29
Пусть будет вам по вашей вере, сказал Он и с этими словами коснулся их глаз.+
30
К ним вернулось зрение.
Смотрите, чтобы никто об этом не знал, строго наказал
им Иисус.
31
Но они, уйдя, рассказывали о Нём по всем окрестностям.+
32
Когда они ушли, к Иисусу привели немого, одержимого бесом. (33) Когда
бес был изгнан, немой заговорил. Толпа изумилась.
Никогда еще такого не видали в Израиле! говорили люди.
34
Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов,
возражали фарисеи.
35
Иисус ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах,
возвещая Радостную Весть о Царстве и исцеляя всякую болезнь
и всякий недуг.
--------------------------------------------
9.27
Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном,
т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть
из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).
> Мф.9,28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей,
Господи!
> Иисус не требует от слепых веры в Себя как в Мессию. Иисус не требует от слепых веры как верности, которой считал естественной для учеников, хотя иронически относился к их заверениям в том, что "вот теперь веруем!" Иисус ничего не говорит о том, что думает о природе слепоты у этих двоих, нарушит ли законы природы при исцелении или просто
вылечит. Он хочет одного - расколоть лёд "религиозного чувства", совершенно неотличимого от "религиозного бесчувствия". На место общего и уже потому безличного и бесчеловечного, слишком универсального, Он вытаскивает из людей индивидуальное отношение к миру. К Себе, в первую очередь, но и ко всему миру в целом. Были слепые религиозны? А как же! Других тогда не было ни слепых, ни зрячих, ни кривых,
ни подслеповатых. В какой момент слепые стали верить? Когда закричали? Позволительно усомниться. Верующий не кричит, верующий шепчет или даже безмолвно шевелит губами. Вопрос Иисуса явно не относился к числу стандартных. Слепые опешили. Они кричали, но тут - если ставить фильм или спектакль - они поперхнулись, замолчали и, помолчав, кивнули головами. Что, в общем, адекватно слову "да", "верую". Может, и сказали это слово, но
уж точно не прокричали. Неважно, крещёный ты или некрещёный, "верный", "верующий", - всё равно, каждый раз, когда молишься Христу, и чем сильнее, громче молишься, Он тихо спрашивает: "А ты что, всерьёз думаешь, что Я это могу?" Отвечаешь тихо "ну...", - тихо, чтобы не спугнуть птичку веры с плеча своего неверия.
*
* *
> Мф.9,29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
> В России эта фраза прославилась более, кажется, чем в других странах, благодаря роману Булгакова, в котором Воланд, обладающий всеми внешними признаки
сатаны и всеми содержательными признаками Божьего посланника, испытывающего людские сердца, говорит одному грешнику: "Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь
все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".
> Атеист поймёт эти слова как подтверждение неверия. Всё субъективно. Человек может сам себе внушить, что его убивают - и от этого умрёт. Задолго до Булгакова
Александр Грин живописал, как отлетела голова человека, приговорённого к её отсечению, хотя палач не нанёс удара - узнал о помиловании. В отношениях между людьми такое бывает, отсюда наблюдение социолога Уильяма Томаса, сделанное в 1928 году, когда в Америке началась Великая Депрессия, разорялись сотни банков: если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк
прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. После того, как Фрейд открыл, что многие болезни от нервов - включая некоторые разновидности слепоты - очень легко заявить, что все болезни, которые когда-либо исцелялись чудесным образом, были нервическими заболеваниями и исцелялись "по вере". Человек занервничал и ослеп, а потом уверовал в Иисуса и прозрел, - вот оно, "по вере да будет".
>
Наблюдение Томаса, как и вообще всякий акцент на психологии, не всегда справедливо (впрочем, сам Томас, как и подобает учёному, это наблюдение не абсолютизировал). Великая депрессия не была вызвана нервозностью вкладчиков - прямо наоборот. Бывают ситуации, в которых вера не имеет ни малейшего значения изначально. Все покупающие лотерейные билеты веруют в выигрыш (иначе бы не покупали), однако выигрывают не все. Влюблённый подросток
может быть убеждён, что ему отвечают взаимностью, но почти всегда это самообман, не влияющий на реальность. Существует совершенно определенный предел раздувания мыльного пузыря, за которым он лопается, существует предел и для раздувания человеческой веры в себя или в другого, включая Бога. Можно взглянуть и иначе: ангел (неважно, падший или всего лишь залетевший) шутит, когда обещает атеисту небытие. Атеист попадёт в рай - если он праведник, что
и с атеистами бывает. "И ещё как бывает!"
> Слова Иисуса не означают, что слепые верили только в Иисуса. Да всякий бы на месте этих слепых с таким воплем кидался к любому шарлатану, - хуже ведь не будет. Слова Иисуса не означают, что слепые разделяли веру апостолов, пусть и весьма туманную в это время. Слепые даже не назвали Его Сыном Божиим, ограничившись весьма
слабеньким "сын Давидов" (величественное "Господи" синодального языка означает всего лишь "сударь"). Слова Иисуса вообще прозвучали не в ответ на "сын Давидов", а как похвала горячей вере слепых в то, что Он может их исцелить. А если бы слепые не прозрели? Тогда бы Иисус сказал ровно бы то же самое: "По вере вашей было вам". Значит, действительно, бросались ко всем подряд и отполировали свой вопль
до скользкости и плоскости, которая никого не цепляет. Но нет: прозрели. Значит, что-то почувствовали всерьёз. Стоит помнить, что в древности считалось, что слепые словно в возмещение получают способность видеть невидимое. Гомера считали слепым, ведь он рассказывал о деяниях невидимых обычным людям божеств. Так что евангелист упомянул это исцеление не просто так, и не просто так именно от слепых потребовалось сказать "верую". Так они
и остаются помощниками-поводырями всех, кто не видел Иисуса физическими глазами. Слепым было дано по их вере, потому что они были слепые и хотели увидеть мир, каков он есть. Они, может, были очень умные и набожные люди, понимали смысл истории, смысл жизни, но не видели этой самой жизни. Зрячему человеку обычно прежде всего хочется увидеть смысл того, что его окружает - и люди так, от поиска смысла приходят к вере. Слава Богу! Но полезно
помнить, что вера открывает не только и не столько смысл жизни, сколько саму жизнь, даёт видеть мир не таким, каким его регистрируют камеры видеонаблюдения, шпионские прослушки, сплетни и статистика, а таким, как его создал Бог. Слишком много верующих, которые смысл жизни поняли, но от этого стали хуже видеть саму жизнь. Или даже вовсе ослепли - это называется фанатизм - и видят вокруг себя лишь объекты для "обращения", "воспитания",
"формации", "пастьбы", "спасения". Они уже не слушают окружающих, не интересуются их жизнью - как же, надо срочно приобщать к истине. Такая, фанатичная вера ничего не даёт человеку, а только забирает у него остатки человечности. А истина-то именно в том, что можно и нужно расслабиться, протереть глаза и вздохнуть с облегчением. Спасение не в том, чтобы тереть глаза окружающим, а в том,
что собственные глаза открываются, чтобы видеть окружающих глазами Бога любви. В конце концов, слепым было дано по их вере не потому, что их вера была какая-то чрезвычайная, а потому что им попался Тот, вера в Кого была оправдана. Ну, бывают же и выигрыши в лотереях - Христос и есть такой выигрыш, причём получить Его может каждый.
> *
<.....>
> Иисуса увидеть очень трудно даже зрячим. Поэтому Иисус говорит "по вере вашей да будет вам". Эти слова часто цинически извращались: мол, вера есть самовнушение, кто что себе внушит, тот и будет жить в соответствие со своим внушением. Верует человек, что Бога нет, так и не будет для человека Бога. Неверно: никуда не скроешься от Бога, и адские мучения именно в попытке быть без Того, без кого
невозможно быть. Эти адские муки настигают нас здесь, на земле, и пытаются выдать себя за единственную реальность.
> Слепцы не могут ещё ни увидеть Иисуса, ни, тем более, рассказать об Иисусе, потому что они пока ещё видят лишь своё исцеление, чудо, а не чудотворца. Неслучайно Иисус подбирал учеников из тех, кто мог бы и без Него прожить, кто твёрдо стоял на ногах, из "среднего класса".
Веками считалось, что видеть невидимое способны лишь те, кто плохо видит видимое - вроде Гомера. Ущербность в земном дарует видение небесного. Только Иисус - среди нас. Чтобы увидеть Его, недостаточно аскезы, самоуважения, хипповского или монашеского. Чтобы оставить всё и идти за Христом, нужно иметь если не "всё", то хоть какое-то доказательство своей взрослости, своей зрячести, чтобы понимать - мы идём за Иисусом не потому, что мы слабы, не потому,
что мы сильны, а потому что благодать слабее нашей слабости и сильнее нашей силы.
> Во Христе человек, скорее, становится слепым, а не более зрячим. Мы перестаём видеть чужой грех. Мы не открываем каких-то мистических тайн. Мы видим лишь одно: люди такие красивые, такие хорошие, что Бог стал человеком, лишь бы спасти людей. Не пропадать же добру! А добро очень даже способно пропасть, оно же всего лишь
добро, а не Бог.
> Мы, христиане, ничего нового не можем сказать людям. Мы не лучше знаем жизнь, чем другие люди. Мы можем добавить одно: эта жизнь ещё драгоценнее, чем кажется нашему эгоизму, намного драгоценнее, плодотворнее и красивее. В жизни человеческой уже здесь, среди зла и лжи, может осуществляться правда, красота, доброта - и для этого прежде всего надо просить не себе исцеления и сил,
а Христу - чтобы Его дорога в нашей реальности не была крестным путём, и не себе, а другим просить исцеления, облегчения, освобождения.
* * *
> Мф.9,31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле
той.
> В воскресенье <... в православных храмах> читается рассказ
Евангелия о том, как Иисус исцелил двоих слепых и запретил им рассказывать об исцелении. "А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той" (Мф.9,31). Разгласить-то
разгласили, и не по злобе, а толку оказалось мало. Они ведь разгласили только
факт исцеления, и в результате к Иисусу собрались больные телом. А самого главного
о Христе исцелённые не знали, не подозревали, что Он пришёл не исцелять, а соединять
людей: соединять друг с другом и с Богом. Вот почему существует множество христиан
— слепых, христиан — хромых, даже христиан — бесноватых (или, как автор этих строк,
недобрых и честолюбивых, что, поверьте, так же тяжело мне самому, как и окружающим).
И всё же Христос, не всех исцеляя, всех привлекает к Себе и объемлет. Не случайно
читают в храмах перед рассказом об исцелении слепых призыв апостола Павла: "Принимайте
друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию" (Рим.15,7). Принял, не всех
исцеляя, но всех прощая, не каждому давая власть и возможность проповедовать,
но каждому давая власть и возможность любить ближних и дальних, друзей и врагов.