднования
в честь десятков икон Божией Матери.
> Главным среди всех этих праздников
может считаться Успение так же, как главным днем
памяти святого обычно является день его кончины, так же,
как главный Господский праздник Пасха, воспоминание смерти
и Воскресения Христа.
> Успение часто называют Богородичной
Пасхой, но такое наименование представляется нежелательным: совершенно
очевидна давняя и неослабевающая тенденция «подтягивать» почитание
Богоматери до уровня почитания Спасителя (это видно во всём
от орфографии до гимнографии) но такое стремление
вступает в противоречие с догматическим учением Православной
Церкви: Господь Иисус Христос Бог и человек, Творец
и Спаситель; Богородица лишь человек, хотя и вместивший
в себя Божество. Ее служение было совершенно исключительным,
наше спасение было бы без Нее невозможным; однако Ее человеческая
природа не изменилась, Она, как и все люди, была подвержена
смерти. Поэтому хотелось бы надеяться на более трезвенное
отношение к почитанию Богоматери равно как и к почитанию
многих святых.
> Праздник Успения
имеет однодневное предпразднство (сразу после отдания Преображения
Господня); его попразднство длится восемь дней. Успение Богородицы
последний двунадесятый праздник в церковном году, начинающемся
1/14 сентября и заканчивающемся в августе. Спустя две недели
после отдания Успения наступает предпразднство первого в году
двунадесятого праздника Рождества Богородицы.
*
Богородица всехвальная и брака не познавшая! (из богослужения)
*
* *
*...пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что
нет воскресения мертвых.
Они задали Ему такой вопрос:
— Учитель, — сказали они, — Моисей нам сказал:
"Если умрет у кого-нибудь бездетным брат,
пусть женится брат на его жене,
чтобы дать брату потомство".
Было у нас семь братьев.
Первый женился и умер бездетным, оставив жену своему брату.
Так же и второй, и третий, и все семеро.
А после них умерла и женщина.
После воскресения женой которого из них она будет?
Ведь мужьями ей были все семеро!
— Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей
силы, —
ответил им Иисус. —
Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят
замуж.
Они подобны ангелам на небе.
А что касается воскресения мертвых,
разве вы не читали того, что сказал вам Бог?
Он сказал: "Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова".
Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых.* (Мф.22:23–32/*/)
* * *
*В это время пришли к Иисусу ученики.
— Кто больше всех в Царстве Небес? — спросили они.
Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал:
— Верно вам говорю,
пока не изменитесь
и не станете такими, как дети,
не войдете в Царство Небес.
Кто умалит себя и станет таким,
как этот ребенок,
тот больше всех в Царстве Небес.* (Мф.18:1–4/**/)