Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Наше право - обучать неевреев Торе
Существует галахическое ограничение, запрещающее обучать неевреев Торе.
Это ограничение имеет различные последствия.
С одной
стороны, сейчас масса материалов публикуются в книгах и выставляются в
Интернет. Поэтому неевреи сами могут иметь доступ к этим книгам и с этой
точки зрения эффективность ограничения в наше время весьма сомнительна.
Более того, раньше практически все тексты еврейской традиции были записаны на иврите, идише или арамите и существовал языковый барьер между еврейскими текстами и неевреями.
В последние
времена, когда сами евреи ассимилировались и перестали знать свои языки,
практически почти все основные книги иудаизма и множество новых книг
были записаны уже на языках народов мира, в частности на английском и
русском и это также сняло барьер для неевреев.
Существует
также психологический фактор. Запрет обучать неевреев может ими
рассматриваться как обидное разделение людей на «первого» и «второго»
сорта и это приводит к тому, что они обижаются на нас.
Также это
вызывает фактор ксенофобии. Евреи, отличавшиеся внешне (по крайней мере
раньше) от других народов — вызывали опасение, так как неевреи не знали
причин и смыслов поведения евреев.
= - = - =
Сейчас ситуация начинает меняться не только в техническом (доступ неевреев к текстам), но и в идеологическом смысле.
Возникают подходы, основанные на идее «свет для народов», которые подразумевают активную
роль в обучении неевреев мудрости. Эти подходы вызывают много споров,
как со стороны тех, кто хочет ужесточить запрет, так и со стороны тех,
кто хочет активизировать процесс.
= - = - =
Недавно рав Шерки сформулировал очень разумный подход к этому вопросу.
Мы же сформулируем его тезисно и проведем краткий анализ этого подхода.
В стандартном подходе евреи делят мир на евреев и неевреев — не дифференцируя неевреев.
При этом по отношении к неевреям евреи считали максимально возможным с точки зрения нашего закона — обучение их семи законам сыновей Ноаха.
Это самые базовые законы общежития — Не убий, не укради и т. д.
Такой «скромный» вклад евреев в дело просвещения неевреев всегда вызывал весьма странное чувство недоумения.
Сами неевреи развивают философию, психологию, даже мистику, изучают и
предлагают самые разнообразные подходы к жизни, а мы им предлагаем самый
минимальный и достаточно очевидный список законов и утверждаем, что в
этом и есть наша роль «света для народов».
Образно (на
языке метафоры) говоря, весь мир разработал массу ламп, прожекторов и
других современных источников света, а мы предлагаем миру «старинную»
свечку, претендуя при этом на роль великих учителей.
= - = - =
Как объясняет эту ситуацию рав Шерки.
Он говорит, что нееврейский мир нуждается в дифференциации. Он состоит как минимум из двух групп.
Одной из проблем в недопонимании является недостаточно четкое использование понятий.
По отношению к народам используется ивритское слово «гой», которое сейчас стало уничижительным.
На самом деле, в разное время и в разных ситуациях это слово имело разные смыслы.
Тора называет евреев «гой кадош» - святой народ. Таким образом — в этом контексте это слово обозначало просто понятие «народ» без ограничений.
= - = -=
Утверждает рав Шерки, ссылаясь на авторитетов прошлого, что в случае запрета обучать Торе, слово гой должно переводиться словом язычник.
То есть не просто народ, но народ, который имеет языческий подход к миру.
И именно к таким народам относится запрет обучать их Торе, так как языческое мировоззрение приведет к искажению мудрости Торы1.
= - = - =
Эти народы
должны в первую очередь согласиться принять семь законов сыновей Ноаха,
которые включают в себя запрет идолопоклонства.
С точки зрения
рава Шерки, мы имеем два вида народов — язычники (гоим) и цивилизованные
народы, которые приняли на себя эти 7 законов.
= - = - =
По отношению к таким цивилизованным народам, мы не применяем запрет обучать их мудрости Торы, так как мы считаем их более зрелыми и сознательными.
= - = - =
Таким образом, 7
законов бней-Ноах — это не максимум, который мы даем народам мира, а
минимум, приняв который — они переходят в более сознательную категорию,
после чего мы можем обучать их Торе.
= - = - =
Возникает вопрос, а как мы узнаем, что эти народы признают 7 законов Бней-Ноаха?
В первом
чтении, можно сказать, что мы видим, что законы отношений между людьми —
стали входить в набор «светских» законов, которым подчиняются
современные государства.
С другой стороны, язычество — в его древнем понимании — уже исчезло из «оборота» большинства народов.
Поэтому, «в
первом приближении» мы можем сказать, что уровень цивилизованности
современных народов позволяет рассматривать их как соответствующих семи
законам.
= - = - =
Тема имеет множество аспектов для развития...
1Мы
видим яркий пример этой проблемы, когда раннехристианские идеи попали
«в руки» к греческим язычникам. В этот момент фигура Иисуса, бывшего
учителем и основателем религии — была объявлена «сыном Б-га» в его
языческом понимании. И то, что евреи понимали как сын Б-га в
метафизическом смысле — исказилось и превратилось в нечто другое.