В нем мы постарались увидеть, что Телец
— не был абсолютным Злом. Он содержал
в себе замысловатое переплетение искр
и клипот — ценных и творческих идей,
перемешанных с запрещенными вещами.
Прямой текст Торы пишет, что
Моше рассердился и уничтожил Тельца и
Б-г сердился на евреев.
Простой человек из этого сделает
однозначный вывод — Телец — это плохо.
Но те, уто умеют смотреть на
текст Торы интегрально (а еще лучше - на
текст Торы плюс на всю историю человечества)
увидят, что искры, которые содержались
в Тельце — постепенно вошли в еврейскую
традицию в очищенном виде — сначала в
виде аспектов Мишкана, потом в
психологических категориях, потом в
мистических, потом в хасидских, а потом
даже в виде абстрактного искусства.
= - = - =
Один из бдительных читателей
задал в комментарии сердитый вопрос.
Он пишет примерно так, что «текст
правильный, но к кому Вы с ним обращаетесь?»
Я вычитал из этого сердитого
послания следующую мысль - Можно ли всем
желающим давать свободу «играть с огнем
искр»?
Некоторые читатели — из моих
текстов делают ошибочный вывод, что мы
призываем всех желающих самим заняться
работой искро-искателей.
Сразу развею это опасное
заблуждение — и внесу ясность в вопрос.
= - = - =
Сначала — общий ответ.
Ситуация выглядит так, что
работа «искро-искателя» - это штучная
эксклюзивная работа тех, кто может этим
заниматься продуктивно и безопасно.
Для всех остальных важно
понимать следующее:
а) наступила эпоха — в которой
этот процесс становится возможным
и необходимым.
Мы можем эту эпоху условно назвать -
«финишная прямая» перед приходом
Мошиаха;
б) нужно внимательно следить за
результатами работы «искро-искателей»,
чтобы быть в курсе дела;
в) нужно чувствовать, какие из предложенных
вниманию — найденных искр — близки
Вашей душе и вызывают в Вашей душе —
влечение к этой искре;
г) так как эта искра — уже откошерована
— Вы не должны противиться этому
стремлению и можете с чувством радости
и энтузиазма приобщиться к этой искре;
д) если Вы уже ортодоксально
соблюдающий еврей, Вы почувствуете как
эта искра оживит и обогатит Ваше
Б-жественное служение, помогая
классическому иудаизму стать более
эффективным и проникающим еще более
глубоко в Вашу душу;
е) если Вы — просто ищущий
еврей, который пока не решился принять
на себя весь путь иудаизма — эта искра
также оживит Вашу жизнь и сделает ее
более счастливой.
Более того, она даст Вашей душе
возможность большей реализации и поможет
душе со временем приобщить в свой арсенал
и классическо-еврейские ресурсы, которые
будут выглядеть более осмысленными.
(это — путь «кирува»).
ж) Вы можете помочь делу
«искро-выделения» - тремя основными
путями
Ж1) Помочь себе включиться в процесс
интеграции искр в свою жизнь;
ж2) Помочь ближним, рассказывая им о
новых путях и возможностях, т. е. помочь
в распространении;
ж3) Помочь «искро-искателям» в
организационно-финансовых аспектах,
если Вы обладаете нужными возможностями.
= - = - =
А теперь вернемся к вопросам
безопасности.
Поиск искр — занятие опасное.
Известный спор рава Кука и рава Зоненфельда
— состоял в частности в этом. Главный
раввин Иерусалима предупреждал рава
Кука, что если все начнут искать искры,
то многие «утонут в болоте клипот».
Это — абсолютно правильное
предупреждение.
= - = - =
Так что нам теперь — не выходить
из «дома» классического иудаизма?
Не забудем, что большинство
евреев уже давно ушли из этого дома
(ушли их дедушки и бабушки), и сейчас
эти евреи интуитивно прибиваются к
берегу разных «-измов», страдая от всех
возможных побочных эффектов этого
процесса.
Поэтому еврейский народ уже
давно раскололся на два лагеря:
тех, кто не рискует выйти к новым искрам,
резонно боясь клипот;
тех, кто уже давно вышел, влекомый искрами
и сейчас наслаждается новыми искрами
и одновременно страдает от всех клипот,
которые прилепились к этим искрам — в
неочищенных «продуктах»
= - = - =
Дадим правильный ответ.
Согласно подходу рава Кука,
Вс-вышний ждет от нас поиска и находок
новых смыслов в Торе и в проявлении
Б-жественной мудрости — среди «70
народов», среди современных и классических
достижений мировой цивилизации.
Но — любой мощный ресурс —
обладает не только возможностями, но и
опасностями.
Нельзя любому человеку лезть на столб
с высоковольтным напряжением. Его —
может ударить током.
Что же делать? Для этого есть
профессионалы, которые знают, как
починить электрокабель и не пострадать
от случайного касания оголенного
провода.
= - =
Точно так же нам нужны
профессионалы, которые смогут провести
бриру — отбор в смеси искр и клипот
и предъявить миру — очищенные искры.
= - = - =
Религиозный читатель скажет
— пусть этим занимаются «самые главные»
раввины. Они лучше всех знают опасности
и мы им больше всего доверяем.
Это было бы хорошее решение,
если бы оно было работающим.
Обычно человек, который родился
и вырос строго внутри сверх-ортодоксальной
среды — не будет замечать искры нового
в смесях.
Он сразу заметит клипот — и
быстро «закроет тему», не «открывая
ее».
Со своей стороны — он будет прав. Но не
с точки зрения перспективных интересов
Вс-вышнего.
То есть в нашем деле существует
два ключевых таланта:
а) замечать и распознавать искры;
б) замечать и распознавать клипот.
Для эффективной работы — на
первом этапе нужно уметь обращаться
именно с искрами.
Но перед тем, как «пускать искры в дело»,
необходимо «пропустить систему» через
«фильтры» «клипо-очистки».
У серьезных раввинов — может
быстрее сработать «анти-клипотный»
барьер, прежде чем включится
«искро-искательный» «локатор».
=-=-=-=
Обратим внимание на главного
раввина Англии — рава Сакса.
(Обратите
внимание на название первых двух школ
имени двух известных евреев (мамы и
сына) :)
Он
учился в Кэмбридже и Оксфорде. Его
образование и опыт позволяют ему быть
успешным искателем искр.
=
- = - =
Чтобы
«учуять» искру в нееврейском «-изме» -
надо чувствовать и разбираться в этих
«-измах».
Большинство
«классических» раввинов — имеют
совершенно другое образование и опыт.
=
- = -=
У
нас не так много гениальных раввинов,
подобных раву Саксу.
Но...не
обязательно быть главным раввином —
для умения находить искры.
Для
этого очень ценно быть баль-тшувой,
прошедшим до тшувы (прихода в иудаизм)
серьезный опыт пребывания в разных
«-измах».
Кстати,
сейчас Вс-вышний мне прислал в помощь
совершенно замечательного человека,
который был 30 лет весьма серьезным
деятелем в Христианских церквях (будучи
евреем). Недавно он сделал тшуву, и сейчас
ходит каждый день в коллель по полдня
учиться Талмуду, и приходит ко мне
общаться на предмет «искро-искания».
Итак,
первый «отряд профессионалов» - это
религиозные евреи (в-основном баалей-тшува),
которые имеют «нюх» на искры — и могут
находить их в окружающем мире.
Далее,
необходимо совершить бриру,
то есть очистить эти искры от всех клипот
(откошеровать искры).
Некоторые
серьезные раввины могут это сделать
самостоятельно.
=
- = - =
Но...
это не единственный вариант.
Идеальным
вариантом была бы командная работа.
Наши
религиозные авторитеты, знатоки
кошерности — могут войти в команду.
На
первом этапе — команда искроискателей
находит важные искры, пользуясь своим
опытом.
На
втором этапе — наиболее опытные из тех,
кто обладает не только способностью к
поиску искр но и способностью к выявлению
клипот — проводят максимально доступную
им очистку искр от клипот.
Но
в идеале должен быть третий этап —
команда «клипо-отсекателей», в которую
желательно ввести наиболее авторитетных
раввинов «классиков» - должна проверить
результат, чтобы поставить «печать
кошерности», после чего — самые
Б-гобоязненные евреи не будут бояться
пользоваться продуктами такой командной
работы.
=
- = - =
Подведем
первый предварительный итог.
В
наиболее оптимальном варианте — работой
по поиску искр — должна заниматься
команда из людей со свежим взглядом,
опытом знакомства с «-измами» и разумными
знаниями о «клипотной» конспирологии.
На
втором этапе — для того, чтобы полученными
искрами не боялись пользоваться самые
ультра-ортодоксальные потребители —
нужна перепроверка серьезных авторитетов
и тогда — новая искра станет достоянием
всего еврейского народа, а не только
самым «смелых».
=
- = - =
А
теперь несколько важных замечаний.
Замечание
1.
Недавно
я в хевруте изучал Гемору трактат
Кидушин.
Там была история о споре Ребе (автор
Мишны раби — Йегуда а-Наси) с другими
мудрецами — по поводу того, разрешить
или запретить какую-то ситуацию.
Из
анализа ситуации — гемора сначала
делает вывод, что мы учим, что Ребе
разрешил ситуацию.
Потом
Гемора говорит примерно следующее: «Но
из этого же мы можем сделать вывод, что
мудрецы запретили ситуацию». Какой же
правильный вывод из данной фразы?
И
Гемора говорит чрезвычайно важный
ответ, смысл которого — что нам гораздо
более ценно узнать факт, что Ребе
разрешил, чем факт, что его оппоненты
запретили.
Для
не совсем понятливых, комментаторы
объясняют:
В
иудаизме для раввина гораздо легче и
безопаснее запретить, чем разрешить.
Не
очень квалифицированные раввины, если
они не до конца уверены в сложной
ситуации, им легче ее запретить, чтобы
не нести ответственности.
Но
если раввин по-настоящему глубокий
знаток, то он может сделать более
серьезный анализ — и дать разрешение.
Но не потому, что ему «не жалко разрешить»
(как подумали бы светские читатели), а,
наоборот, потому что ему важно проникнуть
вглубь ситуации — и дать людям возможность
воспользоваться
чем-то важным.
В
разговоре с моими коллегами — я услышал
следующее мнение. В современном мире
очень много раввинов, которые предпочитают
запретить что-то, так как им так «проще
жить». Запретив, человек почти ничем не
рискует.
Но
самые знаменитые и любимые народом
раввины — это те, кто тратят больше
усилий — и разрешают. Но не везде, а
там, где они действительно могут найти
разрешенность ситуации.
Одним
из самых известных таких раввинов был
рав Моше Файнштейн.
После
второй мировой войны — в мире жило очень
много евреев, которые в тяжелейших
условиях сталкивались с жизненными
драмами, насилием и смертью — и это их
иногда приводило к сложным галахическим
вопросам (например, когда еврей спасался
от смерти, прячась в Христианском
монастыре).
Многие
раввины — не рисковали брать на себя
ответственность и давать этим людям
ответы.
Рав
Файнштейн понимал, насколько эти люди
нуждаются в серьезных решениях — и он
тратил много сил на глубинный анализ
ситуаций, чтобы найти возможность
кошерного разрешения проблем, там где
он мог
найти это разрешение.
=
- = - =
К
чему я привожу эту мысль.
Когда
речь будет идти о разрешении вещей,
пришедших из мира «горючих смесей»,
далеко не все раввины не побоятся
рисковать своей репутацией. Можно
предположить, что множество раввинов
— начнет по малейшему поводу переустрожаться
и «выплескивать младенца с водой» или
просто игнорировать ситуацию.
Поэтому
очень важно иметь таких раввинов, которые
бы обладали желанием и смелостью —
глубоко вникать в ситуации и давать
свои ответы — на основе серьезных
рассуждений.
=
- = - =
Замечание
2.
Пока
мы не имеем доступ к таким замечательным
раввинам — мы можем сделать следующее
(и
я стараюсь именно так поступать)
Мы
можем извлекать для начала наиболее
«безобидные» искры, в которых «невооруженным
глазом» можно увидеть — что мы вполне
очистили искру от клипот.
Существует
множество «легко отделяющихся» искр
во многих случаях.
И
пока мы не наладили многослойную работу
со сложными случаями, мы уже сейчас
можем выделить множество искр — на
«простых участках».
Как
писал р.Арье Каплан — мы начнем свое
путешествие с невысоких и безопасных
холмов (а высокие и опасные горы —
доверим более серьезным профессионалам).
=
- = - =
У
меня уже собралась достаточно большая
коллекция кошерных и интересных искр.
Основная
проблема к публикации материалов об
этих искрах — это время.
Учитывая
новизну ситуации, чтобы описать каждую
искру нужно время, для написания
серьезного текста.
Сейчас
важно организовать подготовительный
процесс.
И
пока мы должны еще 1-2 месяца посвятить
разбору общих вопросов, чтобы в-дальнейшем
— перейти к конкретике.
=
- = - =
Замечание
3.
Оно «противоположно» первому
замечанию.
Мы должны отдавать себе отчет,
что пока мы ищем кошерных путей
искровыделения — в еврейском
неортодоксальном мире уже «вовсю»
орудуют «копатели-дилетанты», которые
выкапывают искры зачастую без всякого
понимания и желания откошеровывания
их.
И (в частности в Америке) сегодня
большие толпы евреев — пользуются этим
неочищенным продуктом, не «заморачиваясь»
вопросами его очистки.
= - = - =
Уточню сразу две наиболее
опасные группы клипот с еврейской точки
зрения.
Первая группа клипот — это
нарушение запретов лашон а-ра.
Когда люди говорят, не следя за чистотой
речи, то это весьма чревато проблемами
для души и психики.
Это особенно опасно в сеансах групповой
психотерапии.
Например, когда на сцене один человек
вводится в транс и начинает про себя
(или других) рассказывать всякие
нелицеприятные вещи, то это чревато.
Да, мы знаем о врачебной тайне, но на
множестве психотренингов — этот аспект
«пропускается сквозь пальцы».
Я сам наблюдал весьма травматичную
историю на сеансе одного еврейского
психотерапевта, (но я ее опишу, когда у
меня будет больше времени).
Вторая группа клипот —
мужско-женские аспекты.
Когда к духовным переживаниям
подмешиваются сексуальные факторы, то
идет «игра с огнем».
Именно этими «горючими провокациями»
- Билам надоумил заняться мидьянитянок
и мы видим, насколько серьезно Тора
предупреждает об опасностях этого пути.
Но многие психо-тренеры знают,
что на семинарах — затеиваются
всевозможные романы и множество других
опасных связей.
Некоторые психо-техники
сознательно вмешивают эти факторы в
процесс.
Но еще более чревато, что рыночно-рекламные
механизмы часто используют этот фактор
для привлечения клиентов, так как
сексуальные влечения — легко возбуждают
человека и могут быть легко использованы
для дальнейших манипуляций над клиентом
(пикап и прочее).
(как говорили в народе - «потом как
честный человек он был обязан на ней
жениться». И особенно много таких
«честных» жертв манипуляций среди
еврейских парней, которые в свое время
возбудились от нееврейских девушек, а
потом это закончилось женитьбой со
всеми вытекающими проблемами).
Об э том я уже когда-то давал
глубинную ссылку (попозже найду и ее).
С точки зрения «клипо-отделения»
- мы должны серьезнейшим образом
сторониться этих двух «клипо-рассадников».
= - = - =
Приведу реальный пример.
У меня есть один знакомый —
еврей-психотерапевт, который считает
себя религиозным, ест кошер, соблюдает
Шабат и т. д., но очень ругает ортодоксов,
считая их «душителями свободы».
При этом в его действительно
гениальных тренингах, которые он
во-многом сам разрабатывает, полно
клипотных «издержек».
Я к сожалению — не имею
возможности реально влиять на этого
человека и на его тренинги.
Не все в моих руках.
Но что я могу — это видеть
побочные эффекты после его тренингов.
Один мой знакомый — потом
несколько дней ходил в серьезной
депрессии после сеанса с этим моим
еврейским психотерапевтом-новатором.
При этом — этот психотерапевт
— не хочет слышать критики в свой адрес,
заявляя, что это все «происки устрожающих
раввинов».
Но это — половина проблемы.
Много еврейской молодежи приходит на
его рискованные тренинги, также
привлеченные смелостью и оригинальностью
его техник, и доверяя ему, при этом не
осознавая, что многие из техник —
особенно для евреев — весьма чреваты.
= - = - =
Я привел пример только одного
моего знакомого.
Но есть целые еврейские движения, часть
из которых претендует на свою религиозность,
и при этом готовы вмешивать туда множество
сомнительных техник и подходов.
(The
term Jewish Renewal describes "a set of practices
within Judaism that
attempt to reinvigorate what it views as a moribund and uninspiring
Judaism with mystical, Hasidic, musical and meditative practices
drawn from a variety of traditional and untraditional, Jewish and
other,
sources. In this sense, Jewish renewal is an approach to Judaism that
can be found within segments of any of the Jewish denominations."
The
term also refers to an emerging Jewish movement, the Jewish Renewal
movement, which describes itself as "a worldwide,
transdenominational movement grounded in Judaism’s prophetic and
mystical traditions."[1]The
Jewish Renewal movement incorporates social views such
as feminism, environmentalism and pacifism It
is not considered Orthodox and its practitioners are often referred
to as Post-Orthodox or Neo-Liberal Jews.)
И пока мы ищем способы
максимального кошерования, громадные
толпы евреев — в преддверии Мошиахальных
процессов — чувствуют необходимость
— стремиться к новому, которое им уже
доступно
И пока наш подход будет «томиться» в
ожидании профессиональной команды, —
множество еврейских душ будут, минуя
нас попадать в опасные ситуации.
= - = - =
Сейчас могут сосуществовать
два крайних подхода.
С одной стороны, боящиеся
нового «классики» будут предпочитать
— не вмешиваться в ситуацию (так им
будет безопаснее),
с другой стороны, огромное
количество наших детей и близких —
будут «ломиться» к тем доморощенным
искро-искателям, которые не очистив
продукт — мчатся на рынок с товаром.
Необходимо учесть, как
предупреждал нас рав Кук, что еврейские
души — чувствуют искры, и как бабочки
на свет — мчатся к «месторождениям
искр».
= - = - =
Истории с коммунизмом и
либерализмом — уже ранили множество
душ.
Но это было на предыдущих этапах, и
прошлого уже не вернешь.
= - = - =
В последние 10-15 лет — Мошиахальный
процесс пошел гораздо быстрее.
И люди сейчас еще активнее хотят
«прильнуть» к новым искрам.
И пока этим активно пользуются
весьма творческие личности, которые
часто из лучших побуждений, но без
должной предосторожности - «вбрасывают»
на рынок — новые «искры» в неочищенном
виде.
= - = - =
Замечание 4
Подобную ситуацию мир испытал
недавно в вопросах продуктов питания.
Человечество увлеклось новыми технологиями
пище-производства.
И все увлеклись различными
химическими добавками, генными
экспериментами и др.
Сначала не подозревающее
подвоха человечество начало усиленно
потреблять продукты с весьма опасными
свойствами.
Постепено люди опомнились и
сейчас возникло понятие экологии
— защищающей нас от опасных веществ.
Но экология — не может запретить
прогресс.
Она стремится ввести его в
«кошерные» рамки с точки зрения мира
материальных продуктов.
= - = - =
То же самое — мы должны внести в мир
духовности.
Прогресс в области новых духовных
технологий — уже идет в
мире полным ходом.
= - = - =
Очень мало людей «вкусивших свободы»
готовы вернуться в мир «классических»
ценностей после того как человечество
уже побывало в мире модерна, а сейчас
потихоньку перерастает мир пост-модерна.
= - = - =
И сейчас наша задача — найти
быстрый и эффективный путь взять от
мира все лучшее, и при этом профессионально
избавиться от всех «клипот», чтобы
прогресс шел только вперед.
= - = - =
Именно такое состояние — шаг
вперед (с искрой) без двух шагов назад
(без клипот) — и будет реализацией
движения на «финишной прямой» Мошиахального
времени.