> <> Иисус приказывает бесов перейти из человека в стадо
свиней (Мк 5:13). Некоторые комментаторы считают, что таким образом Иисус хотел
продемонстрировать, насколько успешным был акт экзорцизма, однако, вопреки
этому мнению, можно предположить, что Иисус был вынужден изгнать бесов из человека в свиней, а затем потопить их в море: многие целители считали
необходимым не просто изгонять бесов из больных, а заключать их в какой-либо
объект: камень, кусок дерева, горшок или воду. Причем в дальнейшем этот объект,
содержащий бесов, нужно было выбросить или уничтожить, чтобы добиться
окончательного изгнания демона и не допустить его возвращения. Доказательством
успешного излечения бесноватого в Мк 5 служит отнюдь не гибель свиней, а то,
что люди, пришедшие убедиться в его выздоровлении, увидели: он «сидит и одет, и в здравом уме» (5:15). Эпизод со свиньями следует понимать не как свидетельство
успешного излечения, а как один из его этапов.
> Вы помните, что, когда
Достоевский писал «Бесов», он взял за основу одну из самых странных, загадочных
историй в Евангелии (толкователи до сих пор не решили, что там произошло):
однажды (я напоминаю тем, кто не читал) Христос прибыл на лодке в пустынное
место, где жили язычники, — в восточной стороне моря Галилейского. Там, среди
пещерных гробниц, жил бесноватый. Он выскочил оттуда с диким криком, Христос
его остановил и избавил от беса. И тут произошло что-то странное. Эта темная
сила, которая корежила этого человека, вдруг всколыхнула стадо свиней, которое
там пасли язычники, и стадо, обезумев, бросилось в воду.
> Повторяю, тайна этого места не расшифрована. Достоевский
расшифровывал его исторически: свиньи — это нигилисты, революционеры; демоны
разрушения войдут в них, они бросятся в воду истории и потонут. Но история
рассудила иначе: бесы в них действительно вошли, но бросились они не в воду, а на людей, так что всё произошло несколько более трагично. Волошин берет тот же
сюжет и рассматривает его как пророчество.
> Был к Иисусу
приведен
> Родными отрок бесноватый:
> Со скрежетом и в пене он
> Валялся, корчами объятый.
> — «Изыди, дух глухонемой!» —
> Сказал Господь. И демон злой
> Сотряс его и с криком вышел —
> И отрок понимал и слышал.
> Был спор учеников о том,
> Что не был им тот бес покорен,
> А Он сказал:
> «Сей род упорен:
> Молитвой только и постом
> Его природа одолима».
> (Так действительно
рассказывается в Евангелии о другом случае исцеления.)
> Не тем же ль
духом одержима
> Ты, Русь глухонемая! Бес,
> Украв твой разум и свободу,
> Тебя кидает в огнь и воду,
> О камни бьет и гонит в лес.
> И вот взываем мы: «Прииди!»
> А избранный вдали от битв
> Кует постами меч молитв
> И скоро скажет: — «Бес! Изыди!»
> Волошин думал и надеялся — и мы эту надежду разделяем, — что демоны разрушения, ненависти, зла,
демоны глухонемые, как называл их Волошин (это реминисценция из Тютчева), не навсегда поселились в душе нашего народа, в нашей стране, и что есть средство
против них: молитва и пост. Я думаю, друзья мои, что это средство не устарело,
оно продолжает сохранять свою актуальность и поныне. Что касается демонов, то у них есть одна особенность: они всё время меняют облик и, выступая под разными
знаменами, продолжают свое разрушительное дело.
> Бог святой, страшный и славный, > во всех делах и силе Своей пребывающий непостижимым и непознаваемым, > Он, предопределивший тебе, диавол, наказание вечною мукой, > через нас, недостойных Его рабов повелевает тебе и всей помогающей тебе силе, > отступить от новозапечатанного [или новозапечатанной] > именем Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего. > Заклинаю же тебя, > всезлобного, и нечистого, и скверного, и мерзкого, и чуждого духа > силою Иисуса Христа, имеющего всякую власть на небе и на земле, > сказавшего глухому и немому демону: > "Выйди из человека и больше не входи в него!" > Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: > вспомни
Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное. > Убойся Бога, Чьим повелением земля на водах утвердилась, > создавшего небо и поставившего горы отвесно, и долины по мере, > и положившего песок морю пределом, и в воде великой – надежный путь; > прикасающегося горам – и дымятся; > одевающегося светом, как одеждою; > простирающего небо, как покров из кожи; > покрывающего водами горние чертоги Свои;
> утверждающего землю на основании ее – не наклонится она во век века; > призывающего воду моря и проливающего ее на лицо всей земли! > Выйди и удались от готовящегося [или готовящейся] к святому Просвещению. > Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, > и священным Его Телом и Кровию, и пришествием Его страшным: > ибо придет Он и не замедлит
совершить суд над всею землей, > и тебя и помогающую тебе силу накажет в геенне огненной, > предав во тьму внешнюю, где червь неусыпающий и огонь неугасимый.
> Ибо власть Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом, > ныне и всегда, и во веки веков.