15 1 Мы, сильные в вере, должны помогать слабым
нести
их бремя, а не считаться только с собой.
(2) Пусть каждый
из нас считается с тем, что нравится брату,
для его блага
и укрепления в вере. (3) Ведь и Христос
не думал о себе,
потому что в Писании сказано:
"Оскорбления
тех, кто оскорблял Тебя,
пали
на Меня".
4 Всё, что написано в Писании, написано
для того, чтобы
благодаря терпению и мужеству, которое оно
дает нам, мы
не теряли надежды. (5) Да дарует вам Бог,
источник терпения
и мужества, полное согласие между вами,
следуя Иисусу Христу,
(6) чтобы вы единым сердцем и едиными устами
славили Бога,
Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Поэтому принимайте друг друга, как принял
вас Христос,
ради славы Божьей.
(перевод В.Н.Кузнецовой)
> Перед священником стоит вопрос: как проповедовать,
чтобы современный человек захотел и услышал весть о Христе? Вопрос
имеет два решения, ибо по-разному видятся причины религиозного равнодушия.
Разрыв между церковью и современниками одни относят на счёт инертности
церковной жизни, другие — на счёт самонадеянности и чёрствости
современного человека. Церковь хранит вероучение неизменно из века
в век. Стремительное развитие цивилизации, технические достижения
побуждают к переосмыслению духовных и культурных ценностей. Искусство
живо реагирует на перемены. Церковные традиции меняются медленно.
Разрыв между церковным и секулярным сознанием ставит перед христианской
проповедью сложную задачу: сохранить сокровища веры и не потерять
Человека во всем его многообразии.
> Отец Сергий был гуманистом в самом положительном смысле
слова. Он любил человека, следуя заповеди Того, Кто «так возлюбил
мир, что Сына Своего единородного дал, дабы всякий верующий в Него
не погиб, но наследовал вечную жизнь». Подобно Богу, о. Сергий
ставил Человека в центре бытия, ибо спасением Человека обусловлен
Божий Промысел. О. Сергий полагал, что весь образ жизни церкви
и её проповедь следует приспособить к современным особенностям
эпохи и психологии человека. Он призывал к «широте церковного
разномыслия», основанного на стремлении понять друг друга людям различных
взглядов. Какой смысл молиться «о соединении всех», если ничего для
этого самим не делать? Противники такого взгляда называли это либерализмом,
модернизмом, конформизмом, а то и экклезиологической ересью.
> Другой взгляд предполагает необходимым изменить и очистить
современное сознание через приобщение к неизменной и абсолютной Истине.
Приспосабливать Истину к современному сознанию означало бы признать
его эталоном Истины. Современное сознание, вместившее богатый опыт
цивилизации, может приобщиться к Истине только через отречение от
всего, что не совместимо с замыслом Бога о человеке, поскольку в падшем
мире служить Истине, Красоте, Любви и Жизни, приходится через выбор
и подвиг: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24). Этот
взгляд усматривает в человеческом сердце придорожную почву, на
которой не прорастает Слово Божие. В очерствевшем «окамененном
нечувствием» сознании не может расти и плодоносить Слово Божие.
> Такая интерпретация притчи о семени ставит крест на духовной
перспективе современного сознания. Оно оказывается безусловно осуждённым.
Возможность спасения открывается ему через самоотречение и радикальную
перемену, которую на церковном языке называют покаянием. Сторонники
называют этот взгляд верностью церковной традиции, хранением церковного
предания. Противники обзывают узостью взглядов, фундаментализмом,
традиционализмом.
> О. Сергий называл эту позицию «сердитым христианством».
Евангельские слова «кто веру обретет и креститься, спасен будет,
а кто не обретёт веры, осужден будет» (Мк.16,16), о. Сергий считал
позднейшей вставкой в евангельский текст.
> Пренебречь одним из взглядов, осудив его как ложный, означало
бы пройти мимо, не заметив и не поняв проблему. В основе каждого
взгляда лежит переживание двух разных ценностей, одинаково близких
сердцу христианина.
> Первый взгляд основан на благоговении перед образом Божиим,
живой иконой Бога на земле. Ценность Человека несомненна. «Чтобы
привести нас к Богу, Христос однажды пострадал за наши грехи, Праведник
за неправедных был умерщвлён плотью» (1Петр.3,18). Если Христос умер
за человека, его последователи не могут пренебречь судьбой тех, кто
отвергает Христа и пребывает в безнадежности смерти. Так понимал О. Сергий
притчи о блудном сыне, заблудшей овце, потерянной драхме и Страшном
суде. Другой взгляд благоговейно хранит предание церкви, полагая в
нём фундамент Домостроительства спасения Человека. «Небо и земля прейдут,
но слова Мои не прейдут» (Мф.24,35). Слово Божие звучит в вечности
сквозь время не как звуковая волна. В Слове открывается Бог. «Слово
стало плотью и обитало с нами» (Ин.1,14). Слово не действие,
а Существо. Воплощённое Слово есть совершенный образ Бога — совершенный
Человек, Иисус Христос. Во Христе связаны обе непреходящие ценности:
Бог и Человек. Два пути постижения Христа и служения Ему, о. Сергий
различал как христологию снизу (первый взгляд) и христологию
сверху (второй взгляд).
> О. Сергий проповедовал Христа, словом и жизнью. Он был
праведником. <.....>