22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих
войти в лодку и отправиться прежде Его на другую
сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору
помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка
была уже на средине моря, и ее било волнами, потому
что ветер был противный. 25 В четвертую
же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики,
увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили:
это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними
и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если
это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди.
И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти
к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался
и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит
ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились
Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть
на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит
народ.
23
Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы
помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был
там один. (24) А лодка
была уже в нескольких милях от берега, она боролась
с волнами, потому что ветер был встречный. (25) На рассвете
Иисус направился к ним Он шел
по морю. (26) Когда ученики
увидели, что Он идет по морю, они перепугались.
Это призрак! закричали
они в страхе.
27
Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! тотчас
заговорил с ними Иисус.
Тогда Петр обратился
к Нему:
28
Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе
по воде.
29
Иди, сказал Он.
Петр вышел из лодки
и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но,
ощутив силу ветра, испугался и стал тонуть.
Спаси
меня, Господь! закричал он.
31
Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:
Маловер,
зачем ты усомнился?
32
Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики
в лодке склонились ниц перед Иисусом.
Ты воистину
Сын Бога! сказали они.
34
Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете.
14.24в нескольких милях от берега в самом
широком месте озеро достигало одиннадцати, а в длину
девятнадцати километров. В некоторых рукописях: "посреди
моря". 14.25На рассвете дословно: "В четвертую
стражу", т.е. в период времени между 3 и 6 часами
утра. Римляне делили время с 6 часов утра до 6 часов
вечера на четыре равных промежутка, которые назывались
стражами. 14.34Геннисарет от евр. Геннис`ар;
так называется плодородная долина на западном берегу
озера. Возможно, там был и поселок с таким же
названием.
> Мне хочется
обратить ваше внимание на две вещи; каждый раз, когда мы читаем
Евангелие, либо про себя, либо в церкви, отдаем ли
мы себе отчет в том, что мы порой повторяем те самые
слова, которые Христос произнес на земле?.. Не на том
языке, на котором Он говорил, не тем голосом, которым
Он говорил; но это слова, которые произнес Сам Бог
на земле человеческим голосом, на человеческом языке. И эти
слова самую человеческую речь делают святой; эти слова
Христос произносил, и они звучали голосом человеческим – а были
словами Самого Живого Бога, ставшего человеком; и эти слова слышала
Вселенная: негромкие, тихие, глубокие эти слова звучали во всём
мире...
> И когда
мы читаем Евангелие вслух, так страшно думать, что вся Вселенная
ему внимает с благоговением, в священном ужасе, изумляясь
тому, что Бог невидимый, непостижимый, Самый Бог наш
говорит на нашем тварном языке; и как грустно думать, что единственные,
до кого эти слова часто не доходят – люди; люди,
для которых они были сказаны, на языке которых
они были произнесены, люди, ради которых Христос
Бог стал человеком...
> Как благоговейно
мы должны бы слушать, просто слушать! Если даже мы не в силах
понять глубины, если даже мы не в силах поднять весомости
и ответить на порой страшный для нас призыв этих слов
– как благоговейно мы должны бы слушать их, зная, что это
– собственные слова Бога на человеческом языке, доходящие
до нас, звучащие во всём мире!
> Святой
Иоанн Златоуст говорит, что, когда мы хотим прочесть евангельскую
страницу, мы должны бы помолиться, чтобы Господь очистил наш ум,
наше сердце, выправил нашу волю, – должны бы вымыть
руки, которыми мы тронем эту священную книгу! – и слушать
всем естеством своим... Преподобный Серафим говорил, что Евангелие
надо на коленях читать, потому что Бог говорит. Если бы
Живой Бог осязаемо, ощутимо говорил нам – мы не стояли бы
даже, мы опустились бы на колени, мы закрыли бы глаза
и открыли бы ум и сердце... А разве так мы слушаем
Евангелие?
> И вот
сегодня мы читали о буре на море. Это не только
рассказ о том, что когда-то, во время жизни Христовой
на земле, случилась буря; это говорит о всякой буре,
о каждой буре: о бурях истории, о семейных,
разрушающих, пугающих нас бурях, и о той буре,
которая часто идет в нашем сердце, в нашем уме, которая
выражается резким словом, которая иногда уносит нас в водоворот...
> И вот,
когда случается такая буря, нам надо не пугаться ее, а знать,
что в самом ее сердце, в самом страшном ее месте,
там, где все силы зла встречаются для того, чтобы всё разрушить,
стоит Христос, и что все эти силы о Христа,
как о скалу, разбиваются вдребезги...
> Мы
не видим Христа в буре, потому что не смотрим, мы не слышим
Его голоса в ветрах и в шуме бури, потому
что не слушаем... И когда ощущаем, что где-то
в этой буре Он есть, мы не говорим, как Петр:
Господи, дай мне покинуть хоть малую долю уверенности,
защищенности, спокойствия, которая мне дана, дай мне выйти в эту
бурю, дай мне пройти насквозь – и оказаться рядом с Тобой!..
> Мы
могли бы тогда идти по разъяренным волнам, мы могли бы
устоять против бьющих нас ветров. А если на полпути мы испугались бы,
потеряли веру, потеряли Христа из виду, потеряли надежду на себя,
мы всегда можем, как Петр, о котором сегодня говорится,
закричать всем страхом своей души, всей потерянностью своей: Господи,
помоги!.. И Христос в этой буре возьмет нас за руку
и приведет нас сначала в ладью, которая нам служила
такой слабой зашитой, а затем и на твердый берег.
> Христос
и раньше, и теперь, и во веки веков Тот же,
и что говорится о том, как Он жил на земле, относится
и к тому, как мы живем со Христом, потому что
Он с нами до скончания века.