(14) Иисус,
выйдя на берег, увидел большую толпу. Ему стало жалко их,
и Он исцелил тех, кто был болен.
15
Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.
Место
здесь пустынное, сказали они, а время
уже позднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения
и купят себе поесть.
16
Им незачем уходить, ответил Иисус. Накормите
их вы.
17
У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две
рыбы, говорят они Ему.
18
Принесите Мне их сюда, сказал
Он.
19Иисус велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две
рыбы и, подняв глаза к небесам, произнес молитву
благодарения, разломил и дал хлеб ученикам, а ученики народу.
20
Все ели, насытились и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся
кусков. (21) А едоков было
пять тысяч человек, не считая женщин и детей.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть
на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
14.19подняв
глаза к небесам, произнес молитву благодарения (буквально:
"благословил") перед началом еды евреи всегда
произносили благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами:
"Благословен Ты, Господь, Царь вселенной", а затем
хозяин разламывал хлеб и раздавал его остальным. Иисус поступает
так же, но, если обычно читали молитву, глядя на хлеб, Иисус поднимает
глаза к небу. Возможно, в Эммаусе ученики узнали Иисуса по этой
характерной черте (Лк 24.30-31).
> Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, возвестило нам о еще одном чудотворении Господа нашего Иисуса Христа. О чудотворении, которое очень легко понять с точки зрения нашего немощного человеческого
естества. И вместе с тем, о чудотворении, которое очень трудно воспринять, если обратить к нему наш духовный взор сейчас.
> Пять тысяч человек были насыщены Спасителем пятью хлебами и двумя рыбами. Это действительно поразительное чудо. Оно вполне понятно, если мы будем смотреть на него, как в свое время смотрели на него многие современники. Ведь что может быть важнее для человека, тем более для человека, жившего в такой бедной, можно сказать,
нищей стране, какой была Палестина в те времена, чем хлеб земной, хлеб физический? И вот Господь наш Иисус Христос дает этот хлеб в изобилии, этим несчастным, годами голодавшим людям.
> Но вместе с тем, как совместить это чудо с другим евангельским рассказом – с рассказом об искушении в пустыне Христа дьяволом, когда дьявол, искушая Спасителя, предлагал Ему превратить камни в хлебы и говорил о том, что люди тогда последуют за Ним? Но Спаситель
отверг это искушение дьявола, сказав, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим.
> И вот в сегодняшнем евангельском чтении Христос как будто совершает то самое чудо, которым искушал Его дьявол. Как совместить два этих евангельских повествования? А между тем, совместить их вполне возможно, если мы внимательно вдумаемся в самое существо евангельской проповеди Христа, если мы вдумаемся в смысл всего Его служения.
> Кого
насыщал пятью хлебами Спаситель тогда на берегу озера? Он насыщал хлебом тех, кто пришел к Нему не для того, чтобы получить от Него земной хлеб. Он насыщал им тех, кто пришел для того, чтобы услышать от Него благую весть о Царствии Божием. Он насыщал этими пятью хлебами тех, кто уже отверг в сердце своем многие земные радости, многое земное довольство во имя Царства Небесного. Они пришли, чтобы взыскать Царства Небесного, и получили совершенно неожиданно для себя насыщение этими чудесными земными хлебами.
> Но дьявол, искушая Спасителя, имел в виду другое. Ведь дьявол очень хорошо знает природу падшего человека. Он знает, что во все времена большая часть людей, которые идут поклониться Богу, идут поклониться Ему не для того, чтобы пойти вослед Богу, не для того, чтобы стяжать Царство Небесное, а для того, чтобы укрепиться, устроиться в царстве земном.
> И во все времена, увы, было так. Люди просили Бога прежде всего о земных благах:
о хлебе насущном, о здоровье, о благополучии, об успехе. Это было, есть и будет, пока жив этот мир, отпадший от Бога. И дьявол, искушая Спасителя, предлагал Ему сделать именно то, что ожидало от Него большинство людей, а именно: удовлетворить их материальные потребности в изобилии, в избытке, чудесным образом, тем самым, привязав людей к Себе. И это искушение Христос отверг.
> Мы часто размышляем над вопросом о том, а почему в прежние времена, в древности
людей верующих было гораздо больше, чем сейчас, почему тогда храмы были наполнены людьми, а сейчас верных Христу становится всё меньше и меньше? При этом мы забываем о том, что как тогда, так и сейчас, большая часть людей была увлечена мыслью о том, чтобы стяжать себе материальные блага, материальное благополучие.
> В древние времена материальное благополучие было еще труднее достижимо, чем сейчас. Постоянные войны, от которых не было спасения, эпидемии различных
заразных болезней, которые опустошали целые города и области, регулярно повторявшиеся неурожаи, вызывавшие голод, - все это делало человека совершенно беззащитным от испытаний этого мира, от испытаний материальными стихиями этого мира. И человек, ощущая свою беззащитность, прибегал к Богу. Он просил Бога о том, чтобы Бог насытил его, согрел его, сделал его жизнь спокойной и благополучной.
> Об этом просили языческих идолов, об этом просили и Христа, не думая о том, что служение
единому и истинному Богу, Которого возвестил миру Спаситель, требует прежде всего отвержения себя от этого мира, а не укоренение себя в этом мире.
> И вот прошли века. И человек научился бороться со многими болезнями, с голодом. Человек научился создавать такие условия внешней жизни, при которых можно чувствовать себя спокойно и комфортно. И выяснилось, что многим людям, которые живут в таких условиях, Бог уже стал не нужен.
> Они
получили уже здесь всё, что нужно для благополучной жизни, но получили это не от Бога. Их это не трогает, их это не беспокоит. Они пребывают в убеждении, что раз они своими силами, хотя, может, и не без дьявольских наущений, научились комфортно и благополучно жить в этом мире, не нужно ни каяться, ни поститься, ни молиться, ни просить постоянно в сердце своем Бога обратить на себя Его взор.
> Жить стало спокойно и уютно. И Богу не осталось места
в сердцах очень многих. Мы все с вами живем не очень богато, хотя гораздо более спокойно и комфортно, чем жили наши предки много веков назад. Наверное, если всё так будет развиваться в нашей жизни, как развивается, может быть, через пятьдесят лет наши с вами дети и внуки будут жить так же комфортно и благополучно с материальной точки зрения, как живут люди на Западе.
> Но точно так же, как и на Западе, храмы наши будут тогда пустеть
всё больше и больше. Ибо, повторяю, большинству людей нужно от Бога только прежде всего спокойствие и благополучие в этом мире, земном мире. Они от Царства Небесного хотят именно получить царство земное.
> Но не таковы были те пять тысяч, которые пришли ко Христу. Они хотели Царства Небесного, и чудесным образом далось им то, немногое в материальном плане, но очень значимое в духовном отношении, чудесное насыщение пятью хлебами, которое, конечно же, предопределило
на многие годы их дальнейшую духовную жизнь.
> И нам с вами, дорогие братья и сестры, очень трудно противостоять соблазнам этого мира. Мы видим, что не только вокруг нас, но и в наших семьях люди думают о том, как спокойнее, комфортней, благополучней устроиться в этом мире. И только об этом просят Бога.
> Но кто, как не мы, христиане, должны напомнить им о том, что от Бога нужно просить и можно просить только одного
– креста. Который Он каждому из нас возложит на плечи, и который Он каждому из нас поможет нести, если мы будем верны. Бог ни Себе, ни нам не обещал легкой и комфортной жизни. Да, Он исцелял больных, очищал прокаженных, насыщал голодных, но делал это не для того, чтобы привязать людей к этому миру, а потому что Он просто любил их. И любил их прежде всего за то, что они верили не в этот мир, а в мир иной, не в царство земное, но в Царство Небесное.
> Пусть
же сегодняшнее евангельское чтение вновь заставит нас задуматься над вопросом: а мы-то с вами, о чём просим Бога? Что мы-то с вами хотим получить от Бога? Действительно ли стяжать Царство Небесное или же просто благополучно устроиться в этом мире? И задав себе этот вопрос, мы наверняка обнаружим, что далеко не всегда мы готовы с доверием безоглядно идти вслед за Богом по Его крестному пути. Мы очень часто хотим от Бога того, что должны нам давать система социального обеспечения, система здравоохранения,
бухгалтерия тех или иных учреждений и предприятий, на которых мы работаем – царства от мира сего, хлеба земного.
> Но мы – христиане. И должны помнить, что не хлебом единым будет жив человек. И когда будет у всего человечества этого хлеба в избытке, тогда, наверное, и случится то, что мы все называем Вторым и Страшным Пришествием Христа.
> Когда придет Он к этим сытым и благополучным людям и скажет,
что они забыли о Нём. "Я дал вам великие таланты по преображению этого мира, но вы превратили этот мир просто в комфортное бездуховное царство сытости, поэтому вы – не Мои. Вы были со Мной, но вы были против Меня, вы поддались тому искушению, которое Я после сорокадневного поста отверг в пустыни, вы пошли за тем, кто может превращать камни в хлеб".
> Давайте, дорогие братья и сестры, помнить, может быть, один из самых главных заветов христианской
веры: "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а всё остальное приложится вам". Аминь.