Перед тем как мы постепенно начнем знакомиться с
искрами — я хочу подчеркнуть те проблемы (вызовы), которые стоят перед
нами и ответы на которые мы можем найти в новых искрах.
= - = - =
Начну с истории, найденной мной вчера в книге про Раби Натана.
Вот ее краткий пересказ.
Однажды раби Нахман послал своего ближайшего подвижника раби Натана с еще одним учеником — навестить Леви-Ицхака в Бердичев.
Когда они пришли в Бердичев, Леви-Ицхак
сказал им, что они выбрали неудачное время, так как в город приехал
известный раввин — Шполэр Зейде, который был очень жестким критиком и
противником подхода раби Нахмана.
Но раби Натан подумал, что раз ребе послал его с миссией, то он должен остаться в Бердичеве.
После общения с Шполер Зейде, Леви-Ицхак
спросил раби Натана: «Правда ли говорят, что Брацлавские хасиды так
сильно стремятся набраться каваны перед молитвой, что выпивают перед
молитвой — рюмку водки?». (что противоречит галахе)
Раби Натан уверил Леви-Ицхака, что это
клевета, и Брацлавские хасиды пользуются кошерными способами ввести
себя в молитвенное состояние.
= - = - =
О чем идет речь?
Многие начинающие соблюдать евреи,
обращают внимание на то, что процесс еврейской молитвы очень тяжело
наполнить эмоциональным подъемом. Обычно молитва оказывается простым
чтением текста молитвенника. Более того, даже мысли наши редко могут не
отвлекаясь следить за текстом молитвы, и помимо нашей воли — мысли
отвлекаются от текста и путешествуют в миры наших забот.
Молитва ощущается рутиной.
Все мы знаем об этой проблеме. Почему же «воз и ныне там»?
У человека есть полезное, но опасное качество - приспособляемость в сочетании со смиряемостью.
Если он видит, что не может изменить ситуацию, он мысленно вздыхает и приучает себя жить с тем, что есть.
И постепенно начинающий соблюдать еврей —
смиряется с тем, что молитва — это обязанность, которую нужно
«пережить», не рассчитывая на эмоциональные и тем более духовные
взлеты.
Из истории про раби Нахмана, мы видим, что его хасидам удавалось выйти за рамки «рутины».
И даже оппоненты, признавая результат, подозревали за этим какую-то искусственную стимуляцию.
= - = - =
Поставим вопрос «ребром», можем ли мы
вдохнуть жизнь в молитву, чтобы она наполняла нас не только чтением
святых текстов, но и эмоциональными и духовными переживаниями?
Дорогие читатели — ортодоксальные евреи! Признайтесь себе честно, нравится ли Вам то, как проходит Ваша молитва?
Скорее всего, тот уровень, которого Вы достигли в концентрации, кажется Вам вершиной возможного.
И Вы просто не осмеливаетесь оживить молитву еще на несколько «уровней», считая, что Ваш текущий уровень Вам достаточен.
А осознаете ли Вы, уважаемые мои
ортодоксальные коллеги, что гигантская часть евреев ушла из иудаизма
100-200 лет назад по следующей причине.
Пока им некуда было идти (стены гетто
преграждали им путь наружу) — они смирялись и ходили в синагогу,
«отбывая повинность». Но раввины считали, что эта ситуация нормальная,
так как «никто не жалуется».
Но когда стены гетто упали, благодаря
тому, что антисемитизм снаружи поутих и евреев стали принимать в
нееврейский мир, огромное количество евреев — сбросило с себя иудаизм
как «повинность», которую на них «навесили» «древние предки».
Именно так воспринимали свой уход из еврейства — те самые наши прародители, чьими потомками мы являемся.
= - = - =
Посмотрим далее. Хасидизм нашел много способов оживить еврейскую практику.
И многие из хасидов — стали ощущать внутреннее оживление во время выполнения мицвот.
Но — сейчас и хасидизм не может похвастаться серьезными успехами в возвращении евреев.
И хотя конечно Хабад сейчас
лидирует в области кирува (приближения к еврейству) — делает это он
далеко не за счет указанных глубинных процессов, а за счет более
внешних механизмов и почти полной отсутствии конкуренции.
= - = - =
Вместе с этим — бунтующие члены Jewish Renewal “рыщут” по просторам большого мира, выискивая всевозможные суфийские и буддистские практики, не особо заботясь об их кошерности.
Их молитвы с совместным пением, мантрами и плясками — уже мало напоминают нашу святую еврейскую молитву.
Эти ребята — ушли в другую крайность, превратив молитву в подобие «дискотеки».
Но — так как наш
брат еврей — слабо сведущ в тонкостях общения со Вс-вышним, его
конечно же будет влечь к себе — подход «обновленцев».
= - = - =
Наша задача — и искры собрать, и клипот — отбросить.
Мы должны
найти кошерные способы оживить в частности молитву, чтобы она
сохраняла кошерные рамки, но при этом — была заполнена светом и
радостью.
= - = - =
И здесь
существуют не только хасидские практики, но и множество
Дальневосточных практик, позволяющих оживлять тело, дыхание, пропускать
энергию по позвоночнику (что предлагал еще рав Арье Каплан в своей
главе про Амиду из книги по еврейской медитации).
Перед
нами откроется целый мир — оживляющих и пробуждающих механизмов,
который позволит наше обращение к Б-гу сделать насыщенным, радостным, и
при этом кошерным и соответствующим духу иудаизма.
= - = - =
Приведу вторую «зону риска».
Насколько Вы, уважаемые ортодоскальные коллеги — испытываете радость и энтузиазм во время Шабата?
Да,
да, конечно, Вы много радости испытываете. От того, что работа
осталась за бортом. Дети и семья — собрались вместе. И т. д.
Но... Мой коллега когда-то цитировал мне место в Иерусалимском Талмуде — где говорится, что еврей должен в Шабат читать Святые книги только в том случае, если он так и не научился испытывать живое переживание Шабата.
Если не умеет переживать Шабат, то пусть хотя бы книги читает.
То
есть наши древние мудрецы осознавали, что в Шабат человек может
испытывать реальный духовный и эмоциональный подъем — от чувства
близости Вс-вышнего в этот избранный день.
А радость от близости к семье — это только одно из измерений этого дня.
И
если Вы будете ощущать Б-жественный свет, то и Ваши близкие, «попавшие
в этот свет» будут Вами восприниматься как ангелы — посланцы Б-га в
мир Вашей семьи.
И Шаббатний миньян в синагоге — будет наполняться Вами радостью и любовью.
= - = - =
Посмотрим
правде в глаза! Мы — живя в ортодоксальном мире — смирились с тем,
что реализуем иудаизм на 3-5 процентов (примерно как человек
использует свой мозг на 3-5%).
Но — не умея выйти за рамки этих 3-5 процентов, мы смирились с тем, что считаем это пределом.
= -= - =
Я
сейчас постепенно собираю и откошеровываю идеи и практики из разных
систем, которые могут помочь нам наполнить молитву и Шабат —
дополнительным светом.
= - = - =
И еще один аспект.
Когда
наши ищущие собратья — находят себя в «-измах» и ощущают там
эмоциональный и духовный подъем, они правы в том, что нашли этот
подъем.
Но — потеряв связь с иудаизмом, они оторвали себя от Вс-вышнего.
Наша
задача — совместить обе части. Чтобы не было нынешней ситуации, когда
у одних Вс-вышний, а у других — эмоциональный подъем. Мы реально
можем иметь эмоциональный и духовный подъем при встрече со Вс-вышним.
И этот опыт — обогатит обе стороны.