Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2915 *Великий страдалец Иов и вопрос о зле* 12/IV/13 (пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 12-Apr-2013 1:37

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 30 марта 2013 г. ст.ст., пятница {4-ой седмицы Великого Поста}.
  церковные чтения (паремии): Ис.29:13-23; Быт.12:1-7; Притч.14:15-26.

 

 

 

 

 

                                * * *

 

Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней

(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию").

День 26:

Иов 16.1 – 24.17,25; 25; 26.5-14; 26.1-4; 27.1-12; 23.13-23; 24.18-24; 29 — 31.

[ *** ]

Перевод С. С. Аверинцева
^   
Комментарий о. Александра Меня к этим фрагментам
и гиперссылки на них в Синодальном переводе

 

 

 

> Великий страдалец Иов

> <...> Из множества вещей, которые можно и, быть может, необходимо сказать по <поводу Книги Иова>, я выбрал следующие шесть.

> Во-первых, Книга Иова, подобно некоторым псалмам, ставит вопрос о нравственном провидении Бога перед лицом буйства злых сил — в данном случае это зло обрушилось на голову самого Иова. Вопрос справедливости Бога встает в Книге Иова примерно так же, как и в текстах вавилонского изгнания, и ответ, если это можно назвать ответом, заключается в том, что Бог Творец снова показывает герою свою власть, что составляет богословскую основу и для ответов, если их можно назвать таковыми, которые предлагают Исайя и Даниил.

> Во-вторых, здесь есть одно существенное отличие: вся Книга Иова строится на том, что ее главный герой невиновен, тогда как Израиль, несомненно, виновен, о чем упорно говорили такие пророки, как Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Библейские авторы, размышляя об изгнании, обычно говорят, что Израиль это заслужил, в то время как всё в Книге Иова стоит на том, что Иов несет незаслуженное наказание. Его утешители, которые, безусловно, опираются на поверхностное понимание Второзакония, псалма 1 и подобных текстов, утверждают, что с хорошими людьми происходят хорошие вещи, а с плохими — плохие, следовательно, если с тобой происходит нечто плохое… ты сделал какой-то неверный шаг. Книга Иова отчаянно протестует против подобных пустых слов о положении вещей в нашем мире. В этом она похожа на псалом 72, хотя там вопли отчаяния быстрее замолкают и звучит иное решение проблемы.

> В-третьих, книгу открывают две главы, из которых мы узнаем две вещи: что зло на Иова навлек «сатана» и что Бог дал позволение — мы почти можем сказать, предложил — «сатане» сделать то, что он сделал. Это один из тех редких случаев появления «сатаны» в Ветхом Завете (главный другой случай — это история переписи, устроенной Давидом, в 1Пар 21:1), и здесь видно, что слово «сатана» представляет собой титул, особый пост: он «обвинитель», который выступает на публичных судебных заседаниях. Он не искушает Иова грехом непосредственно, хотя, вероятно, хочет заставить его проклинать Бога, чему Иов сопротивляется. (Он проклинает все на свете, включая день, когда он родился, но продолжает жаловаться Богу и спрашивать у Него, куда же девалась его хваленая Божественная справедливость.) Другими словами, читателю предлагают взглянуть на мучения и вопрошания Иова, помня о том, что это на самом деле не состязание между Иовом и Богом, как думает сам Иов (из-за чего, зная о своей невиновности, он думает, что Бог совершил ужасную ошибку) и его друзья (из-за чего, веря в то, что Бог не допускает ошибок, они предполагают, что Иов в чем-то провинился). И это даже не состязание между Богом и сатаной в прямом смысле слова, как мог бы подумать дуалист. Нет, на самом деле это — состязание между Иовом и сатаной. Сатана хочет продемонстрировать свою власть над Иовом и доказать, что люди недостойны заботы Бога, тогда как Иов, со своей стороны, продолжает настаивать и на том, что Бог должен быть справедливым, и на том, что он невиновен.

> Бог отвечает на вопросы о зле

> В-четвертых, в развязке книги мы видим величественную картину тварного мира (Иов 38–41), что одновременно и отвечает, и не отвечает на поставленные вопросы. В каком-то смысле это даже их обостряет: ведь если Бог действительно верховный Творец, который повелевает Бегемотом и Левиафаном и призывает северный ветер из его хранилищ, Он должен был бы лучше заботиться о нравственном аспекте подвластной Ему вселенной. Вместе с тем этой сценой Бог не хотел сказать Иову: «Погляди сюда: Я есть Бог, я обладаю великой властью, а потому тебе остается только заткнуться». Кроме того, я не думаю, вопреки мнениям некоторых современных исследователей, что Бегемот и Левиафан были созданы, по замыслу Творца, злыми творениями, над которыми Бог мог явить свою верховную власть. Но если вспомнить о контексте всего канона Ветхого Завета, станет ясно, что именно доктрина творения представляет собой основание для любого рода ответов Библии на вопрос, кто такой Бог и как Он действует. Это, как мы видели, верно и в случае Исайи и Даниила, это же мы найдем и в Новом Завете.

> Каким же миром правит Бог

> В-пятых, и этот пункт, похоже, самый важный: завершающая глава 42 Книги Иова, которая многим кажется переходом от великого к банальному, содержит одно крайне важное утверждение. Если бы автор придерживался иных богословских воззрений, ему было бы легко написать, что после смерти Иова ангелы доставили его в рай, где всё было настолько прекрасно, что он позабыл обо всех своих земных мучениях. Но это было бы просто уходом в сторону. Здесь стоит вопрос о нравственном управлении Бога этим миром, а не о том, что нам надо оставить этот мир и утешаться в мире ином. Таким путем идет буддизм, но никак не библейское богословие. Мы можем думать, что завершение книги тривиально, однако автор ее остается открытым к вопросу Достоевского, заданному в «Братьях Карамазовых»: может ли Бог оправдаться перед лицом одного-единственного замученного ребенка. Но автор книги настаивает на том, что если этот Бог есть Творец (а это фактически исходное положение книги), тогда важно, чтобы положение вещей, которое надлежит исправить, было исправлено в рамках самого тварного мира, а не где-либо еще.

> Зло: величие темы

> В-шестых <...> между Иовом и Рабом YHWH существует поразительное сходство. В конце концов, подобно Иову, Раб совершенно невиновен. В отличие от Иова, он не жалуется, однако тоже страдает несправедливо, испытывая боль и отчаяние. Если снова взглянуть на это в широком контексте всего канона Писания, можно сказать, что вся Книга Иова предвещает мучительную сцену в Гефсиманском саду, где друзья со своими утешениями бесполезны и само творение погружается во мрак, когда чудовища окружают невинного страдальца, который вопрошает о том, что всё это значит. <...> Книга Иова же сама по себе полна величия, которое связано не только с удивительным литературным мастерством автора, но и с тем, что он ищет ответы на неотложные вопросы, утверждая, что «разрешить» проблему зла в настоящем веке означает преуменьшить ее значимость, и что, вопреки всем неприятным фактам, — это богословское прославление Бога Израилева как Творца и Господина всего мира.

Том Райт.
Из книги "Evil & the Justice of God"
(русское изд. озаглавлено издателями: "Тайна Зла. Откровенный разговор с Богом",
М.: Эксмо, 2010; перевод: М. Завалов; 
из гл. 2; книга достпна в Сети, но не в самом лучшем виде)
]

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Господь сказал:
 - Народ этот близок ко Мне лишь на словах,
    лишь словами они Меня чтят,
   сердца же их от Меня далеки.
   Их страх предо Мною - лишь заповедь, усвоенная ими от людей.
  Поэтому Я буду и впредь творить с этим народом небывалое,
   невиданные дела, -
  и погибнет мудрость их мудрецов, / не останется разума у разумных.
*Г`оре тем, кто прячется глубоко,
 чтобы скрыть от Господа замысел свой!
 Во тьме они дело свое творят,
 говорят: 'Кто нас видит, кто может узнать?'
 Как же вы извращаете всё!
 Неужели гончар - всё равно что глина?
 Разве скажет творение о творце: 'Он меня не творил!'?
   Разве скажет изделье о гончаре: 'Он ничего не смыслит!'?
*Очень скоро станут Ливанские горы садом, / а сад покажется лесом.
 В тот день глухие услышат слова, читаемые по свитку,
  а глаза слепых, покрытые тьмою и мраком, прозреют!
 Бедняки получат от Господа новую радость,
  обездоленные возликуют о Святом Боге Израиля,
 ибо не станет угнетателей
  и те, кто глумился, погибнут.
 Исчезнут все те, кто жаждет зло творить, -
 те, что напраслину возводят на людей,
 обманывают решающего тяжбы у ворот городских,
 ложью лишают правосудия того, кто прав.
*Поэтому так говорит Господь,
  Бог сынов Иакова, / Избавитель Авраама:
 - Уже не придется Иакову стыдиться,
    больше не придется ему бледнеть!
   Увидит он у себя детей своих, / творенье Моей руки, -
   и призн`ают все они святость имени Моего,
    признают святость Святого Бога Иакова,
    пред Богом Израиля затрепещут.
   Тогда обретут разуменье заблудшие духом,
    а те, кто роптал, наставление получат.*
            (Ис.29:13-24, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)
                                * * *
*Легковерный всякому слову доверится,
                         осмотрительный перед каждым шагом подумает.
 Мудрый страшится и чурается зла,
                               зато глупец буянит, ничего не боится.
 Кто скор на гнев - натворит глупостей,
                                    кто коварен - того возненавидят.
 Удел простаков - глупость,   /       венец проницательных - знание.
 Злодеи склонятся перед добрыми людьми,
                           и нечестивцы - перед воротами праведника.
 Бедняком даже сосед гнушается,    /       зато богача любят многие.
 Кто презирает соседа - грешит,
                              но блажен, кто заботится о несчастных.
 Кто зло замышляет - собьется с пути;
                            вера и правда - с тем, кто творит добро.
 От тяжких трудов - всегда прибыток, /  от пустословия - лишь нужда.
 Венец мудрецов - их богатство,      /  украшение глупцов - их дурь.
 Верный свидетель спасает жизни,    /      а коварный - дышит ложью.
 Страх ГОСПОДЕНЬ - надежная защита, /  прибежище тебе и твоим детям.*
                                         (Пр.14:15-26, нов.перев. РБО)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2915.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное